Увидеть далекие арктические острова – об этом мечтают многие путешественники. Я расскажу о смельчаках, у которых это получилось
Москвич Алексей Тимошенков с группой единомышленников загорелись идеей побывать на Земле Франца-Иосифа – самой северной территории нашей страны. Во времена начала освоения Арктики архипелаг использовался в качестве перевалочной базы на пути к Северному полюсу, здесь зимовали Седов и Нансен, отсюда папанинцы в мае 1937 года летали на «крышу мира».
Рождение «Селенги»
В команде экспедиции, стартовавшей из Санкт-Петербурга 15 июня 2022 года, было два состава. Один отвечал за перегон яхты «Селенга» из Финского залива в Белое море, другой – за путь к Земле Франца-Иосифа. Во втором составе было девять человек с незаурядным опытом. Так, Алексей Тимошенков, Андрей Громов и Валерий Семенов на кайте объездили север Шпицбергена, весь Вайгач и самые живописные уголки Гренландии. Николай Давидовский в составе команды тримарана «Русь» участвовал в кругосветной трансарктической экспедиции «Путь Ориона». Валерий Петров – яхтсмен и сертифицированный дайвер-спасатель – погружался в Красном море на глубину 100 метров. Особняком в этом списке стоит фигура капитана «Селенги» Аркадия Смекалова. Именно он в 2003 году построил яхту из груды металлолома, которой она тогда была.
– В 1974 году, – рассказывает о себе Смекалов, – отец привел меня в яхт-клуб. С этого момента я открыл для себя море и паруса. В 1991-м весь свой опыт, знания и силы вложил в реставрацию старой немецкой яхты Stella. Работы велись в Центральном яхт-клубе на Петровской косе в Санкт-Петербурге. Десять лет каждый день от рассвета до заката шла скрупулезная и трудоемкая работа по восстановлению яхты.
Яхта была названа «Звездой». Увы, недолго она сияла на небосклоне морских планов Смекалова. По приказу руководства яхт-клуба «Звезду» передали в пользование «лучшим людям». Но осталась гора парусов площадью 120 квадратных метров. Имея на руках этот капитал, Смекалов приобрел по цене металлолома корпус ледокольного буксира «Селенга» и начал все заново.
– Знакомый яхтенный конструктор на компьютере создал математическую модель корпуса. Жена Надя вычерпала 2,5 тонны мазута из машинного отделения. Сыновья Саша и Андрей помогали резать металл, зачищали поверхности, чистили и красили их. Когда в первый раз вышли в море, с берега это смотрелось удивительно: черный облезлый корпус «Селенги» с горой резаного металла на палубе для балласта, изрыгая из выхлопной трубы снопы искр, степенно удалялся в туманную даль Финского залива, – рассказывает Аркадий Смекалов.
С миру по нитке
Пока одна часть команды готовила «Селенгу» к переходу из Финского залива в Белое море, другая была занята оформлением пропусков и поиском спонсоров.
– Фирмы и частные лица, – рассказывает Валерий Семенов, – вложили в экспедицию деньгами, оборудованием и снаряжением около 800 тысяч рублей. Так в нашем распоряжении оказались спутниковые маяк и телефон, яхтенная одежда, термоса, мясопродукты.
В экспедиции ребята сделали уйму классных фотографий с флагами компаний-спонсоров для различных каталогов и баннеров. Валерий Семенов готовит об экспедиции фильм, в котором также будет их реклама.
В Беломорске «Селенгу» ждала смена экипажа. Следующая остановка – Соловки, где предстояло пополнить запасы топлива и питьевой воды, поскольку на яхте не было опреснителя.
– Под утро мы пришвартовались к причалу, разговорились с местными работягами, среди которых оказался и начальник местного плавкрана, – вспоминает Алексей Тимошенков. – Мы пригласили их к себе на «Селенгу», а они нас – к себе на плавкран. Чай сменился рюмками, и вот уже нас везут по всему острову, а на следующий день – на экскурсию в пожарную часть. Когда нас провожали, всучили целый ящик продуктов.
Сквозь штормы и ветра
Белое море соединено с Баренцевым проливом Горло. Там экипаж «Селенги» накрыл сильный встречный ветер и качка. Некоторые из участников слегли с тяжелой формой морской болезни.
– Меня била крупная дрожь, начался какой-то жуткий тремор, – вспоминает Валерий Семенов. – Я мечтал, что, когда яхта будет проходить мимо острова Моржовец, меня высадят на маяке и заберут уже на обратном пути, через месяц. Я решил, что больше никогда не выйду в море.
От непогоды пострадали не только люди, но и техника. Волны перехлестывали за борт, и как только брызги добрались до навигационного компьютера, укрытый в самодельный защитный корпус, он перестал работать. Аркадий Смекалов принял решение повернуть судно в обратную сторону, подальше от шторма.
– Попытки починить картплоттер не увенчались успехом, – вспоминает он. – Мы попробовали включить запасной навигационный компьютер, но он тоже не работал. Судно шло только по компасу и GPS.
«Селенга» снова вошла в пролив Горло, и чем ближе экипаж подбирался к дому, тем тише становилась погода. Пока не наступили жара и штиль. На солнце навигационный компьютер обсох и снова ожил, экипаж стал ориентировался по нему. Но идти к Земле Франца-Иосифа с таким ненадежным оборудованием было нельзя. К тому же движок «Селенги» начал издавать нехарактерные звуки.
Возле Архангельска два Валеры: Семенов и Петров – облачились в гидрокостюмы и нырнули под корпус, чтобы проверить винт на повреждения.
– Течение относило нас от «Селенги», а волны били головой о корму, – описывает тонкости починки Валерий Петров, – но в девятимиллиметровом гидрокостюме голове было на удивление не больно. Оказалось, что на винт намоталась сеть. От трения она буквально вплавилась в ось винта, и ее пришлось отпиливать ножовкой. Работали без аквалангов, просто задерживая дыхание.
– В Архангельске произошло чудо, – продолжает делиться воспоминаниями Валерий Семенов, – там нашелся Павел Телюкин, инструктор по парусам и кайтам и друг нашего руководителя. Он снял картплоттер со своего катера и отдал его нам. Так мы смогли возобновить движение к Земле Франца-Иосифа, намотав лишних 400 километров и потеряв четыре дня.
Встречает Новая Земля
Иногда кто-нибудь кричал: «Киты!» И все тут же выскакивали на палубу и смотрели в бинокли. Но китообразные показывались лишь на мгновение, где-то вдалеке мелькали их плавники. Участникам экспедиции хотелось развернуть судно и броситься на их поиски. Успокаивала мысль, что на Земле Франца-Иосифа, помимо китов, водятся белые медведи и нарвалы – морские единороги.
– Но вообще, плыть по морю грустно, – неожиданно признается Валерий Семенов. – В минуты, когда ты не занят судовой работой, неизбежно возвращаешься в своих мыслях к близким, их не хватает рядом. Иногда эта тоска становится такой сильной, что охота повернуть назад. Море постоянно разное, как живой организм – то бурлит под нами, то покроется туманом, иногда в закатных лучах становится словно ртутью, мерно переливаясь от волны к волне.
На седьмой день после выхода из Архангельска «Селенга» вошла в Белушью Губу – закрытый военный поселок на Новой Земле – с целью передохнуть и укрыться от непогоды. Здесь с экипажем случилась очередная неприятность.
– Когда мы бросили якорь, – рассказывает Валерий, – он не зацепился за грунт, и на винт намотало трос от якоря. Поэтому мы не могли завести двигатель, в то время как судно медленно тащило ветром к берегу. Пришлось снова облачиться в гидрокостюм и нырять под винт резать веревку.
Экипаж уже готовился идти дальше, когда у капитана «Селенги» Аркадия Смекалова сильно заболело сердце. По спутниковому телефону к нему из поселка вызвали военного врача. Он выписал Аркадию нужные таблетки, но было понятно, что продолжать движение к Земле Франца-Иосифа с больным капитаном слишком рискованно. Экипаж отважился пройти еще немного на север и бросить якорь в бухте, где не запрещено выходить на берег.
Кухтыли и не только
Бухта когда-то принадлежала поморскому роду Кармакуловых из Мезени. Отсюда и ее название – Большие Кармакулы. Здесь участники экспедиции обнаружили два разрушенных дома, нарты и безымянную могилу, а также огромное количество оленьих рогов.
– Они там повсюду, – рассказывает Валерий Петров, – утоптанные в зеленый мох или обветренные на черных камнях. За три дня мы изучили на моторе и пешком все доступное пространство. Это было похоже на исследовательский голод – хотелось залезть под каждый камень и обойти каждый утес. Мне надо было везде нырнуть, а Алексею запустить кайт на каждом пляже.
– Пляжи Новой Земли усеяны плавниками, – делится впечатлениями Валерий Семенов, – и всем, что приносит прибой. Мы шли по этим пляжам шеренгой, жадно высматривая что-нибудь необычное. Кто первый увидел, того и артефакт. Для себя я решил, что буду собирать морские буи, или, на языке поморов, кухтыли. Их там было великое множество – норвежские и датские, компактные и размером с полчеловека, современные и довольно старые… Особый раритет – это стеклянный кухтыль, который, увы, нашел не я.
Свое мнение о Новой Земле составил и капитан Аркадий Смекалов.
– Я здесь никогда прежде не был, – говорит он, – а значит, в плане открытия чего-то нового, неизведанного экспедиция удалась. Кроме того, мы сформировались как команда и поняли, на чем точно не нужно экономить в путешествиях такого масштаба. На авторулевом устройстве, к примеру. Я думаю, это без него меня так сильно вымотало. К следующему сезону исправим все недочеты и постараемся пройти маршрут, на который мы замахнулись этим летом.
Остается добавить, что через полтора месяца после старта экипаж «Селенги» вернулся домой. Обратный путь прошел без особых приключений. В сухом остатке ребята потратили на экспедицию 750 тысяч рублей. С учетом состава команды, сроков и маршрута экспедиции получилось вполне бюджетно.
Текст: Алексей Егоров