Это было прошлой весной. Я ехал из Москвы в Петербург на дополнительном поезде с Рижского вокзала. Купейный вагон, 16 часов в пути. Оказалось, что в вагоне все пассажиры кроме меня были китайцами.
Неладное я почувствовал еще при покупке билетов. Когда я зашел на сайт РЖД в поисках билета, в продаже был целый вагон на нужное мне направление. Когда я выбирал нужное мне место, в продаже еще были все 36. А пока покупал билет, осталось 20. Через 10 минут их стало 10. А потом они окончились вовсе. За полчаса. Сперва я подумал, что это такой огромный спрос, и я схватил момент появления вагона в продаже. Но позже сообразил, что это турфирмы последовательно выкупали места.
Я пришел к поезду минут за 10 до отправления, но у вагона не было ни одного человека. Не было и проводника. С опаской забрался (на Рижском вокзале низкая платформа) внутрь. Проводница встретила словами: «А вы знаете, что вы один русский в этом вагоне?»
«Остальные китайцы?» – смекнул я.
«Да».
«Ну что ж, будет интересный опыт».
Китайцы довольно шумные. Они говорят существенно громче россиян. Но в моем купе ехала интеллигентная семья. Пожилые мама и папа и их дочка. Дочь немного разговаривала по-английски, и я быстро выяснил, что в Москве у них было всего два дня, им показали Кремль, Красную площадь, Коломенское и что-то еще. И теперь они очень ждут визита в Петербург.
Я, как мог, объяснил, что турфирма над ними поиздевалась и отправила их путем в два раза длиннее обычного (поезда с Рижского вокзала на Витебский идут через Ржев – Великие Луки – Дно)
Соседи мои угомонились очень быстро, да и вообще в вагоне стало тихо где-то через час после отправления. Вдруг в купе постучался начальник поезда. Кажется, к тому времени я уже постелил постель и добился от проводника, чтобы пришел поездной механик и разблокировал вентиляцию.
Начальник поезда, видимо, полагая, что мне очень плохо, предложила перейти в другой вагон, где есть купе «с русскими», потому что они «стараются так объединять людей». Но мне было лень, да и общий язык со своими китайцами я нашел. К тому же не хотелось опять бороться за вентиляцию.
Когда за окном совсем закончились городские пейзажи, я опустил шторку купе, понимая, что иначе в четыре утра разбудит солнышко. Ох, я-то это сделал, а другие китайцы были не в курсе такого лайфхака, поэтому шум в коридоре начался как раз где-то часов с четырех утра.
Я аккуратно выглянул. Проход был опутан удлинителями и проводами гаджетов. По моим наблюдениям на одного китайца приходилось по 2-3 гаджета, и они всячески торопились их зарядить. Розеток при этом было мало – это был старый вагон производства завода Аммендорф в Германии со стенками «шоколадного» цвета.
Кроме нескольких гаджетов у каждого китайца есть 2-3 термокружки и стакана-непроливайки, из которых они все время пьют. Мои соседи за ночь несколько раз бегали к титану и наполняли свои емкости. Проводница жаловалась, что титан не успевает нагреть воду. Естественно, с таким потреблением жидкости, очереди в туалеты были соответствующие. Проводнице стоило много усилий объяснить китайцам, что туалет не био и на станциях, коих на этом маршруте не мало, он закрывается.
Мои соседи мне понравились. Одна из китаянок – старшая из двух женщин – периодически пыталась захрапеть, муж и дочь будили ее, и та переставала. А еще на прощание они мне подарили китайские вафельные трубочки в жестяной банке. В них правда было столько химии, что даже год спустя (а я про них забыл) они ничуть не изменили ни вкуса, ни цвета. Но это не важно – важно внимание.
На днях прочитал в фейсбуке у кого-то из френдов возмущенный пост – мол, поездка с китайцами – это мука, и надо сделать для них отдельные туристические поезда. Мой же опыт говорит об обратном.