В четвертой части своего репортажа о поездке в Тыву, Монголию и Хакасию специальный корреспондент журнала «Отдых в России» Владимир Савельев ловит решающие моменты борьбы хуреш, разбирается с пантами маралов и поклоняется Великой каменной матери.
Встреча гостей по-тувински
У подножия горы Любви, что возле села Бай Даг, жители Эрзинского района приготовили нам анимационную программу. Девушки в красных национальных костюмах станцевали и поднесли белые хадаки, музыканты под аккомпанемент струнных, барабана и ветра затянули протяжные тувинские песни, на столах были выложены работы местных художников — куклы и картины писаные маслом. Только закончилось представление, как с холма надвинулось на нас стадо верблюдов. После чего двугорбые остановились в замешательстве, постояли несколько секунд и повернули в сторону. И тут же в низине до того спокойно пасущийся табун лошадей ожил и рысью поскакал в сторону шоссе. Такое впечатление, что кто-то специально для нас срежиссировал всю эту активность.
На чабанской стоянке «Бай Даг» нас встречали как дорогих гостей уже жители Тес-Хемского района. На поляне собрались стар и млад, числом поболее, чем на горе Любви, и все в национальных тувинских костюмах. Программа тоже была масштабнее: традиционные белые хадаки, танцы, коллективный хоровод, юные борцы сошлись в показательных поединках по хурешу – национальной борьбе.
Завершал встречу мастер-класс по приготовлению тувинского блюда из баранины с последующей дегустацией. Называется оно тырткан. Честно признаюсь, перекормленный монгольской кухней, я не только смотреть на это не мог, но даже запах баранины переносил с трудом. А вот мои товарищи, видно привычные к таким гастрономическим нагрузкам, уплетали тырткан с удовольствием.
Вечер этого дня мы провели в Национальном музыкально-драматическом театре Тывы, где давали концерт профессиональные артисты театра из уже знакомого нам Увсанурского аймака вместе с коллегами из Кызыла. Монгольские танцы перемежались песнями и ариями из оперетты, певец, облаченный в военный мундир, исполнил на хорошем русском языке песню «День Победы». Представление транслировалось он-лайн в интернете. Концерт проходил в рамках Дней этого аймака в Тыве и собрал полный зал. Значимость мероприятие подчеркнули своим присутствием глава Тывы Шолбан Кара-оол, члены правительства республики и представители администрации Увсанурского аймака.
Борьба «орлов»
Первая половина следующего дня прошла в четырехзвездном отеле «Азимут», где мы внимали выступающим на круглом столе по приграничному туризму и обеспечению безопасности.
После обеда отправились на стадион, где на зеленом газоне поля проходили поединки по борьбе хуреш – любимому виду спорта тувинских мужчин. Считается, что каждый тувинец обязан хоть немного, но владеть приемами этого вида борьбы. На стадионе боролись тувинские и монгольские борцы. Костюмы для хуреша, надо сказать, удивляют своей необычностью: облегающие плавки и специальная куртка, в которой есть спинка, рукава, но нет нагрудной части. Спереди куртка закрепляется кожаными веревками.На ногах мягкие сапоги с загнутым носками. Каждая схватка начинается с танца орла. Борцы расставляют широко ноги и поднимают руки вверх под 45 градусов, изображая крылья птицы. Приглашая соперника к поединку, два раза хлопают себя по бедрам. Теоретически поединок может длиться сколь угодно долго, так как время схватки не ограничено. В хуреше нет весовых категорий, поэтому Давид может выйти против Голиафа. Побеждает тот, кто вынудит соперника коснуться земли третьей точкой. Проигравший выбывает, победитель продолжает соревнования. И так до финала. Выигравший финальный поединок становиться абсолютным чемпионом.
Панты без понтов
На этом наше пребывание в Кызыле было завершено, и мы отправились в Абакан. По пути заехали в мараловодческое хозяйство «Туран» в Пий-Хемском районе Тывы. Поголовье маралов (подвид благородного оленя) здесь составляет 720 голов, из них пантообладателями, то есть самцами являются 320 особей. Маралы живут в этом хозяйстве в естественных условиях, но территория их обитания, а это почти 1000 га, огорожена сеткой. Панты — молодые, неокостеневшие рога — срезаются у самцов, начиная с трехлетнего возраста ежегодно. Заготовка проходит с мая по август, когда в рогах значительно увеличивается уровень содержания биоактивных соединений. Спиливают панты обыкновенной ножовкой, безо всякой анестезии. И потом круглый год их используют для приготовления оздоровительных ванн, которые с большим успехом давно применяются на Алтае, лидирующем в России по поголовью маралов. Бытует мнение, что такая процедура буквально творит чудеса. Убедиться в этом нам, к сожалению, не предложили, да и времени на процедуру не было. Как нам пояснили в хозяйстве, в ванну заливают пантовый «бульон», который получается после варки молодых рогов маралов. Панты также прожаривают в подвешенном состоянии, и этот пар используют для ингаляции в воздушных ваннах. Заготовщики пантами не ограничиваются. Бедного марала «стригут» по полной: в переработку также идут его кровь и мясо.А по достижении маралами 15 лет их бракуют и фактически отправляют в расход. При наличии лицензии охотники получают право их отстреливать. Не хотел бы я оказаться в шкуре марала.
Пантовые ванны – основной способ привлечения в хозяйство туристов. Для них здесь построена небольшая гостиница и коттедж с тремя семейными номерами. Для туристов устраивают пешие, конные и велосипедные прогулки. За прошлый год приняли 3 тыс. туристов. Производят в «Туране» и продукцию на продажу: пантогематоген — кровь марала, порошок для ванн «Сила пант», бальзам с добавление пант и крови этих животных, вяленое и копченое мясо маралов.
В начале был острог
От мараловодческого хозяйства до Абакана ехали без остановки. Добрались уже в ночи. Заселились в гостинице «Абакан», и чуть переведя духпосле четырехдневного монгольского автомарафона, на следующее утро отправились в музей-заповедник «Хуртуях Тас». По дороге в музей прослушали информацию про столицу Хакасии. Город ведет свою историю от Абаканского острога, который был построен на месте современного Абакана в 1675 году. В 80-е годы XVIIIвека острог разросся до поселка Усть-Абаканское.В 1925 году, с постройкой железной дороги Ачинск — Минусинск, была открыта станция Абакан, и началось осваивание территории между станцией и поселком. Так образовался новый населенный пункт, который в 1931 году получил статус города с названием Абакан — по реке, на которой он расположен.
Великая каменная мать
День выдался жарким, и угощение холодным айраном и талганом, с которого началась экскурсия в музее «Хуртуях Тас», пришлось весьма кстати. Что такое айран, думаю, объяснять не надо, а вот про талган расскажу. Это сладкие шарики коричневого цвета, наподобие конфет «трюфель». Основу талгана составляют перемолотые зерна пшеницы и ячменя.
Напоили, накормили и отвели к Великой каменной матери – по-хакасски Улуг Хуртуях Тас. Это высеченное из песчаника каменное изваяние — самый ценный экспонат музея. Для хакасов оно является самым главным объектом поклонения среди других культовых камней республики. И все потому, что Улуг Хуртуях Тас, по мнению ученых, была создана в III-IIтысячелетии до. н.э. и установлена в том самом месте, где она сейчас пребывает. Возможно поэтому, как верят хакасы, Великая каменная мать, не утерявшая своих исторических корней, обладает целебной силой. Шаманы считают, что здесь находится место силы.
Чтобы уберечь изваяние от непогоды, его упрятали в 2003 году в стеклянный павильон. Вот оно стоит перед нами на тонкой ножке, возвышаясь над землей примерно на 2 м, и на метр, говорят, уходит под землю. В то время, когда камень находился в Абаканском краеведческом музее, его взвесили — 2 т 608 кг. На камне хорошо просматривается лицо и живот беременной женщины. Это знак, что Улуг Хуртуях Тас является символом плодородия.
В Абаканский краеведческий музей изваяние перевезли в 1954 году, но спустя почти 50 лет по многочисленным просьбам народа вернули назад и создали для него музей. Людей тогда поддержал губернатор Хакасии Алексей Лебедь, заявив: «Народное должно принадлежать народу». Это было беспрецедентное событие, ведь по закону исторические и археологические ценности должны храниться в музее.
У каждого культового камня должна быть своя история, вот и о Улуг Хуртиях Тас рассказывает легенда. Существует несколько ее вариантов, один из них в изложении нашего экскурсовода звучит так. У самых синих гор, покрытых снегом, жил богатырь-созидатель Сартахпай. Была у него семья – жена Улуг Хуртиях Тас, сын и дочь. Построил Сартахпай дорогу, покоторой можно было добраться до владений дружественных соседей.Сделал хорошее дело, а обернулось оно бедой. По той дороге пришли на землю его народа враги.И были вынуждены Сартахпай и Улуг Хуртуях Тас спасаться бегством.Доскакали они до горы Хызыл-Хая, обернулись и увидели, что враги их настигают. Тогда велел Сартахпай жене и детям продолжить путь, а сам остался, чтобы вступить с вражескими воинами в бой.Спускаясь с горы,Улуг Хуртиях Тас потеряла дочь, сын утонул в реке.Долго ждала она мужа и детей на берегу реки. Не дождалась и с горя заплакала. Но вспомнив, что суровые правила великой степи запрещают лить слезы, опомнилась и запела. Пела она так красиво и проникновенно, что Хайрахан, – Творец — услышав песнюУлуг Хуртиях Тас, пожалел ее. И повелел: «Отныне быть тебе каменной богиней и даровать людям то, чего им не хватает – женщинам ребенка, мужчинам светлого разума».Стоит с тех пор в великой степи Улуг Хуртуях Тас и исполняет наказ Творца.
«И приходит к Великой матери люди, мужчины и женщины, молодые и старые, обходят ее три раза по солнцу, делают подношение, желательно молочный продукт, и просят помочь, — рассказывает экскурсовод.- Просьбы разные, особенно много здесь бывает женщин, которые просят Улуг Хуртиях Тас дать им детей. И Великая мать помогает. Вот к примеру наш район. По рождаемости он, между прочим, самый передовой в Хакасии». Удачно разрешившиеся ребенком в знак благодарности дарят Великой каменной матери мягкие игрушки, которые выставлены тут же в павильоне. По словам экскурсовода, по мере накопления их передают детским домам и многодетным семьям.
Прослушав вводную, мы тоже трижды обошли Улуг Хуртуях Тас, положили денежку у подножия камня рядом с открытыми пакетами молока и попросили то, чего каждому не хватает.
Рядом с павильоном стоит огромный столетний совершенно сухой тополь с необхватным стволом. Считается, что он тоже лечит, и к нему идут люди прижимаются с распростертыми руками, чтобы получить еще один сеанс исцеления.
Напоследок заглянули в настоящую деревянную хакасскую юрту XIX века. Она тоже экспонат музея. В юрте представлены предметы, которые были необходимы хакасам для жизни — национальная одежда, домашняя утварь, орудия охоты, атрибуты шамана.
Владимир Савельев, фото автора
Продолжение следует