Испытание морем

Увидеть далекие арктические острова – об этом мечтают многие путешественники. Я расскажу о смельчаках, у которых это получилось

Москвич Алексей Тимошенков с группой единомышленников загорелись идеей побывать на Земле Франца-Иосифа – самой северной территории нашей страны. Во времена начала освоения Арктики архипелаг использовался в качестве перевалочной базы на пути к Северному полюсу, здесь зимовали Седов и Нансен, отсюда папанинцы в мае 1937 года летали на «крышу мира».

Спокойное море и красивый арктический закат на горизонте. Алексей Тимошенков уверен, что такие моменты перевешивают все тяготы экспедиционных будней

Рождение «Селенги»

В команде экспедиции, стартовавшей из Санкт-Петербурга 15 июня 2022 года, было два состава. Один отвечал за перегон яхты «Селенга» из Финского залива в Белое море, другой – за путь к Земле Франца-Иосифа. Во втором составе было девять человек с незаурядным опытом. Так, Алексей Тимошенков, Андрей Громов и Валерий Семенов на кайте объездили север Шпицбергена, весь Вайгач и самые живописные уголки Гренландии. Николай Давидовский в составе команды тримарана «Русь» участвовал в кругосветной трансарктической экспедиции «Путь Ориона». Валерий Петров – яхтсмен и сертифицированный дайвер-спасатель – погружался в Красном море на глубину 100 метров. Особняком в этом списке стоит фигура капитана «Селенги» Аркадия Смекалова. Именно он в 2003 году построил яхту из груды металлолома, которой она тогда была.

Соловки не только жемчужина русской архитектуры, но и перевалочный пункт на пути к арктическим островам

– В 1974 году, – рассказывает о себе Смекалов, – отец привел меня в яхт-клуб. С этого момента я открыл для себя море и паруса. В 1991-м весь свой опыт, знания и силы вложил в реставрацию старой немецкой яхты Stella. Работы велись в Центральном яхт-клубе на Петровской косе в Санкт-Петербурге. Десять лет каждый день от рассвета до заката шла скрупулезная и трудоемкая работа по восстановлению яхты.

Яхта была названа «Звездой». Увы, недолго она сияла на небосклоне морских планов Смекалова. По приказу руководства яхт-клуба «Звезду» передали в пользование «лучшим людям». Но осталась гора парусов площадью 120 квадратных метров. Имея на руках этот капитал, Смекалов приобрел по цене металлолома корпус ледокольного буксира «Селенга» и начал все заново.

– Знакомый яхтенный конструктор на компьютере создал математическую модель корпуса. Жена Надя вычерпала 2,5 тонны мазута из машинного отделения. Сыновья Саша и Андрей помогали резать металл, зачищали поверхности, чистили и красили их. Когда в первый раз вышли в море, с берега это смотрелось удивительно: черный облезлый корпус «Селенги» с горой резаного металла на палубе для балласта, изрыгая из выхлопной трубы снопы искр, степенно удалялся в туманную даль Финского залива, – рассказывает Аркадий Смекалов.

В это трудно поверить, но яхта «Селенга», отлично показавшая себя на просторах Северного Ледовитого океана, до реставрации была старым ледокольным буксиром

С миру по нитке

Пока одна часть команды готовила «Селенгу» к переходу из Финского залива в Белое море, другая была занята оформлением пропусков и поиском спонсоров.

– Фирмы и частные лица, – рассказывает Валерий Семенов, – вложили в экспедицию деньгами, оборудованием и снаряжением около 800 тысяч рублей. Так в нашем распоряжении оказались спутниковые маяк и телефон, яхтенная одежда, термоса, мясопродукты.

В экспедиции ребята сделали уйму классных фотографий с флагами компаний-спонсоров для различных каталогов и баннеров. Валерий Семенов готовит об экспедиции фильм, в котором также будет их реклама.

Перефразируя Самойлова: «А вал морской об яхту грозно бился, поскольку это был девятый вал…»

В Беломорске «Селенгу» ждала смена экипажа. Следующая остановка – Соловки, где предстояло пополнить запасы топлива и питьевой воды, поскольку на яхте не было опреснителя.

В хорошую погоду экипаж запускал в небо дрон. Будущий фильм об экспедиции такие кадры очень украсят

– Под утро мы пришвартовались к причалу, разговорились с местными работягами, среди которых оказался и начальник местного плавкрана, – вспоминает Алексей Тимошенков. – Мы пригласили их к себе на «Селенгу», а они нас – к себе на плавкран. Чай сменился рюмками, и вот уже нас везут по всему острову, а на следующий день – на экскурсию в пожарную часть. Когда нас провожали, всучили целый ящик продуктов.

Капитан Аркадий Смекалов следит за показаниями картплоттера, доставившего столько проблем участникам экспедиции

Сквозь штормы и ветра

Белое море соединено с Баренцевым проливом Горло. Там экипаж «Селенги» накрыл сильный встречный ветер и качка. Некоторые из участников слегли с тяжелой формой морской болезни.

– Меня била крупная дрожь, начался какой-то жуткий тремор, – вспоминает Валерий Семенов. – Я мечтал, что, когда яхта будет проходить мимо острова Моржовец, меня высадят на маяке и заберут уже на обратном пути, через месяц. Я решил, что больше никогда не выйду в море.

От непогоды пострадали не только люди, но и техника. Волны перехлестывали за борт, и как только брызги добрались до навигационного компьютера, укрытый в самодельный защитный корпус, он перестал работать. Аркадий Смекалов принял решение повернуть судно в обратную сторону, подальше от шторма.

Морской прибой на Земле Франца-Иосифа, которую экипаж «Селенги» в этот раз так и не увидит

– Попытки починить картплоттер не увенчались успехом, – вспоминает он. – Мы попробовали включить запасной навигационный компьютер, но он тоже не работал. Судно шло только по компасу и GPS.

«Селенга» снова вошла в пролив Горло, и чем ближе экипаж подбирался к дому, тем тише становилась погода. Пока не наступили жара и штиль. На солнце навигационный компьютер обсох и снова ожил, экипаж стал ориентировался по нему. Но идти к Земле Франца-Иосифа с таким ненадежным оборудованием было нельзя. К тому же движок «Селенги» начал издавать нехарактерные звуки.

Возле Архангельска два Валеры: Семенов и Петров – облачились в гидрокостюмы и нырнули под корпус, чтобы проверить винт на повреждения.

– Течение относило нас от «Селенги», а волны били головой о корму, – описывает тонкости починки Валерий Петров, – но в девятимиллиметровом гидрокостюме голове было на удивление не больно. Оказалось, что на винт намоталась сеть. От трения она буквально вплавилась в ось винта, и ее пришлось отпиливать ножовкой. Работали без аквалангов, просто задерживая дыхание.

В отстутствие автопилота дежурство у штурвала «Селенги» было круглосуточным. Участники яхтенной смены в минуты отдыха

– В Архангельске произошло чудо, – продолжает делиться воспоминаниями Валерий Семенов, – там нашелся Павел Телюкин, инструктор по парусам и кайтам и друг нашего руководителя. Он снял картплоттер со своего катера и отдал его нам. Так мы смогли возобновить движение к Земле Франца-Иосифа, намотав лишних 400 километров и потеряв четыре дня.

Встречает Новая Земля

Иногда кто-нибудь кричал: «Киты!» И все тут же выскакивали на палубу и смотрели в бинокли. Но китообразные показывались лишь на мгновение, где-то вдалеке мелькали их плавники. Участникам экспедиции хотелось развернуть судно и броситься на их поиски. Успокаивала мысль, что на Земле Франца-Иосифа, помимо китов, водятся белые медведи и нарвалы – морские единороги.

– Но вообще, плыть по морю грустно, – неожиданно признается Валерий Семенов. – В минуты, когда ты не занят судовой работой, неизбежно возвращаешься в своих мыслях к близким, их не хватает рядом. Иногда эта тоска становится такой сильной, что охота повернуть назад. Море постоянно разное, как живой организм – то бурлит под нами, то покроется туманом, иногда в закатных лучах становится словно ртутью, мерно переливаясь от волны к волне.

Арктические острова славятся своими птичьими базарами

На седьмой день после выхода из Архангельска «Селенга» вошла в Белушью Губу – закрытый военный поселок на Новой Земле – с целью передохнуть и укрыться от непогоды. Здесь с экипажем случилась очередная неприятность.

– Когда мы бросили якорь, – рассказывает Валерий, – он не зацепился за грунт, и на винт намотало трос от якоря. Поэтому мы не могли завести двигатель, в то время как судно медленно тащило ветром к берегу. Пришлось снова облачиться в гидрокостюм и нырять под винт резать веревку.

Экипаж уже готовился идти дальше, когда у капитана «Селенги» Аркадия Смекалова сильно заболело сердце. По спутниковому телефону к нему из поселка вызвали военного врача. Он выписал Аркадию нужные таблетки, но было понятно, что продолжать движение к Земле Франца-Иосифа с больным капитаном слишком рискованно. Экипаж отважился пройти еще немного на север и бросить якорь в бухте, где не запрещено выходить на берег.

Новая Земля – вотчина военных, поэтому обширные ее участки можно только лицезреть. Сойти на берег нельзя

Кухтыли и не только

Бухта когда-то принадлежала поморскому роду Кармакуловых из Мезени. Отсюда и ее название – Большие Кармакулы. Здесь участники экспедиции обнаружили два разрушенных дома, нарты и безымянную могилу, а также огромное количество оленьих рогов.

– Они там повсюду, – рассказывает Валерий Петров, – утоптанные в зеленый мох или обветренные на черных камнях. За три дня мы изучили на моторе и пешком все доступное пространство. Это было похоже на исследовательский голод – хотелось залезть под каждый камень и обойти каждый утес. Мне надо было везде нырнуть, а Алексею запустить кайт на каждом пляже.

Новоземельская тундра буквально усеяна рогами и костями оленей. Живые олени, как и белые медведи, предпочитают держаться от человека на максимальном расстоянии

– Пляжи Новой Земли усеяны плавниками, – делится впечатлениями Валерий Семенов, – и всем, что приносит прибой. Мы шли по этим пляжам шеренгой, жадно высматривая что-нибудь необычное. Кто первый увидел, того и артефакт. Для себя я решил, что буду собирать морские буи, или, на языке поморов, кухтыли. Их там было великое множество – норвежские и датские, компактные и размером с полчеловека, современные и довольно старые… Особый раритет – это стеклянный кухтыль, который, увы, нашел не я.

Оранжевый лишайник на камнях. Дух захватывает от одной мысли, что на эти камни, скорее всего, никогда прежде не ступала нога человека

Свое мнение о Новой Земле составил и капитан Аркадий Смекалов.

– Я здесь никогда прежде не был, – говорит он, – а значит, в плане открытия чего-то нового, неизведанного экспедиция удалась. Кроме того, мы сформировались как команда и поняли, на чем точно не нужно экономить в путешествиях такого масштаба. На авторулевом устройстве, к примеру. Я думаю, это без него меня так сильно вымотало. К следующему сезону исправим все недочеты и постараемся пройти маршрут, на который мы замахнулись этим летом.

«Мы не прощаемся с мечтой, мы говорим ей: «До свидания!» Экипаж «Селенги» после полутора месяцев странствий в Арктике возвращается домой

Остается добавить, что через полтора месяца после старта экипаж «Селенги» вернулся домой. Обратный путь прошел без особых приключений. В сухом остатке ребята потратили на экспедицию 750 тысяч рублей. С учетом состава команды, сроков и маршрута экспедиции получилось вполне бюджетно.

Текст: Алексей Егоров



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest