Горные лыжи и сноуборд давно стали для многих россиян такими же спутниками зимы, как снег и мороз. Обзор курортов – в статье Павла Чукаева.
Сравнить лучшие горнолыжные курорты страны и поставить оценки по пятибалльной системе нашему журналу помогли эксперты: гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин и исполнительный директор сетевого горнолыжного проекта Ski.ru Ксения Головкина, оба – горнолыжники с многолетним стажем.
Красная Поляна: олимпийское наследие
Общая длина трасс на курорте – 150 километров, цена ски-пасса – 2000–2600 рублей, стоимость проката одного комплекта оборудования – от 750 рублей.
Транспортная доступность – 5 баллов. Путь от сочинского аэропорта или вокзала Адлера не займет больше часа. Причем проделать его можно хоть на такси, хоть на электричке, хоть на городском автобусе.
Туристическая инфраструктура – 5 баллов. Олимпийское наследие, доставшееся Красной Поляне, — это не только спортивные объекты, но и многообразие гостиниц: от хостелов и мини-отелей до пятизвездочных гигантов вроде «Марриотта» или «газпромовской» «Гранд Поляны». Лучшие места в горах и у подъемников, разумеется, заняты недешевыми гостиницами. Более бюджетные варианты стоит поискать в самом поселке Красная Поляна, откуда до подъемников около 10 минут езды.
Трассы – 4,5 балла. Красная Поляна делится на три курорта: «Роза Хутор», «Горки-Город» (бывшая «Горная карусель») и комплекс «Газпрома», зоны катания которых не пересекаются между собой. Из почти 150 километров трасс примерно две трети приходится на «Розу Хутор», на ее же территории расположены олимпийские склоны. Перепад высот – до полутора километров. На всех курортах Красной Поляны есть трассы от зеленых до черных, можно найти здесь и возможности для фрирайда.
Горнолыжный сервис – 4,5 балла. Цена/качество – 3,5. Итого – 4,5. Курорты Красной Поляны – самые современные в России, единодушны наши эксперты. Здесь самое большое количество трасс и подъемников, масса развлечений и самая заграничная атмосфера среди всех отечественных горнолыжных курортов, считает Сергей Ромашкин. Но и цены стремятся к европейским, а местами и превосходят их. Если для проживания и питания еще можно найти бюджетные варианты, то ски-пасс в любом из краснополянских комплексов стоит в 1,5–2 раза дороже, чем на других курортах. Впрочем, даже это не останавливает горнолыжников и сноубордистов: в пиковые даты наплыв туристов таков, что пропускной способности подъемников не хватает, и на канатки выстраиваются очереди, предупреждает Ксения Головкина.
Домбай: мекка туризма
Длина трасс – 25 километров, цена ски-пасса – 1200–1600 рублей, стоимость проката – от 500 рублей.
Транспортная доступность – 3 балла. Домбай расположен на тупиковой Военно-Сухумской дороге в 200 километрах от аэропорта Минеральных Вод. Чтобы добраться до курорта, проще всего взять такси или заказать трансфер.
Туристическая инфраструктура – 4 балла. Домбай – один из старейших горнолыжных курортов страны, поэтому местная инфраструктура имеет несколько «культурных слоев». Символ одного из них – авангардная многоэтажка заброшенной гостиницы «Аманауз», высящаяся в центре поселка. В новое время здесь появились места «с претензией», но большинство домбайских отелей и заведений общепита рассчитано на туристов среднего достатка. Цены в гостиницах в сезон начинаются с 2 тысяч рублей за ночь, кроме того, здесь всегда можно найти вариант размещения в частном секторе. Еще один плюс – в компактном Домбае практически все расположено в шаговой доступности от подъемников.
Трассы – 3,8 балла. Зона катания расположена на высоте 1800–3200 м. Общая протяженность трасс – почти 25 километров, большую их часть составляют синие и красные спуски. Склоны обслуживают две системы канатных дорог (старая и новая), единого ски-пасса на них нет, но по большому счету подъемники дублируют друг друга.
Горнолыжный сервис – 3,5 балла. Цена/качество – 3,5. Итого – 3,6. От Домбая не стоит ждать краснополянского лоска, но горы тут не хуже, чем в Сочи, поэтому курорт имеет своих почитателей. Многие горнолыжники ездят сюда из год в год, ценя Домбай за проверенную тусовку, отмечает Сергей Ромашкин. Впрочем, не факт, что это впечатлит тех, кто приедет сюда впервые. Тем более что хорошим апре-ски (досугом, не связанным с лыжами) Домбай похвастать не может, сетует Ксения Головкина.
Архыз: новый кавказский курорт
Длина трасс – 14 километров, цена ски-пасса – 1600 рублей, стоимость проката – от 1000 рублей.
Транспортная доступность – 3 балла. Расположение Архыза напоминает домбайское, только находится он на 40 километров западнее. От Минеральных Вод сюда те же три часа езды, ситуация с транспортом – аналогичная.
Туристическая инфраструктура – 3 балла. Непосредственно в зоне курорта пока построено только три гостиницы. Их суммарная вместимость – всего 420 человек, а стоимость номера начинается от 4500 рублей. Более дешевые варианты размещения можно найти в самом поселке Архыз, но оттуда до склонов минут десять езды.
Трассы – 3 балла. Нынешний горнолыжный сезон станет всего пятым для Архыза и пока тут всего три подъемника и восемь трасс (преимущественно зеленых и синих). Их общая протяженность меньше 15 километров, максимальный перепад высот – 566 метров.
Горнолыжный сервис – 4,5 балла. Цена/качество – 4. Итого – 3,5. Главное преимущество Архыза в том, что это абсолютно новый курорт без советского «багажа», который изначально организуется по современным принципам, считает Ксения Головкина. В планах инвесторов в ближайшие годы расширить его в несколько раз, но пока трасс тут мало, а для горнолыжников-профи – очень мало. Так что сейчас Архыз – это хороший выбор для новичков и тех, кто отдыхает с детьми, отмечает Сергей Ромашкин.
Приэльбрусье: самая длинная трасса
Длина трасс – 20 километров, цена ски-пасса – 800 рублей (Чегет) и 2100 рублей (Азау), стоимость проката – от 700 рублей.
Транспортная доступность – 3,5 балла. Эльбрус немного выигрывает у Архыза и Домбая тем, что в пределах двух-трех часов езды от него расположены сразу два крупных города с аэропортами и вокзалами: Нальчик (120 км) и Минводы (180 км). Впрочем, добираться сюда все равно, скорее всего, придется на такси или с помощью трансфера.
Туристическая инфраструктура – 4 балла. Инфраструктура Приэльбрусья представлена, в основном, обновленными пансионатами советских времен и небольшими частными гостиницами. По-настоящему крупных современных отелей, как в Красной Поляне, здесь нет. Два главных очага гостиниц и ресторанов – поляны Азау и Чегет, с которых начинаются подъемники соответственно на Эльбрус и Чегет. Между ними – около 5 километров и поселок Терскол. Разброс большей части предложений по размещению – от 1500 до 4500 рублей за ночь.
Трассы – 4,5 балла. Самые высокие горы в Европе и самые длинные трассы в России (от верхней до нижней станции канатки на Эльбрусе непрерывный спуск длиной почти 7 километров) – главная фишка Приэльбрусья. Соседний с Эльбрусом Чегет восполняет относительный недостаток сложных трасс. Кроме того, в Приэльбрусье уникальные возможности для фрирайда.
Горнолыжный сервис – 4 балла. Цена/качество – 4,5. Итого – 4,1. Хотя на Эльбрусе несколько лет назад запустили новую канатную дорогу, в целом здешнюю инфраструктуру не назовешь передовой. Но уникальные природные условия в любом случае делают этот горнолыжный регион особенным, отмечают эксперты. Среди таких природных «бонусов» длинный сезон – на некоторых участках можно кататься даже летом.
Кировск: за полярным кругом
Длина трасс – 70 километров, цена ски-пасса – 1000–1300 рублей, стоимость проката – от 1200 рублей.
Транспортная доступность – 4 балла. Кировск – один из немногих курортов, до которых можно добраться на общественном транспорте. Вокзал Апатит расположен примерно в 30 минутах езды от местных склонов, аэропорт Хибины (туда, правда, летает только одна авиакомпания) – в часе. Можно еще добираться через Мурманск, который находится примерно в 200 километрах.
Туристическая инфраструктура – 2,5 балла. В Кировске от силы десяток гостиниц, и большинство из них своим видом не вызывает ассоциаций с горнолыжными курортами. У приезжающих на местные склоны распространена практика посуточной аренды квартир. Неспортивными развлечениями город тоже не богат.
Трассы – 3,1 балла. Горнолыжные комплексы Кировска носят названия «Большой вудъявр», «Кукисвуморр» и «КолаСпортЛанд». В общей сложности это почти полсотни трасс и больше 70 километров спусков. Но Хибины значительно ниже Кавказских гор, поэтому 1,5 километра длины и перепад в 500 метров считаются тут хорошими показателями.
Горнолыжный сервис – 3 балла. Цена/качество – 3,5. Итого – 3,2. Кировск мало похож не курорт, это местами депрессивный промышленный город с полным отсутствием туристической инфраструктуры, считает Ксения Головкина. Местным горнолыжным комплексам также не хватает современных подъемников, добавляет Сергей Ромашкин, даже кресельные канатные дороги здесь – редкость. Но зато в Кировске относительно недорого, неплохой фрирайд, а сезон длится до мая. Правда, на начало зимы приходится полярная ночь, но зато освещение трасс тут – не роскошь, а необходимость, а еще прямо со склона можно увидеть северное сияние.
Абзаково: большая инфраструктура
Длина трасс – 16 километров, цена ски-пасса – 1200 рублей, стоимость проката – от 1000 рублей.
Транспортная доступность – 3,5 балла. Абзаково расположено на востоке Башкирии в 60 километрах от Магнитогорска, где есть аэропорт. Из этого города в соседнее с курортом село ходит автобус, но основной транспорт горнолыжников все равно такси.
Туристическая инфраструктура – 4 балла. Абзаково – это единый комплекс, в который входят спортотель, пансионат, гостевые коттеджи, а также рестораны, кафе, столовая, спа-центр и даже зоопарк с аквапарком. Цены на двухместные номера в сезон начинаются от 2300 рублей, с трехразовым питанием — от 3900. Можно также остановиться в гостинице или снять квартиру в соседнем селе Новоабзаково примерно в 1,5–2 километрах от склонов, но все основные развлечения все равно расположены на территории курорта.
Трассы – 2,5 балла. На башкирском курорте 13 трасс общей протяженностью около 16 километров с максимальным перепадом 320 метров. Большая часть из них — синие и зеленые. Все подъемники, кроме одного, бугельные.
Горнолыжный сервис – 3,5 балла. Цена/качество – 4,5. Итого – 3,6. Абзаково хвалят за хорошую сопутствующую инфраструктуру (например, здесь очень неплохой спа-центр) и сравнительно невысокие цены, но серьезным горнолыжникам здесь будет скучновато – трассы слишком простые и короткие.
Шерегеш: главный курорт Сибири
Длина трасс – 40 километров, цена ски-пасса – 1400 рублей, стоимость проката – от 800 рублей.
Транспортная доступность – 2,5 балла. Из рассматриваемых курортов Шерегеш находится дальше всех от центра страны. Да и от ближайшего, новокузнецкого аэропорта 170 километров пути. Общественным транспортом оттуда можно добраться только с пересадкой, поэтому здесь тоже «рулят» такси и трансферы.
Туристическая инфраструктура – 3,8 балла. В Шерегеше около полусотни гостиниц: часть расположена прямо у склонов горы Зеленой, другая – в самом поселке, центр которого находится примерно в пяти километрах. Подходящее жилье здесь найдет и бедный студент (есть хостелы с ценами от 400 рублей за койку), и нефтяной король (стоимость номеров в некоторых отелях исчисляется десятками тысяч рублей). Большинство же предложений варьируется в диапазоне от 2 до 4 тысяч за ночь.
Трассы – 4,2 балла. Шерегеш славится своими красными и черными трассами, на которые приходится около половины от 40 километров местных горнолыжных спусков. Впрочем, «чайникам» и тем, кто предпочитает спокойное катание, здесь тоже найдется место. Притом что верхняя точка курорта расположена на отметке всего 1570 метров, большинство трасс имеет длину от 2 километров и перепад высот 500–600 метров.
Горнолыжный сервис – 3,5. Цена/качество – 4,5. Итого – 3,7. Главное преимущество Шерегеша – обилие снега, которое обеспечивает раннее начало и большую продолжительность сезона, а также отличные возможности для фрирайда, считает Ксения Головкина. Благодаря сложным трассам здесь мало случайной публики, добавляет Сергей Ромашкин. Главная проблема сибирского курорта (помимо удаленности от центральной части страны) заключается в том, что у канатных дорог на его склонах шесть разных операторов и нет единого ски-пасса. Так что объехать все шерегешские трассы – та еще логистическая задача.
Текст: Павел Чукаев