В июле особенно хочется пива. Неважно, что лето похоже на осень, что носовые платки пользуются большим спросом, чем шорты, – пива все равно хочется.
Так сигналит организм. И зовет по московским пивным.
«Жигули» на все времена
едавно возрожденная пивная «Жигули» проектировалась как место отчасти ностальгическое, отчасти спортивное. В итоге пить пиво и просто встречаться после работы в «Жигулях» стали люди всех возрастов, разного социального статуса, интересующиеся спортом и не очень.
В «Жигулях» всегда ощущается аура истории этого места. В семидесятых и восьмидесятых годах в знаменитую пивную на Калининском проспекте ежедневно выстраивались длиннющие очереди. Происходило это ровно в 11 утра – священный час для каждого советского человека, желающего опохмелиться. В этот момент «Жигули» открывались, первые монеты падали в автоматы с разливным пивом, и гремели граненые кружки (в залог за которые брали по 20 копеек).
Римейк, которым, по сути, являются сегодняшние «Жигули», создан на новом техническом и культурном уровне. Теперь «Жигули» – это спортивный бар, который любят энергичные люди. Чему соответствует девиз – «Наше пиво стройнит!»
Приметы прошлого владельцы нового пивного зала возвращали очень избирательно. Например, очереди, залог за посуду и антисанитарные туалеты исчезли безвозвратно. Как и пивные автоматы, к сожалению. Их попытались возродить, но выяснилось, что они рассчитаны только на низкокачественное пиво. А в новых «Жигулях» пиво разливают только очень хорошее. Варит его один из столичных пивзаводов (его название держат в тайне) по специальной немецкой технологии. В меню есть «Жигули» светлое и нефильтрованное по 80 рублей за поллитра и еще четыре наименования разливного пива.
На огромных экранах «Жигулей» можно посмотреть все значимые матчи и соревнования. «У нас можно болеть очень активно, например, кричать речевки, – объяснил политику арт-директор заведения Максим Попов. – Но оскорблять команду противника нельзя, за этим специально следит наша служба безопасности». Он же рассказал, что самое сложное время для заведения – это трансляции матчей внутреннего первенства, так как болельщики разных команд встречаются буквально за одним столом.
Потреблять пенный напиток и болеть за любимые команды можно в трех разных зонах – зал самообслуживания, ресторан и VIP-кабинет. Большие студенческие компании хорошо себя чувствуют в первой зоне. Здесь, естественно, есть мармитная линия, длинные лавки и столы. Внешне – нечто среднее между школьной столовой и суши-баром. По замыслу известного дизайнера и совладельца «Жигулей» Алексея Хааса (ему принадлежит идея известного ресторана «Джусто»), одна из стен пивной сложена из зеленоватых стеклоблоков – такие были почти во всех спортивных раздевалках советских времен. В них встроены три больших экрана и большое подсвеченное панно: генсек Леонид Брежнев, потягивающий пиво в компании Иосипа Броз Тито. К пиву на линии самообслуживания можно выбрать беляши, котлеты, салат «Оливье», воблу, вяленую корюшку или даже заказать живого рака из огромного аквариума (75 руб. за штуку).
В следующем зале ресторана целых семь экранов и один большой проектор за сценой. В этот зал легко вмещается 200 человек. Меню в ресторане весьма разнообразное: с одной стороны, ностальгически-советское, с другой – интернациональное и современное. О прошлом напоминает цыпленок табака (350 руб. за порцию весом 600 граммов), суп лапша домашняя с курицей (100 руб.), манты со сметаной (80 руб.), пельмени с маслом (160 руб.) и шашлык нескольких видов (400–600 руб.). Для тех, кто о прошлом вспоминает без особого тепла или просто слишком молод, есть «Мексиканская» пицца с тремя видами сыра, грибами и колбасой «Пампилони» (200 руб.), сосиски «По-баварски» (180 руб.) и утиная грудка в апельсиновом соусе (500 руб.). С напитками та же ситуация, есть все от французских вин (от 70 до 130 руб. за 150 миллилитров) до кваса и компота из сухофруктов, стакан которого стоит 30 рублей.
Посетители здесь не только болеют, пьют пиво, едят, но и танцуют до упада четыре раза в неделю (во вторник и четверг с 21:00, а в пятницу и субботу с 22:00). Хиты 60-х, 70-х и 80-х годов играет группа из какого-то подмосковного дома отдыха. Звучат они точно так же, как тогда. При этом никакого ультрафиолета, стробоскопов и лазеров. По словам администрации «Жигулей», на вечеринки к ним заходят баскетболист Сергей Панов и хоккеист Павел Буре.
У спортивных знаменитостей в «Жигулях» есть редкостная возможность оставаться невидимыми и не узнанными. Зеркальная стена ресторана на самом деле прозрачная: за ней располагается небольшой VIP-зал, рассчитанный максимум на 25 человек. На столах бокалы из Гусь-Хрустального и подсвечники из зеленых пивных бутылок. Даже туалет тут свой – весь в портретах известных актрис, вырезанных из старых «Огоньков».
Президентская «Пивнушка»
«Пивнушка» на Ленинском проспекте существует уже восемь лет. В 1994 году это было единственное в Москве место, выдержанное в традиционно немецком стиле Bierstube, то есть настоящая пивная. Здесь подавали сорта пива, названия которых тогда у нас никто даже не слышал. Но прославилась «Пивнушка» не этим. В ноябре 2000 года сюда вдруг заехал президент Владимир Путин и привез с собой британского премьер-министра Тони Блэра. После этого случая «Пивнушка» стала гораздо более популярным рестораном.
О званом ужине теперь напоминают несколько фотографий с веселыми лицами президента и премьер-министра. Не веселиться в «Пивнушке» действительно сложно. В ее деревенских интерьерах со связками лука на стенах и кабаньими головами даже самому высокому начальству будет трудно сохранять чопорность.
В пивной карте ресторана – главном разделе меню – собраны 14 самых знаменитых сортов пива, и не только немецкого: Пауланер, Кробахер, Хакер-пшорр, Будвайзер, Шпатен, Гролш, Варштайнер, Битбургер, Хайнекен, Кениг-пилснер, Гиннес, Килкенни, Харп, Эрдингер. Если вы еще не определились с пивом всей вашей жизни, стоит попробовать всего понемногу. Например, для начала кружку 0,3 Кениг-пилснер за 4 у.е., потом среднюю поллитровую кружку Кромбахер за 6 у.е. и уж на последок литровую кружку Пауланера за 12 у.е. К слову, все пиво в «Пивнушке» стоит одинаково, что исключает меркантильные мотивы в выборе сорта. На многоуровневые пивные дегустации очень вдохновляет и специальная пивная музыка – народные марши всех немецких земель.
Закуски в «Пивнушке», в основном, немецкие и традиционные, перевес в сторону интернационализма заметен только в разделе холодных закусок, где баварская мясная закуска (10 у.е.), зельц из молочного поросенка (7 у.е.), салат «Октоберфест» (7 у.е.) смотрятся одиноко на фоне русских блинов с зернистой осетровой икрой (30 у.е.), блинов с кетовой икрой (12 у.е.), рыбного ассорти (19 у.е.), тихоокеанской сельди с молодым картофелем и луком (6 у.е.) и вездесущего «Цезаря» за 8 у.е.
Зато в основных блюдах ни что не может затмить нордического духа «Айс Бан», традиционной свиной ножки – блюда богатырского и для Германии знакового. Даже на родине этого блюда в меню обычно стоит пометка «на два лица», но привычные граждане ухитряются справиться с «Айс Бан» и в одно лицо. Не отстают по размерам и жареный молочный поросенок (8 у.е. за 100г), и свежая телячья печень по-тирольски на сковороде (16 у.е.). А фирменная тарелка мясника даже опережает: все ее компоненты вместе весят около двух килограммов. В тарелку входят жаренные говяжьи колбаски, шницель, фазан, свиная нога, красная и белая капуста и картофельное пюре.
Конечно, если съесть любое из этих блюд, то до десерта дело уже не дойдет. Но если программа вашего пребывания в «Пивнушке» по каким-то причинам получается короткой, начинайте прямо с них. Традиционные штрудели того стоят.
Галина Паперная