Путешествие по краю России

24.05.2019 | Интервью

Режиссер Леонид Круглов — об экспедиции на перевал Дятлова и уникальном переходе через Арктику

Историк, путешественник, режиссер Леонид Круглов посвятил несколько лет экспедициям по Русскому Северу и снял фильм «Великий северный путь». В интервью РИА Новости он рассказал, как выжить среди льдин в океане, ночевать по соседству с белыми медведями и передвигаться на собаках и оленях.

Три года мы шли по маршруту известного русского путешественника XVII века Семена Дежнева.

Итогом его экспедиций стало открытие пролива между Азией и Северной Америкой, который сегодня называется Берингов. Сам Дежнев, возможно, не осознавал, что совершил великое географическое открытие и отодвинул границы России далеко на восток. Мы повторили его путь длиной в десять тысяч километров — от Архангельска до Чукотки. Предварительно я по архивным документам реконструировал и выстраивал маршрут около года

Мы старались пользоваться только традиционными для XVII века средствами передвижения — ехали на собаках, оленях, отдельные участки преодолевали пешком и на парусных судах.

Экспедиция миновала восемь регионов — Архангельскую, Свердловскую, Тюменскую области, Республику Коми, Ямал, Красноярский край, Якутию, Чукотку.

Часть пути с нами прошел путешественник Федор Конюхов.

Мы знакомы больше пятнадцати лет. Периодически встречаемся с ним в экспедициях, когда наши маршруты пересекаются, а в Москве живем недалеко друг от друга.

Совместных экспедиций у нас не было, но я узнал, что Федор планирует экспедицию на собачьих упряжках на историческую родину, где жили его предки-поморы. Это место на Белом море до сих пор называется Конюхова губа. Договорились, что часть маршрута преодолеем вместе и Федор поучаствует в съемках фильма.

Много материала, снятого в экспедиции, не вошло в фильм.

На перевале Дятлова, например, мы пережидали сильную бурю. Сняли в это время уникальные кадры заснеженного перевала и плато Маньпупунёр. Температура достигала минус 30 градусов, дул штормовой ветер.

На перевале Дятлова невозможно не вспоминать связанную с ним историю.

Мы беседовали с Федором Конюховым о том, почему возможны такие ситуации, и сошлись во мнении, что при преодолении сложных маршрутов очень важен эмоциональный настрой группы. Об этом говорит и мой опыт многолетних путешествий по труднодоступным местам.

Человек и природа взаимосвязаны и могут влиять друг на друга.

Звучит как фантастика, но мне кажется, что сильные эмоции группы людей способны спровоцировать как сход лавины, так и наступление ясной погоды.

Одним из самых сложных этапов нашей экспедиции было морское путешествие вдоль берегов Якутии и Чукотки.

Мы плыли на катамаране морского типа. Это фактически открытая палуба с невысокими бортами и палаткой, где поочередно спит один, максимум два человека. Напоминает те древние деревянные суда, на которых ходили поморы.

Связи с материком не было. Мы очень сильно рисковали. Пролив Лаптева, Северный Ледовитый океан, все побережье от Якутии до Чукотки — там постоянно дрейфуют большие льды. Если поднимается сильный ветер, всю огромную застывшую массу буквально за час-два может прижать к берегу и, соответственно, судно тоже.

Мы, к примеру, встречали крупные суда, которые длительное время не могли передвигаться из-за кочующих обломков льда.

Несколько раз стояли — до полутора недель — в заливах, ожидая, пока стихнет буря.

Здесь движение в основном происходит от мыса к мысу. У Дежнева в докладных записках у каждого мыса яркое название — Святой Нос, Большой Нос, Необходимый Нос. Недалеко от мыса, который сейчас называется мыс Дежнева, нам пришлось две недели ждать погоду, чтобы его проскочить.

Там непрерывные шторма, потому что встречаются воды двух океанов — Тихого и Северного Ледовитого.

Через одно такое место я уже проходил — это знаменитый мыс Горн в Южной Америке. Эти два мыса, пожалуй, самые сложные на Земле для судоходства.

У мыса Дежнева мы два месяца жили вместе со зверобоями Чукотки.

Это был период летнего охотничьего сезона. Мы постоянно участвовали в их охоте на моржа, китов, наблюдали, как этих животных привозят к берегу, как община делит мясо.

Кухня народов Чукотки — одна из самых удивительных в России.

В честь нашего приезда местные приготовили мясо маленьких птичек люриков — по вкусу похоже на сыр с плесенью. Перед употреблением его на несколько месяцев закапывают в землю. Еще мы пробовали супы из моржового мяса и водорослей. Местные продукты не продаются, они предназначены только для жителей полуострова

Иногда сталкивались с медведями.

На полуострове Таймыр они тщательно изучали нашу стоянку. Запах еды шел по всей тундре, что привлекало хищников. Они пытались пробраться в лагерь, залезли в несколько палаток.

Один раз медведь вытолкнул в воду лодку, на которой мы до этого рыбачили, и нам с трудом удалось ее спасти. Мы не стреляли в медведей, только отпугивали, но они приходили снова и снова.

Как-то косолапый залег на пригорке на расстоянии 200 метров от нашего лагеря и задремал. Местные сказали нам, что именно так медведь охотится. Он лежит, пока на него не перестанут обращать внимание, после чего резко бросается на жертву. Поэтому кто-то один из участников экспедиции всегда присматривал за медведем, чтобы предотвратить неожиданное нападение.

На Севере много больших полярных волков — на Чукотке, в Якутии.

Это мощный зверь. Но волк старается обходить стороной группы людей. Он опасен лишь для одиночек.

Мы готовим несколько экспедиций на Север с подводным погружением. Сегодня техника дает много возможностей, а подводный мир океана еще совсем мало исследован. Возможно, нам удастся обнаружить артефакты времен освоения Арктики. Первые находки могут быть уже в конце лета. У нас есть идея использовать специальные самолеты, которые будут садиться на воду и превращаться в автономную плавучую киностудию.

Арктика уникальна нетронутой природой, сохранившимися с древних времен артефактами, а главное — образом жизни местных народов. Это удивительное путешествие к собственным корням.

Источник 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest