Известный драматург Валентин Красногоров этой осенью проехался с супругой Светланой по городам Золотого кольца. В здешних краях он не был с прошлого века – в прямом смысле этого слова. Своими впечатлениями драматург поделился с нашим журналом
Валентин Красногоров считает, что стал драматургом благодаря путешествиям. По работе ему, химику-технологу, доктору технических наук, доводилось много ездить по стране. Он побывал во всех концах бывшего Советского Союза от Ужгорода до Камчатки и от Кара-Кумов до Мурманска. Ходил пешком по Карпатам, Алтаю, Кавказу, Памиру, поднимался на Ключевскую сопку. А где путешествия, там и встречи с разными людьми. В поезде, самолете, в походе люди, как правило, всегда откровенны, и это помогало накопить впечатлений и «жизненного материала» для того, чтобы писать пьесы.
Путешествие по древнерусским городам нашей средней полосы никого не сможет оставить равнодушным. Яркие впечатления надолго останутся с теми, кто побывал здесь впервые, и появятся новые у тех, кто приехал в эти места повторно. Драматург Валентин Красногоров не был здесь с советских времен. Поэтому его наблюдения и оценки после нынешней их с супругой сентябрьской поездки по Золотому кольцу особенно интересны.
– Валентин Самуилович, вы много ездите, в том числе за рубежом, ваши пьесы переведены на десятки языков и поставлены во многих странах мира. На этом фоне вы что-то новое почерпнули для себя из нынешней поездки? Мозаика путешествия сложилась в единую картину?
– Еще раз убедился, что ансамбли городов Золотого кольца, как и многие другие архитектурные памятники у нас в стране, нисколько не уступают хваленым европейским и многим мировым туристическим местам. Такие жемчужины, например, как Ростовский кремль или город Ярославль, восхитили меня от начала до конца.
Они прекрасны и с точки зрения пейзажей, и архитектуры, и благоустройства. Здесь совершенно непревзойденные, почти сказочные храмы. И это касается как и внешнего их вида, так и внутреннего убранства. Потому что декоры многих церквей, где фресками покрыто все – от пола до купола, это, конечно, совершенно невероятная по красоте и по впечатлению картина.
Монастыри, храмы, кремли очень притягивают, не теряя своей грозности, излучают какую-то уютность и изысканность. Ритм вечности неторопливый, тут вступаешь в мир тишины, спокойствия, гармонии.
Главное – это все развивается. Где медленнее, где быстрее, но явно развивается. Я очень давно бывал в этих местах, могу сравнить, что было и что стало. Это касается в том числе и благоустройства, и туристского сервиса.
– Вас, как драматурга, наверняка заинтересовало посещение драмтеатра в Ярославле?
– Он великолепен. Театр давно известный, академический, первый в России. Замечательная история, интерьеры, богатая, насыщенная жизнь. Мне удалось пообщаться с заведующим литературной частью, обсудить творческие планы.
Я думаю, Ярославль по множеству впечатлений, которые от него получаешь, сродни Санкт-Петербургу. Да-да! Это город-ансамбль, город разных эпох.
Проехав по Золотому кольцу, можно вживую проследить переход от старинной русской традиционной архитектуры к петровскому стилю, увидеть промежуточное нарышкинское барокко. Золотое кольцо – бренд заслуженный. В народе говорят: не хвали гречневую кашу – она сама себя похвалит, потому что вкусная. Так и Золотое кольцо, оно само по себе «золотое».
Мне понравилось в городах обилие исконно русских, сочных, остроумных и теплых названий на вывесках кафешек и магазинчиков. «Тоня и ее пельмени»» или, например, «Пель Мона Лиза», «Котлетная». Много ироничных, душевных, которые очень к месту: «Эти добрые баранки», «Заходите к нам на огонек», «Трапезная палата Иоанн Васильевич», кафе «Алеша Попович», «Поставщик Двора Его Величества». Или вот такого рода: «Пиволюция», «Виномания», «Бар Раскольников», «Сыр в масле», «Сытый зять».
Все это очень веселит, греет дух, а главное, все соответствует этим вывескам. Понравилось мне и жизнеутверждающее название ресторанчика «Я люблю тебя, жизнь!». Чувствуется новая такая, позитивная волна. Уходим от скучных, шаблонных названий.
– Вы побывали и в Александровской слободе – вотчине Ивана Грозного. Из Александрова русский царь целых семнадцать лет правил Россией…
– Потенциал этого древнего русского городка, когда-то затерявшегося в густых, спасительных от врагов Руси лесах, сегодня для туристов далеко не раскрыт. По крайней мере мне так показалось.
Александровская слобода долгие годы была столицей опричнины, в которой было много плохого, но и было много хорошего. Это важнейший этап истории. Ведь здесь и Петр Первый скрывался от преследований в борьбе за престол, и выехал отсюда победителем! Это красивое, самобытное место, сравнительно близко от Москвы, можно сказать, место со «столичным статусом», раз это была столица Руси. Тут идет реставрация, не знаю, нужными ли темпами, но, конечно, можно сделать больше.
– Что в этом путешествии стало своего рода изюминкой и запомнилось больше всего?
– Храм Покрова на Нерли. Он не нуждается в похвалах и комментариях. Это давно признанный шедевр, уникальный своими размерами и какой-то невероятной красотой – вот как бы ничего нельзя прибавить и ничего нельзя отнять. Удивительно гармоничный! Величественный в своей скромной простоте. Недаром он пользуется всемирной славой и признанием – и простых людей, и специалистов, архитекторов.
Вокруг него восстановили ландшафт, сохранили луга, воссоздали атмосферу. Впереди излучина реки, долгая дорожка, по которой медленно идешь в окружающей тишине, становясь все ближе, ближе к храму.
– Пасмурная осенняя погода не помешала?
– В любой погоде есть своя прелесть. А для созерцания таких вот красот она вовсе не помеха. Наоборот, появляется особая поэтичность, задумчивость. Вспоминаются строки «Утро туманное, утро седое…».
Золотое кольцо прекрасно в любое время года, в любой сезон. Золото всегда остается золотом!
Беседовал: Олег Злобин