Клевый бизнес
Рыба ищет где глубже, а человек – где рыба». Будучи принципиально верной, эта истина нуждается в поправке: теперь для человека рыбу ищут многочисленные турфирмы, которые организуют рыбалку от начала и до конца, вплоть до насадки червя на крючок. Рыболову остается только забрасывать.
Это стоит немного дороже. Рыболовный тур на карельское озеро Верхнее Куйто (сиг, хариус, озерный лосось) оценивается, например, так:
Проезд от ж.д. станции Кемь до турбазы в пос. Калевала – 80–150 у.е. в зависимости от количества народа и багажа. Трансфер от поселка до избы, к которой прилагается газовая плита, русская печь и баня – 40 у.е. Проживание – 10 у.е. в сутки с человека. Егерь стоит 20 у.е. без приготовления пищи и 30 у.е., если готовит вам еду. Лицензии – 45 руб. в сутки с носа. Моторная лодка без учета ГСМ – 800 руб. за день. Туристу нужно иметь медицинскую справку о состоянии здоровья.
Вот это правильно. Справка необходима. Северные реки и озера не терпят хворых и слабых, а если тур, вдобавок сопряжен с экстремальными условиями (стояние с удочкой по пояс в воде, многокилометровые переходы по лесным дебрям к месту лова, длительный сплав по реке на плотах и лодках), становится понятной такая осторожность. «Целительная сила северной природы» положительно влияет только на заведомо здоровых, хорошо экипированных клиентов. «Медвежьи углы», всевозможные «заимки» и «отшибы» со всей их милой русскому сердцу избяной экзотикой пользуются повышенным спросом в кругу сограждан, занятых в крупном и среднем бизнесе. Такой человек, смертельно устав от борьбы за прибавочную стоимость, мечтает просто остаться один, утопить в глухом лесном озере мобилу и насладиться тишиной, порой без всяких видов на результат рыбалки. Уже сама мысль о том, что на десятки верст вокруг нет ни единой человеческой души, действует на него целительно. Ягоды, грибы, медведи, лоси – только приложения к первобытной тишине.
В одном из турагенств я невольно подслушал телефонный разговор: крупный клиент обсуждал с оператором условия своего будущего отдыха где-то в карельской глуши. Скрепя сердце, он все-таки согласился на присутствие рядом с собой поварихи. В свою очередь, повариха (красавица, спортсменка, комсомолка – как отрекомендовал ее оператор) интересовалась, не будет ли клиент поднимать ее по ночам, чтоб готовить ему еду. Оператор, улыбаясь в трубку ответил, что это абсолютно исключено: клиент – солидный человек. Вот до чего доходит. Спрашивается, почему бы не поднять ночью повариху? Я бы, например, попробовал. А он не хочет. Одичал, бедняга, в джунглях капитала. Как такой рыбак справится с 50-килограмовым тайменем, который густо обитает, например, в реке Тугур Хабаровского края? Да на такую рыбину впору ходить с ружьем и в группе! Рефлексирующий индивидуалист при встрече с ней в тайге просто не выживет.
В России есть места, по своей малоизученности сравнимые с Венерой или Сатурном, но и там уже давно ловят рыбу. Плато Путорана на северо-западе сибирского плоскогорья – абсолютно незаселенная планета, на которой уникально сочетаются «столовые» горы дремучая тайга, озера и реки, изобилующие порогами и водопадами. Узкие озера покоятся в гигантских щелях тектонических разломов и очень богаты рыбой: таймень, нельма, хариус, голец, сиг, чир, пыжьян, ряпушка, пелядь, муксун, налим, щука, окунь. Ученые ездят сюда, чтоб изучать неизвестные виды озерной фауны. А полярный день позволяет ловить всю эту красоту круглые сутки. Десятикилограммовый голец и полуторакилограммовый хариус – рядовые трофеи. На озере Кета круглый год открыт лагерь «Северная Ойкумена». Недельный тур начинается в Норильске, откуда группу вертолетом переправляют в лагерь. Он электрифицирован и состоит из двух больших коттеджей, спальни в которых рассчитаны на 2–3 человек. Имеется баня, сушилка, открытая летняя веранда. Спутниковая связь. К услугам клиента столовая, комната отдыха с камином, кают-компания и бар. Баня оборудована душевыми кабинками. Есть коптильня и ледник. Вертолет, моторные лодки с эхолотом, повар, егеря, гиды – все это готово вылететь, отчалить, приготовить, принять и проводить по первому слову из уст дорогого гостя. Сколько стоит? Каждая отдыхающая душа платит 1180 долларов за полный тур. Конечно, дорого. И вряд ли подешевеет.
Но видов рыбалки – неописуемое множество. И среди них наверняка найдется тот, что вас устроит. Была бы только рыба.
Сидит человек на верблюде, и вдруг – представляете! – у него клюет! Он отважно подсекает и выволакивает из сонных вод Волги-матушки упругого, большого осетра. Осетр бьется, верблюд топчется, смех, брызги… Это – не рыбацкий сон. Это – услуга, которую предлагает своим клиентам одна из фирм, занятых в сфере рыболовного туризма под Астраханью. Подобных фирм в окрестностях – без счета: дельта Волги кишит самой разнообразной рыбой, хватающей наживку со скоростью десять поклевок в минуту. Здесь, по оценкам экспертов, самые рыбные в России места и, как следствие, самая дешевая рыбалка. Ее стоимость редко превышает 60 долларов в день. Сюда едут люди, которых прежде всего интересует «чтоб хорошо клевало», а все остальное – чешуя. Вас, если пожелаете, разместят в приличной гостинице (коттедже, палатке), накормят ухой (жареной, печеной рыбой), поставят музыку и выпивку, но сердце…
Оно уже не преисполнится покоем от долгого взгляда на застывший поплавок, не вздрогнет и не нырнет вместе с ним под воду, не затрепещет искристым карасиком на мокром песке. А утренний озноб под рваной телогреечкой? А грустный запах отгоревшего костра? А банька, чтоб она дымила? Этого не купишь за 60 баксов.
Александр Дудин
Подробнее