Собиратели древних тайн

Где еще искать древние легенды и обычаи русского народа, как не на Рязанской земле? Одна из легенд гласит, что на месте Шилова когда-то было болото. Вез мужик через него продавать на рынок несколько возов шильев. Один из них опрокинулся и затонул в трясине, с тех пор эту местность стали называть Шилово.

Экспозиция расположенного здесь музейного историко-культурного комплекса рассказывает об истории, культуре и этнографии поселка. Наш собеседник – основатель Шиловского краеведческого музея и этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов.

Одежда и военная амуниция славян, живших на шиловской земле в XI –XIII веках.

Изба как микрокосмос

Первый зал посвящен женской культуре. В отличие от мира, освещаемого солнцем, изба – это микрокосмос. Поэтому центральное место в экспозиции, как и в доме, занимает печь, воспринимавшаяся всегда как женская сущность. Вокруг нее выставлены различные бытовые предметы. На экскурсии можно не только узнать об их предназначении, но и подержать в руках. Берем, например, обычную лопату. Знакомый из сказок сюжет: Баба-яга сажает в печь на лопате человека. Это описание обряда перепекания. Мать больного ребенка приходила к ведунье. Та клала тесто, «ребенка», на стол и начинала месить, приговаривая: «Месю не тесто, не муку, месю мясо и кости. Леплю не колоб, леплю не калач, леплю ребенка». Затем «ребенка» сажали в печь с заговором, и считалось, что он переродился, а следовательно, пойдет на поправку. Момент помещения в печь воспринимался как оплодотворение, а извлечение готового изделия – как роды. Поэтому мужчины не должны были касаться «кухонных печных дел», и в этом причина того, что они на Руси обычно не готовили.

Ухват тоже использовали при лечении некоторых болезней и как средство против нечистой силы. А решето – как шаманский бубен, с его помощью колдуньи наговаривали и привораживали.

Этими осветительными приборами раньше пользовались жители Шилова и окрестностей.

Чамка и жаровый змей

Среди жителей бытовало представление о том, что, сотворив мир, Бог создал и святую воду. Но по мере того как человек взаимодействует с нею, моет руки и прочее, она перенимает его грехи и болезни. Именно в этом поверье кроется секрет нашей чистоплотности: из-за этого на Руси было не принято, чтобы в одной воде мылись несколько человек. Все это элементы традиционной культуры. Как и то, что человек крестится, когда испугается или заходит в лес. Или мир народных сказок, наполненный лешими и домовыми. Например, есть такой жаровый змей – нечистик, который летает к вдовам и ублажает их, принимая облик мужа. До сих пор в деревнях Шиловского района встречаются такие рассказы. В селе Ирицы бабушка говорила сотрудникам музея, собирающим старинные легенды, предания и обряды:

– Он из болота возникает, усы, морда змеиная, пыхает, прилетает на кладбище, упал на могилу мужа, и оттуда шар вылетает. Подлетает к избе, рассыпается по крыше и – в трубу, и в доме уже появляется умерший муж.

Представленные в музее кости и зубы мамонта были вымыты из-под земли и собраны местными жителями по берегам рек и ручьев, найдены при рытье колодцев.

Такие лодки изготавливали шиловцы еще в XIX веке.

Шиловская земля издавна была «населена» большим количеством разных существ, и самое значимое из них – Божья Матерь. В местных преданиях говорится, что создал Бог свет и тьму, долго работал, устал и уснул. Проснулся, а все опять смешалось. Тогда он сотворил себе помощников – ангелов, которым наказал следить за порядком, и, повесив звезды, Луну и Солнце, ушел опять спать. А когда проснулся, увидел, что ангелы в карты играют, а вокруг все снова перемешано. Заплакал Бог и пошел к Божьей Матери.

– Ты глупый, – сказала она ему. – Чтобы порядок был, женщина должна следить за всем. Надо хозяйку сделать.

Отдельная экспозиция посвящена жителям Шилова, участникам крымской и других войн.

Создал тогда Бог птицу с женской головой и назвал ее Заряна. С тех пор полудева-полуптица летает и смотрит, чтобы свет не смешался с тьмой, а Солнце не встретилось с Луной, чтобы помнили люди про родителей своих и жили по обычаям. А еще Заряну считают собирательницей тайн. Именно поэтому этнографический отдел называли ее именем.

По преданиям богатырь Добрыня Никитич родился в Шилове и похоронен неподалеку, на Добрынином кургане.

Также в музее посетители узнают о двухголовых летучих конях, о чамке – русской русалке, огромной бабе ростом под потолок, с мощными трехпалыми ногами и, словно ящерица, покрытой чешуей, и о многих других неведомых существах, до сих пор «обитающих» в этих краях.

Древние люди жили долго

В другом конце здания размещается краеведческий отдел. В нем представлены каменные орудия эпохи неолита, которым по четыре тысячи лет. Кости и зубы мамонта и шерстистого носорога были вымыты из-под земли и собраны местными жителями по берегам рек и ручьев, найдены при рытье колодцев и даже выловлены на рыбалке.

Экспозиция, рассказывающая о жизни в Шилове в начале XX века.

На рубеже II–III веков на шиловскую землю вторглись очень воинственные племена финно-угров. На стендах выставлены их одежда и оружие – женские и мужские костюмы, копье, боевой дротик, топоры, шлемы. Есть и маленький башмачок, хозяйка которого жила 1,5 тыс. лет назад.

Такую одежду носили шиловцы в IV– VI веках.

Если присмотреться к выставленным в экспозиции мечам, то можно увидеть черные и белые полосы. Первые – это сталь, вторые – железо. А вот их сочетание позволяло мастерам делать мечи из дамасской стали.

Первый зал посвящен женской культуре. В отличие от мира, освещаемого солнцем, изба – это микрокосмос. Поэтому центральное место в экспозиции, как и в доме, занимает печь, воспринимавшаяся всегда как женская сущность.

– Арабские путешественники пишут, что на Рязанщине располагалось древнее государство Артания, откуда вывозили мечи, не уступавшие по качеству фракийским, то есть лучшим клинкам того времени, – рассказывает Андрей Гаврилов. – Металлографический анализ наших клинков показал, что они действительно дамасские, и более того, в Шиловском районе найдены полуфабрикаты дамасской стали.

Детские рыцарские доспехи. Рядом представлены изделия из металла, изготовленные в XVIII –XIX веках.

В экспозиции музея есть колоритный фрагмент женского погребения. Барышне было 24 года. Похоронный обряд в те времена был прост. Выкапывали яму, покойного заворачивали в ткань или в бересту. «В дорогу» ему не клали ничего лишнего, только то, что он мог унести на себе. Мужчинам – оружие, копье, топор, дротик. Женщинам – их украшения. Вообще, считается, что продолжительность жизни тогда была очень низкой из-за плохой пищи, тяжелых бытовых условий, нападений врагов. Но археологи, проанализировав найденные останки, считают, что средний возраст древнего человека – 60 лет. Находили даже захоронения людей, которым на момент смерти было по 70 лет, правда, их очень мало.

Фрагмент погребения девушки, жившей несколько тысяч лет назад.

В музее богатая коллекция тканей – шелковые, шерстяные, льняные, привезенные из Индии и Китая, им более тысячи лет. Говорят, что коллекция больше и разнообразнее, чем собрание текстиля рязано-окских племен, представленное в Государственном историческом музее в Москве.

Практически ни один народный праздник в Шилове не обходится без баранок и самовара.

 

Адрес музея: Рязанская область, Шиловский район,
п. Шилово, ул. Спасская, 38.

museumkompleks.ru

ТЕКСТ И ФОТО: МАРИНА КРУГЛЯКОВА



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest