Юрий Барзыкин: 5300000 – это еще не предел

14.12.2004 | Интервью

Юрия Барзыкина в кабинете не застанешь. Вице-губернатор Краснодарского края отвечает за развитие Азово-Черноморского побережья и должен по долгу службы всюду успевать – и на открытие сезона в Анапе, и на заседание оргкомитета карнавала в Геленджике, и на выездные приемы граждан. Но беседу с нами он счел важной для дела и сумел найти для нее время в своем напряженном рабочем графике.

– Юрий Александрович, в советские времена Кубань пользовалась славой всесоюзной житницы и здравницы. Что такое Краснодарский край сегодня?
– И житница, и здравница. Но житницей он оставался всегда, а вот по курортной отрасли, очень чувствительной к экономическому здоровью страны, первые годы реформ ударили не хуже Мамая. Перелом наступил лишь с приходом губернатора Ткачева, который недаром имеет репутацию одного из самых «рыночных» в стране. Именно Александр Николаевич сумел вывести проблему оздоровления населения на уровень важнейшей государственной задачи. На заре перестройки развитие курортов буквально душил правовой вакуум – рыночных законов, которые регламентировали бы этот бизнес, просто не существовало. Тогда Законодательное Собрание и исполнительная власть Краснодарского края стали решать проблему самостоятельно, на региональном уровне. Сегодня эти законодательные инициативы поддержаны Правительством России, их одобрила Государственная дума, часть из них активно применяют у себя другие субъекты федерации. Мы поняли, что современная курортная индустрия – это множество взаимосвязанных задач, настоящий букет отраслей экономики. Можно построить пятизвездный отель – такой, как «Рэдиссон Лазурная» или «Русь» – но грош им цена без нормальных дорог, стабильного снабжения теплом и электричеством, качественных продуктов питания. Нужно, чтобы наши гости могли с удовольствием добраться из аэропорта к месту отдыха, – и в этом году мы вводим бесплатные автобусные маршруты в Анапе. Нужно, чтобы сама дорога в наши края отнимала как можно меньше сил и средств. Вот МПС предлагает к курортному сезону 20-процентные скидки на пассажирские перевозки – разве не здорово? И администрация края действует конструктивно, удачный пример – наш проект с авиакомпанией «Экспресс лайн» по программе отдыха на выходных в Красной Поляне минувшей зимой. С пятницы до воскресенья можно было слетать из Москвы в Сочи и обратно за 80 долларов – вместо обычных 200! В начале мая мы повторили этот эксперимент. В итоге к нам прилетели 50 000 туристов – рекордная для майских праздников цифра. А в этом году мы надеемся побить все рекорды. Вот передо мной еженедельные сводки…

– Как сводки с фронтов?
– Скорее, с полей курортной жатвы – о том, как заполнены наши здравницы. Видите, какая приятная динамика? Курорты края все более востребованы на внутреннем рынке. Курорт Сочи сегодня заполнен на 75 процентов против прошлогодних 68-ми – и это практически без госзаказа. Недавно отдыхающие бюджетники составляли у нас в среднем 30, а в некоторых здравницах – 70 и более процентов. Однако, пользуясь бесплатным проживанием и лечением, эти люди зачастую с трудом находили деньги на дорогу туда и обратно, не говоря уж о прочих радостях. Те же, кто сегодня приезжают отдыхать за свой счет, охотно тратят немалые суммы на еду, развлечения, сувениры и т. д. Получается, что отрасль курортно-туристская – как локомотив, тянет за собой в гору всю экономику региона.

– Учтен ли в этих сводках частный сектор?
– В прошлом году совместно с Госкомстатом мы научились раздельно считать организованных и неорганизованных отдыхающих. И теперь знаем: в 2002 году у нас было 5 миллионов 300 тысяч отдыхающих, из них около двух миллионов – организованные туристы, а 3 с лишним миллиона – «дикари». В Анапе и Геленджике частники принимают уже более половины туристов. Но главное – это уже не бабушка с раскладушкой, а полноценные мини-отели, пансионы на 20, 50, 100 гостей одновременно. Они настолько убедительны на туристических выставках, что туроператоры выкупают у них места целыми блоками. А хозяева, чтобы предложить своим гостям полноценные медицинские программы, ангажируют лечебные пакеты ведущих санаториев. В итоге наш частный сектор стал вполне конкурентноспособным и может предложить туристу практически все, что его душе угодно. Я часто привожу этот яркий пример: на прошедшем МИИТе один санаторий в Анапе, «ДиЛуч», за 1 день продал 300 лечебных пакетов!

– Краснодарский край – это ведь не только побережье. Есть ли туристические перспективы у других районов?
– Красная Поляна, о которой мы уже говорили, граничит с Апшеронским районом. Сравнение со Швейцарией, на мой взгляд, может Апшерон даже обидеть, это уникальное, удивительное место. Специалисты Университета курортного дела разработали программу развития этой зоны отдыха, и архитекторы приступают к планировке – начинается масштабное освоение района. Скоро здесь – на фоне европейского сервиса – будет все, от горных лыж до маунтин-байка.
Апшеронский район был популярен и раньше – многие слышали о плато Лагонаки, Гуамском ущелье, Азишской пещере. Мы просто возрождаем всесоюзные туристские маршруты, выводим их на новый уровень. Сертифицируем эти маршруты, развиваем и горный, и экстрим-туризм, бардовские фестивали – все это отражено в наших планах на сезон.
Кубань уникальна еще и в этническом отношении. Самобытность казачьих станиц, интереснейшая история региона – все это создает предпосылки для развития познавательного, экскурсионного туризма. Краснодарский край – это обширный исторический, этнокультурный слой. Здесь еще до крещения Руси возникали первые христианские общины. Здесь проходил Великий Шелковый путь, основывали свои поселения греки, бывали генуэзцы, римляне, по этой земле ступала нога Александра Македонского. Наши знаменитые каменные дольмены – ровесники египетских пирамид. Нет, вы представьте, какая древность! Помимо историко-познавательных туров существуют и фольклорные, энографические маршруты, например, «Кубань казачья». Такие туры популярны, в основном, у зарубежных гостей: к нам приезжают из Италии, Германии, с сентября возобновляется чартерное авиасообщение с Финляндией.

– И много иностранцев приезжает к вам отдохнуть?
– Увы, не так много, как нам бы хотелось. Но год от года гостей из дальнего зарубежья становится все больше, и многие из них предпочитают деловой туризм. Это говорит о растущей инвестиционной привлекательности края – например, французы начали здесь строительство завода «Бондюэль».

– Насколько прибыльна курортная отрасль для краевого бюджета?
– Если считать прямые налоговые поступления – чуть больше 4 процентов. Но общие цифры гораздо внушительнее. Проведенные исследования показали, что в среднем турист тратит 43,9% от стоимости путевки на дополнительные расходы. Причем эти расходы распределились следующим образом: более 40% – покупка вещей, подарков, сувениров; 16% – развлечения, 15,6% – покупка продуктов питания, 15,1% – экскурсии. Таким образом, курортно-туристическая отрасль – своеобразный «локомотив» для целого ряда других отраслей. Легко посчитать: каждый турист за время своего пребывания здесь в среднем тратит 12 000 рублей. Пять с половиной миллионов туристов принесут нашей казне более двух миллиардов евро, что сравнимо с прибылью от аграрного сектора! И динамика вполне приличная: ведь отчисления курортного комплекса в бюджет за прошлый сезон увеличились на 160 процентов по сравнению с предыдущим. А некоторые города, например, Анапа, улучшили этот показатель в 3 раза.

– Понятно, что летом у вас нет недостатка в туристах. А с осени до весны – штиль?
– Куда там! Сентябрь, октябрь – лучшее время на побережье, бархатный сезон, пик популярности лечебных программ. Да и цены существенно снижаются. В прошлом году мы договорились с Министерством образования, и правительство разрешило перенести начало учебного года в северных регионах страны на месяц вперед, чтобы дети могли отдохнуть у нас еще и в сентябре. В ноябре, во время школьных каникул, у нас очереди в парк аттракционов в Геленджике и дельфинарий в Туапсинском районе. Потом наступает период рождественских и новогодних праздников. На прошлый Новый год здравницы в Сочи были просто забиты, да и все побережье накрыл огромный приток туристов. Чем не аншлаг?
С января по апрель – время делового туризма. Край принимает множество конференций, выставок, к нам приезжают политики и предприниматели самого высокого уровня. Активно развиваем спортивный туризм, организуем тренировочные сборы футболистов и легкоатлетов. У нас 18 центров олимпийской подготовки, строим новые стадионы и футбольные поля, которые в нашем климате остаются зелеными круглый год.
Следующий пик – майские праздники, а потом и лето. Так что работы хватает круглый год, только успевай.

– Когда же отдыхает вице-губернатор при таком-то беспокойном хозяйстве?
– Я отдыхаю редко, но с удовольствием. И, вы будете смеяться, тоже всегда в движении. В этом году вот собираемся с главой администрации Апшеронского района в поход из Апшерона в Дагомыс…

– А с семьей?
– Так мы с семьями и пойдем. Там такая красота!

Беседу вел
Юрий Патрин



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest