На центральной площади поселка Октябрьский проходит международный свадебный фестиваль «Ссыпчина медовая». Для его участников и жителей города испекли удивительный торт – восемь метров в длину и два в ширину.
Традиции фестиваля зародились еще в XVII веке на знаменитой Прокопьевской ярмарке. Ее участники ссыпали в общую кадку по мере зерна, из которого потом варили пиво и угощали всех гостей. Правда, сегодня ссыпчина безалкогольная, а в общей копилке – ярмарки, экскурсии, концерты и другие достижения жителей Устьянского района. А почему медовая? Так ведь Устьяны – столица северного меда. Пчеловоды Устьянского и соседних районов не только привезли на ярмарку продукты своего производства, но и стали участниками конкурса пчеловодов.
В одной из его номинаций победила Ирина Демьян, председатель общества пчеловодов Устьянского района. Ирина – коренная устьяночка. Пчелами занимается с детства, сначала помогала отцу, а затем продолжила его дело. «Когда открываешь улей и вдыхаешь медовый аромат, возникает неописуемое чувство, – говорит она. – Раз попробуешь – и пчелы «затянут» и уже не отпустят».
Ирина работает диспетчером такси, у нее трое детей – два сына и маленькая дочка. Мед для нее, скорее, любимое хобби, чем способ зарабатывания денег. Ирина считает, что если человек решил заниматься пчеловодством, то в первую очередь должен это делать для души.
Многое я узнала от Ирины. Например, чтобы отличить хороший мед от плохого, надо опустить в него кусочек хлеба. Если он станет кашицей, то в меде есть вода. А если ее нет, то хлеб превратится в сухарик. Когда пробуешь качественный мед, остается горькое послевкусие, он должен немного жечь. Хотя у нас народ изобретательный – если добавить в сироп прополис, ощущения будут те же. Идя на пасеку, лучше не брать с собой сотовый телефон. Пчелы не выносят его звука, особенно их раздражает вибро-
звонок. Чтобы добыть килограмм маточного молочка, на пасеке должно быть минимум 50 пчелиных семей, и при этом пчеловоду не достанется ни грамма меда. А чтобы получить по-настоящему чистый, например, гречишный мед, надо засадить гречихой квадрат десять на десять гектаров и в центре поставить один улей…
Ирина привезла на ярмарку не только мед и медовуху, но и свое домашнее пиво. Пиво было основным праздничным напитком на Русском Севере. Его варили на новоселье, крестины, именины, на поминки, к церковным праздникам и освящали в храмах. Оно играло особую роль в крестьянских обрядах, в том числе свадебном, – пиво закрепляло брачные договоренности, свидетельствовало о достатке семьи, а для невесты символизировало разлуку с родными.
Приготовление пива – целый ритуал. Его варили в больших объемах, в «котлах», или в небольшом количестве – в домашней печи, в глиняной корчаге. Приготовлением пива в «котлах» занимались только мужчины, корчажное пиво делали женщины.
Работники Дома культуры из деревни Синики устроили в своем шатре хлебины – так называли второй день свадьбы. Гости, чтобы пройти к накрытому столу, должны были что-то купить у молодых – блины, пирог или другое угощение. А еще перед входом в дом ставили трехлитровую банку с водой, на ее дно опускали стопочку. Надо было загадать желание для себя или пожелать что-то молодым и кинуть монетку в стопочку. Если попадешь, то обязательно сбудется.
– Здесь у нас на столе все, что раньше готовили наши бабушки: кисель, пшенная каша, каравай и наш фирменный, синиковский черничный пирог, который пекут у нас в деревне исстари, – рассказывает Ольга Пушкарева, директор Дома культуры. – Меня этому всему научила мама. Она повар, ей уже 75 лет.
Энтузиасты из Сиников ездят в экспедиции по району, расспрашивают бабушек, записывают песни, частушки, обряды, учат старинные танцы. И на каждую ссыпчину по собранным материалам готовят новую программу.
…Близится вечер, прилавки пустеют – мастера распродали свои товары. Гости и участники фестиваля расходятся, чтобы через год встретиться вновь – ведь Устьянская ссыпчина стала уже для них традицией и долгожданным праздником.
Марина Круглякова (Фото автора)