11 марта в Москве прошел очередной, VII Российско-Китайский туристический форум (РКТФ), ставший беспрецедентной площадкой за всю историю проведения российско-китайского диалога между представителями туристического сообщества России и КНР.
Впервые на платформе Форума собрались вместе представители самых крупных и эффективных компаний по продвижению в Китае: Tencent (WeChat), Weibo, Tuniu, ведущие туроператоры, китайские блогеры, а также эксперты международных маркетинговых агентств. В рамках дискуссионных сессий встретились представители крупнейших национальных поисковых сервисов Яндекс и Baidu. Эксперты рассказали о том, как создание специализированных медиа-проектов на крупнейших интернет-платформах России и Китая может положительно сказаться на развитии туристического обмена. Участники Форума отметили, что такой состав экспертов из «звездных» компаний впервые удалось собрать организаторам РКТФ в рамках одной дискуссионной площадки.
Форум объединил более 800 экспертов и участников – представителей органов власти России и КНР и бизнеса. Чиновники МИДа, Совета Федерации РФ, Посольства КНР в России, Ростуризма, Министерства культуры и туризма Китая и туристических компаний обсудили вопросы работы отраслевых ведомств и бизнеса в условиях быстрорастущего турпотока из КНР, усовершенствования законодательной базы, продвижения на международном рынке и адаптации сервиса, увеличения объема экспорта услуг и возможностей использования бизнесом господдержки.
Темы и задачи
В рамках Пленарного заседания заместитель начальника Управления международного сотрудничества Ростуризма Владимир Фомин отметил, что рекордные цифры по въезду китайских туристов ставят перед Россией определенные задачи. В частности, должна продолжаться активная работа над повышением качества и безопасности услуг в сфере туризма на территории России.
«Китай занимает первую позицию по общим показателям въезда иностранных туристов в Россию, значительно опережая другие страны, в частности, Германию и Финляндию. Но потенциал Китая значительно выше, и мы будем продолжать работу по увеличению въездного туризма из Китая», — уверен Владимир Фомин.
В числе приоритетных задач на 2019 год в сфере развития Российско-китайского туристического сотрудничества Владимир Фомин назвал завершение процедуры введения электронного документооборота в сфере туристического обмена и решение вопросов, связанных с прозрачностью туристской деятельности и борьбой с демпингом в области оказания туристских услуг.
По данным министерства культуры и туризма КНР, которые озвучил на Форуме заместитель начальника управления Международного сотрудничества министерства культуры и туризма КНР Ли Цзяньган, в 2018 году китайский выездной туризм достиг 149 миллионов человек, рост по сравнению с прошлым годом составил 14,7%.
«Туризм в КНР превышает 10% от доли всей экономики и сферы трудоустройства. Все это дает мощный импульс для роста международного туризма и для российско-китайского туристического сотрудничества», — добавил Ли Цзяньган.
Советник по культуре Посольства КНР в России госпожа ГунЦзяцзя отметила, что за последний год в России значительно улучшилось качество услуг, предоставляемых для туристов из КНР. Гостиницы, транспортные предприятия, объекты показа развивают среду ChinaFriendly («Дружественный Китаю») и это становится неотъемлемым показателем качества и уровня гостеприимства.
Вопрос качества услуг и усиления контроля безопасности поднял также председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь.
«Необходимо создать реестр добросовестных китайских и российских туристических фирм, а также совершенствовать механизм подачи туристами обращений. Китайские и российские официальные лица могут объединить свои усилия для наведения порядка по отношению к незаконным операторам, а именно — устранить «серые» зоны и теневую экономику в цепочке индустрии туризма», — отметил он в рамках Форума.
Тенденции и возможности
Представляя интересы бизнеса, председатель Совета туристической ассоциации «Мир без границ» Игорь Кузьмин отметил новые тенденции, которые будут формировать спрос на китайском направление в ближайшие годы.
«Существует мнение, что китайский турист – это только дешевый турист. Но это не так. Все больше растет спрос, например, на дорогие 4-звездочные и 5-звездочные отели, на дорогой и качественный трансфер. Ощутимо растет поток индивидуальных туристов, запрос на корпоративное обслуживание — это новая для России тенденция», — отметил Игорь Кузьмин.
В рамках Форума эксперты затронули темы развития регионального туризма и подготовки гидов. Так, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Игорь Фомин отметил, что российские регионы могут самостоятельно заниматься подготовкой гидов-экскурсоводов для своих территорий и туристических объектов.
«Настало время для принятия закона о том, чтобы у регионов было право заниматься работой по подготовке гидов-экскурсоводов. Такой закон дал бы субъектам право готовить гидов и проводить их аттестацию, а также вводить административную ответственность за нарушение правил работы гидов», — отметил И.Фомин.
По мнению сенатора, эта сфера не может быть отдана исключительно рынку на саморегулирование, так как в этом вопросе должны участвовать региональные и муниципальные власти.
Один из ключевых вопросов – работа сверхвостребованных объектов показа в высокий сезон — был поднят на VII РКТФ экспертами Государственного Эрмитажа и вызвал особый резонанс.
По мнению начальника отдела туризма и специальных программ государственного Эрмитажа Ольги Архиповой, есть только два пути снижения нагрузки на главные музеи в будущем. Во-первых, нужно выровнять сезонность и, по возможности, привлекать туристов и в низкий сезон. Во-вторых, необходимо популяризировать малопосещаемые музеи.
Ольга Архипова отдельно подчеркнула, что никакие дополнительные меры не позволят музейному комплексу Эрмитаж принимать больше 5 млн. гостей в год, поэтому музейному сообществу и бизнесу надо решать вопрос совместными усилиями, учитывая интересы и возможности всех сторон.
Новости и новые партнеры
Важным моментом Форума стало сообщение о вступлении аэропорта «Внуково» и Центра Бизнес-Авиации «Внуково-3» в программу ChinaFrienly. Таким образом, «Внуково» стал третьим крупным аэропортом в России, который начал работать по программе ChinaFriendly, а «Внуково-3» — первым предприятием бизнес-авиации, который начал адаптировать сервис по программе «Дружественный Китаю».
В рамках практических сессий Российско-Китайского туристического форума были также затронуты темы онлайн и офлайн продвижения, привлечения туристов в регионы в рамках спортивных событий, озвучены основные правила и методики ведения бизнеса в медиа-пространстве Китая и др.
Программа была насыщенной и благодаря альтернативным площадкам, на которых проходили дискуссии. Участники отметили, что важной и продуктивной частью Форума стала серия круглых столов с ведущими туроператорами по темам выездного туризма и новых рынков и активный нетворкинг, в рамках которого компании смогли обменяться контактами, найти новых партнеров и заключить соглашения о сотрудничестве. Форум привлек специалистов отрасли из многих регионов России, которые смогли напрямую задать вопросы и выразить пожелания руководителям китайских организаций, сервисов и авиакомпаний.
Цифры и предложения
По данным туристической ассоциации «Мир без границ», обнародованным на Форуме, с 2015 года число китайских туристов, прибывающих в Россию по безвизовому каналу, удвоилось. Если в 2015 году в составе безвизовых групп в Россию приехало 537 тысяч человек, то в 2018 году — уже почти 1 миллион сто тысяч человек. За этот период (2015-2018 годы) ежегодный прирост составлял примерно 200 тысяч человек в год. Индивидуальные поездки сегодня составляют почти 200 тысяч человек в год. В 2015 году их было чуть больше 140 тысяч.
Кроме того, растет динамика прибытий из КНР по групповому безвизовому обмену в Россию в зимний сезон в 2015-2018 годах. Если в 2015 году рост по отношению к 2014 году в зимний период составлял 39%, то в 2018 году по отношению к 2017 году рост составил 67%. Иными словами, прибытия в низкий зимний сезон также активно растут.
В связи с этим, тематика форума становится наиболее актуальной, и всем участникам в заключение программы Форума было предложено сформулировать наиболее актуальные вопросы и предложения по работе на китайском направлении и направлять их в адрес организаторов Форума для дальнейшей проработки совместно с органами власти России и КНР.
VII Российско-Китайский туристический форум был организован Туристической ассоциацией «Мир без границ» при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Федерального агентства по туризму, Представительства Министерства культуры и туризма КНР в Москве и Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития.
В рамках Форума прошла выставка «Прекрасный Китай: колыбель Шелкового пути», организованная Представительством Министерства культуры и туризма КНР в Москве. У всех участников была возможность сфотографироваться на фоне фото-картин и получить памятные магниты в подарок.
Генеральным партнером Форума выступает компания UnionPay. Партнерами Форума являются Международный аэропорт «Шереметьево», авиакомпания ChinaSouthernAirlines, курорт «Роза Хутор», Бизнес-парк Greenwood, холдинг «Объединенные кондитеры», туристическая компания «Медвежонок».