Гончары из Скопина

Мало кто, побывав в Скопине Рязанской области, уезжает оттуда без скопинской керамики. Изысканные изделия скопинских гончаров славились издавна. Я узнала, как зарождался и развивался знаменитый промысел

С царем зверей связывают начало знаменитого скопинского промысла. Правда, лев был керамический, но фурор он произвел гораздо более сильный, чем если бы был живой. Но обо всем по порядку.

До революции гончары выставляли свои работы прямо в окнах мастерской

Глиняный лев

Посуду, игрушки и другие предметы домашнего обихода жители Скопинского края начали делать из местных глин еще в XII веке. Ремесло набирало обороты, и вскоре Скопин стал славиться своими горшочными заводами. Гончарное производство, как правило, было семейным. Основы и секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Глиняных дел мастера занимали целый квартал. Они продавали свои творения не только на местных ярмарках, но и в Москве, Рязани, Туле, Нижнем Новгороде и других городах. Их изделия были добротны, но по внешнему виду уступали керамике из других регионов: выглядели неказисто, иссиня-черного цвета, за что их называли синюшками. Конечно, гончары искали способы украсить свои произведения. Например, наносили на сырую глину узоры, которые после обжига становились серебристого цвета, но проблемы это не решало.

Посуду и предметы домашнего обихода жители Скопинского края начали делать из местных глин еще в XII веке

Однажды один из них, Иван Оводов, отправил своего сына Федора в Липецк узнать у тамошних мастеров секрет их цветных глазурей. Федор устроился на работу к местному гончару. И в один из дней на воротах дома Оводовых – вариант рекламы XIX века – появился ярко-желтый блестящий глиняный лев с шикарной гривой, на которой отчетливо был вылеплен каждый волосок. Зверь стал настоящим потрясением для скопинцев.

Скопинскую керамику собирали художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, коллекционеры Алексей Бахрушин, Петр Щукин и другие

Так во второй половине XIX века, благодаря семье гончаров Оводовых, возникла художественная керамика, которую сейчас называют скопинским промыслом.

Ручная работа

– Мы работаем по старинным технологиям XIX века. Каждая деталь вытягивается отдельно, потом все собирается вместе в готовом произведении, – рассказывает главный художник ЗАО «Скопинская художественная керамика», народный художник России Татьяна Голованова. – В массовом производстве у нас 80 процентов ручного труда, каждая вещь дорабатывается вручную. Поэтому среди готовой продукции не бывает двух абсолютно одинаковых изделий.

Старинные технологии стали известны не сразу. Оводовы тщательно скрывали секреты приготовления цветных глазурей, но, как говорится, все тайное всегда становится явным. В состав смеси входил свинец, степенью измельчения которого определялась плотность глазури. Это не остановило мастеров, но, возможно, не все знали о том, что он вреден для здоровья. С появлением новой технологии гончары, помимо бытовых вещей, начали изготавливать различные художественные изделия из керамики, покрывая их глазурями белого, зеленого, желтого и других ярких цветов. Красивые, высокие, фигурные сосуды, многоярусные подсвечники, украшенные фигурками птиц, рыб и различных животных, поражали воображение и пользовались большим спросом у жителей не только Скопина, но и других городов. Обычная гончарная посуда стоила тогда от трех до пяти копеек, а цена художественных изделий доходила до полутора, а то и трех рублей. Скопинская керамика вошла в моду. Богатые помещики и чиновники активно приобретали художественные изделия, причем нередко везли их в качестве подарков за рубеж. Коллекционеры порой скупали квасники, подсвечники, скульптуры и другие декоративные вещи целыми возами.

После обжига изделия поступают в отдел технического контроля, где оценивают их качество и сортируют

Слава о мастерах Федоре Оводове и его конкуренте Михаиле Жолобове разнеслась далеко за пределы города и губернии. Например, говорят, что глиняный самовар, изготовленный Федором Оводовым, никто не мог отличить от медного.

Артель «Керамик»

В начале XX века в Скопине уже существовало 50 небольших гончарных фабрик, на которых работало около 500 гончаров. Хотя не все из них были настолько искусны, чтобы делать изделия больших размеров.

Во время Первой мировой войны производство приостановилось. Большинство гончаров призвали в армию, да и спрос на продукцию резко упал.

В 1900 году скопинская керамика была представлена на выставке в Париже

Вторым рождением скопинской керамики можно считать 1934 год, когда была создана артель «Керамик». В нее объединились несколько мастерских. Ремесленники работали по домам, но сообща распределяли доходы и решали производственные вопросы. Керамику, изготовленную мастерами в этот период, можно увидеть в Рязанском художественном музее.

Промысел процветал. Через пять лет построили новое одноэтажное здание и начали массовый выпуск керамической посуды, бытовой и художественной. В районной газете сообщали, что после усовершенствования технологий она не бьется, если ее кинуть с двухметровой высоты. Планировали и дальше расширять производство, но наступил 1941 год…

Глину, доставленную с карьера, выдерживают на складе до двух лет, прежде чем пустить в производство

После Великой Отечественной войны восстановлением промысла занялся Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Никто из скопинских гончаров тогда не хотел заниматься изготовлением художественных изделий. Сотрудникам НИИ с трудом удалось уговорить лишь двух мастеров – Михаила Тащеева и работавшего в то время на шахте Михаила Пеленкина. Кстати, последний через несколько лет стал главным мастером художественного гончарного производства.

Обжиг – важный этап в изготовлении керамики: чем медленнее будет повышаться температура в печи, тем он будет качественнее

Число поклонников художественной керамики росло, и в начале 1950-х годов они создали артель. Ни о какой механизации тогда не шло и речи. Гончарные круги вращали ногами, ими же месили глину, по старинке использовали свинец, обжигали изделия в допотопных горнах, на дровах. Но это не стало препятствием для творчества. Вскоре открыли керамический цех, тогда же появилось электричество, а также некоторое специализированное оборудование. В 1957 году на базе артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Сейчас это ЗАО «Скопинская художественная керамика».

Вторым рождением скопинской керамики можно считать 1934 год, когда была создана артель «Керамик». В нее объединились несколько мастерских

Чтя традиции

Главный художник предприятия Татьяна Голованова пришла на фабрику после окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища и работает на предприятии уже больше тридцати лет.

Дом ремесел города Скопина

Вот такая она сказочная, скопинская керамика. Музей-студия «Высший Свет»

– У меня такое ощущение, что я, как только начала ходить, тут же стала лепить из глины, – смеется она. – В детском саду уже точно занималась керамикой.

Вдохновение для своего творчества Татьяна ищет в путешествиях, в различных произведениях, например в сказках Пушкина, в мифологических сюжетах. Особенно ей интересен образ редкой птицы, скопы, часто возникающий в ее работах и являющийся для нее олицетворением единства человека и природы. Татьяна Голованова и еще шесть скопинских мастеров являются лауреатами Государственной премии России в области литературы и искусства. Произведения художников демонстрируются на различных выставках и фестивалях. Раз в два года в Скопине проводится Международный гончарный фестиваль.

Орнаменты на свои изделия мастера наносят стеками, палочками, крышечками, расческами, шестеренками и другими подручными предметами

Мастера делают керамику с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы

При предприятии есть фирменный магазин, где можно приобрести массовую продукцию и авторские изделия скопинских мастеров. Фабричный музей рассказывает о возникновении и становлении этого промысла.

Марина Круглякова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest