Жители Рязанской области пытаются сохранить память о своих великих земляках. Какова роль в этом библиотекарей из города Сасова, в статье нашего корреспондента Марины Кругляковой
Сасово – небольшой город в Рязанской области, в котором проживают около 24 тысяч человек. В местном Доме культуры размещаются сразу две библиотеки – городская и районная. Первая была основана в 1919 году. Ее собрание состояло из 300 книг, переданных из железнодорожной мужской гимназии. Вторую организовали в 1927 году, тогда ее называли «уездной». Сейчас они не только находятся в одном помещении, но и имеют общий фонд.
В конце XX века новые книги перестали поступать в библиотеки, подписку резко сократили. Татьяна Ромашкина, директор Центральной районной библиотеки, вместе с коллегами стала думать, как в этих условиях не только выжить, но и привлечь читателей. Тогда и решили заняться краеведением. Информации об истории многих сел и деревень почти не было, да и в истории Сасова оставалось немало «белых пятен». Библиотекари работали в архивах Рязани, Тамбова и других городов, расспрашивали жителей и записывали их рассказы. В библиотеку, словно бабочки на свет, начали «слетаться» все, кто интересуется историей родного края.
По следам великого мыслителя
Постепенно библиотекари начали разрабатывать туристические маршруты, рассказывающие об истории и достопримечательностях Сасовского района. Всех желающих водят по ним бесплатно. Одна из наиболее популярных экскурсий – в село Ключи. Здесь множество родников, впадающих в речку Вялсу, – отсюда и название.
– Ключи от Вселенной, раскрывающие ее тайну, – это еще один, символический, смысл названия села, – считает директор Центральной городской библиотеки Сасова Лариса Бабанова.
Ведь именно здесь, в имении князя Павла Гагарина, в 1829 году родился и прожил первые семь лет своей жизни Николай Федоров, основатель философии русского космизма. Он был внебрачным сыном хозяина усадьбы, а свою фамилию получил по крестному отцу.
О знаменитом земляке Лариса Бабанова узнала более 25 лет назад, когда о нем стали широко говорить. Увлеклась его идеями и начала собирать информацию об ученом – в те годы она еще была достаточно скупой.
Лариса проехала по федоровским местам, пытаясь отыскать «следы» великого мыслителя. С собой пригласила коллегу, Людмилу Малыхину. Лучшего проводника было не найти – Людмила родом из деревни Шурмашь, расположенной в трех километрах от Ключей.
Плод княжеской любви
Имение князя Гагарина находилось в лесу, между деревнями Ключи и Ивановка. Его разграбили и сожгли в 1917 году. Остались лишь густо поросшие кустарником и бурьяном фундаменты строений, полузасыпанные подвалы, очень красивые аллеи из белой и желтой акации, одичавший фруктовый сад. Тропинку к бывшему барскому дому пересекал ручей. К нему местные жители до сих пор ходят за водой, говорят, в ней много ионов йода и серебра. Когда князь Гагарин уезжал на зиму в Москву, к нему отправляли подводы с этой водой.
Лариса с Людмилой опросили жителей всех окрестных деревень – Шурмаши, Черной Речки, Ключей, Ивановки. О Николае Федорове никто ничего не слышал. О князе Гагарине знали. Старики говорили, что помещик был добрый, по праздникам разъезжал по селам и раздавал детям сладости. Многие из местных жителей работали у него, и никто о нем дурно не отзывался.
– Мой дед рассказывал, что имение было огорожено большим забором. Они с мальчишками лазили через него, ведь за ним рос очень хороший яблоневый сад, – вспоминает Людмила Малыхина. – Мы слишком поздно спохватились. Людей, которые что-то помнили о том времени, уже нет.
Павел Гагарин разводил в имении скаковых лошадей, увлекался театром. И женщинами. У него жила любовница – черкешенка. Она-то и была матерью будущего философа. Князь умер рано. Помогал иноземке, содержал и оплачивал учебу двух ее детей брат Павла Ивановича, Константин. Потом и он скончался. С деньгами стало совсем плохо, и Николаю пришлось оставить учебу…
Путь русского Сократа
Николай Федоров преподавал в уездном училище в Боровске, потом пешком отправился в Москву, где устроился помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку. Затем более 20 лет работал в библиотеке Румянцевского музея (сейчас Российская государственная библиотека им. В. И. Ленина).
Средств к существованию у него почти не было. Зарплату платили очень маленькую, и всю ее Федоров тратил на книги. Жил очень скромно, аскетично. Его называли «русский Сократ». А он таковым и был – уличным философом.
В своих рассуждениях Федоров мечтал воскресить умерших людей. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Миллиарды воскресших он предлагал расселить на других планетах в космосе. О нем и его воззрениях с восхищением отзывались Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Константин Циолковский.
Лариса Бабанова организовала при Центральной библиотеке краеведческий центр имени Николая Федорова. В нем энтузиасты изучают жизнь и творчество своего знаменитого земляка. Они разработали туристический маршрут по федоровским местам и проводят экскурсии. В библиотеке регулярно проходят Международные Федоровские чтения, на которые съезжаются философы, исследователи, занимающиеся изучением наследия Николая Федорова, и приверженцы его идей.
Одним из них стал Александр Воробьев. Он родился недалеко от федоровских мест, в деревне Архапка. Его мать похоронена на кладбище в Ключах. В память о ней Александр Матвеевич начал там строить часовню. Случайно прочитанная книга о Николае Федорове сделала его горячим поклонником учения философа и активным членом Федоровского краеведческого центра.
Увлекшись идеями Николая Федорова, Александр стал претворять их в жизнь. Он продолжил уже строить часовню в память обо всех погибших жителях окрестных деревень. К ней прикрепил памятную доску – «На этой земле родился и возрастал великий философ Николай Федоров». За часовней поставил памятник Николаю Федорову и стелу в честь воинов из окрестных деревень, погибших во время Великой Отечественной войны. К нему стали подходить жители и говорить, что их родственники также не вернулись с войны. Список погибших начал пополняться новыми именами. Александр Матвеевич посадил на кладбище каштановые аллеи, начал восстанавливать старые, брошенные погребения, реставрировать надгробия и ухаживать за ними. Его считали чудаком – кто еще будет заботиться о могилах неизвестных людей, строить на свои деньги часовню, сооружать памятники…
Не так давно, во время засухи и сильных пожаров все отстаивали от огня свои дома, а Александр Матвеевич спасал старое кладбище и часовню. Поливал водой, таская ее из пруда…
– Тут носились огненные смерчи. В Ключах они уничтожили 24 дома. В Ивановке мы смогли отстоять только пять-шесть домов, остальные все сгорели. Трава вспыхивала мгновенно. Мы не успевали бегать. Только потушим, загоралось в другом месте, – вспоминает Дмитрий Коротаев. – Пламя шло стеной, в рост деревьев, его языки «перекидывались» через дорогу. Березы горели как свечки…
После пожаров, когда вывозили горелый лес, лесовозы «разбили» дорогу, оставив огромные колеи. В дождливую погоду они заполняются «озерами» непроходимой грязи. Идти теперь от железнодорожной станции к Ключам сложно. А дороги в Шурмашь сейчас вообще не существует. Сгоревшие деревья периодически при малейшем порыве ветра падают, поэтому люди там перестали ходить – страшно.
Храм мечты
Еще одного энтузиаста, Дмитрия Коротаева, судьба забросила в федоровские места из Касимова. Он устроился строителем на местный спиртзавод. Ему с семьей дали дом в деревне Вялсы, расположенной недалеко от Ключей. Там Дмитрий и услышал о своем земляке – знаменитом философе.
– Когда я узнал, что в Вялсах стоял храм, где крестили Николая Федорова, у меня сразу возникла мысль его восстановить, – рассказывает он.
Со временем желание только окрепло, и когда появилась возможность, Дмитрий сразу взялся за дело. По старым фотографиям заказал проект будущей церкви. Появились единомышленники. В деревне организовали общину и стали проводить службы. Чтобы они не шли на открытом воздухе, Дмитрий решил возвести часовню. Строил вместе с друзьями по выходным. Сейчас около нее лежат железобетонные блоки для фундамента будущего храма и другие стройматериалы. Их закупают постепенно, по мере появления средств.
– Многие считают, что я бизнес делаю на том, что строю церковь. А какой тут бизнес? Сердце кровью обливается, когда видишь, как деревни умирают. А ведь все крупные города выросли из них, это корни России. Я просто хочу, чтобы жизнь продолжалась на этой земле, чтобы покровитель вернулся на нее, Николай Чудотворец. Будет стоять храм, будут идти в нем службы, будет жить и село. А если мы его сейчас не возродим, все забудется и уже ничего не будет. Сейчас я строю, если не успею, дети мои продолжат, это как вода течет, главное – начать.