Специальный корреспондент журнала «Отдых в России» Владимир Савельев проехал по территориям трех республик -Тывы, Хакасии и Монголии и поразился их необъятными просторами, красотой и первозданностью природы, богатством культурных артефактов. О том, что он увидел, прочувствовал и испытал в этом инфо-туре, читайте в его репортаже.
Трасса М4 «Енисей»
Четыре с половиной часа полета, и я в Абакане – столице Хакассии. Из Москвы сюда летают авиакомпании «Аэрофлот» и S7. В аэропорту Абакана меня встретил Расул — сотрудник отдела туризма Минкультуры Тывы. Из Абакана наш путь лежал до Кызыла – столицы Тывы, где начинался инфо-тур. Это 390 км по федеральной трассе М4 «Енисей», соединяющей эти города. Говорят, эта дорога одна из самых живописных в России.
За время пути пейзаж за окном автомобиля постоянно менялся: М4 проходит через лесостепь и степь, тайгу и горы Саяны, изобилует подъемами и спусками, крутыми поворотами. Кое-где были видны следы лесных пожаров. Примерно на полпути, в деревне Танзыбей сделали остановку и позавтракали в юрточном кафе. Дальше пошел сложный горный участок с подъемом на Буйбинский перевал. На перевале проехали сквозь самую длинную в России противолавинную галерею с колоннами. Сразу за ним, рассказал Расул, на вершине стоит деревянная часовенка — в этом месте в 2004 году погиб в авиакатастрофе вертолета МИ-8 губернатор Красноярского края, генерал Лебедь. В общей сложности дорога заняла около 6 часов с остановками на фотосъемку и завтрак. За это время погода менялась несколько раз — от снежной и туманной до солнечной, попутных и встречных автомобилей было мало, так что, если с машиной что-нибудь случится, помощи придется ждать долго. Доехали без приключений, состояние дорожного полотна М4 показалось мне вполне приличным, если не считать отдельных участков и довольно протяженных, где асфальт был срезан — проводились ремонтные работы.
Красный город и три Енисея
На подъезде к Кызылу миновали большой рекламный щит, стоящий на возвышенности. Надпись на нем гласит: «Тыва и Россия вместе 100 лет». Дорога уходит в низину, где на месте слияния Большого и Малого Енисея (по-тувински Бий-Хем и Ка-Хем) раскинулась столица Тывы. Бий-Хем и Ка-Хем дают начало Енисею (Улуг-Хем, что значит Верхний Енисей) — одной из самых протяженных и многоводных рек России.
Кызыл был основан русскими поселенцами в 1914 году после того, как Урянхайский край по просьбе самих тувинцев вошел под протекторат Российской империи.Первоначально город именовался Белоцарском в честь Николая II, затем Урянхайском, Красным, а нынешнее название получил в 1925 году. Кызыл и есть «Красный», только по-тувински. Население города составляет около 116 тысяч человек, 68% — тувинцы.После развала Российской империи Тыва на протяжении 27 лет являлась самостоятельным государством, а в состав РСФР вошла только в 1944 году.
Золото скифов
Знакомство с Кызылом началось с Национального музея Тывы, построенного в виде юрты. Нас встретили девушки в национальных нарядах с белыми шарфами в руках и пиалами с айраном. Забегая вперед скажу, что в каждом тувинском районе, где нас принимали, нам надевали на шеюбелые шарфы. В республике так принято встречать гостей. Белый ритуальный шарф, называемый хадаком, — это буддийский символ гостеприимства и чистых помыслов дарящего Его дарят в знак почтения и уважения к гостю, повод может быть любой.
Гвоздь экспозиции Национального музея Тывы – золото из скифского кургана Аржаан-2, раскопанного в 2001-2003 годах российско-немецкой экспедицией в Турано-Уюкской котловине на севере Тывы. Эта находка стала археологической сенсацией XXIвека. Фотографировать золотые изделия, представленные в экспозиции «Сокровища Тывы. Золото скифов», категорически запрещено. Чтобы не было соблазна нарушить запрет, сумки просят оставить перед дверью, ведущей в сокровищницу, а там за посетителями зорко следит охранник. Такая строгость понятна. Находки, найденные в кургане, уникальны, не имеют аналогов в археологии. В Аржаан-2 было обнаружено 13 скифских захороненийвторой половины VII века до н. э., в том числе каменная гробница скифского вождя и его жены. Ни одно из погребений не было разграблено. В Аржаане-2 найдено более 20 кг золотых изделий, выполненных в «зверином стиле» с высочайшим ювелирным мастерством: фрагмент золотых штанов вождя, вес которых достигал 8 кг, шейная гривна весом 1,5 кг, колчан, бляшки в виде коней, серьги, браслеты, железный кинжал вождя с золотыми украшениями и кинжал его жены с железным лезвием и золотой рукояткой. По мнению ученых, все золотые изделия – дело рук самих скифов, что позволяет говорить о том, что они были не только воинственными кочевниками, уничтожавшими другие народы, но и искусными ремесленниками. Основная часть этих сокровищ находится здесь, в Национальном музее Тывы, и небольшая — в Эрмитаже.
Археологи считают, что раскопки в Долине Царей подтвердили верность предположения Геродота, что причерноморскиескифские племена пришли из Азии. Найденные скифские захоронения, датируемые VIII-VII веками до н. э., убедительно доказывают, что их прародиной является территория современной Тывы.Ведь скифов по археологическим данным в это время в Причерноморье не было.
Буддийские ценности Кызыла
Тыва – буддийская республика, из 310 тыс. ее жителей 62% исповедуют буддизм, который пришел на эту землю в IX веке. Поэтому ничего удивительного, что на площади Арата — центральной площади города — перед Национальным музыкально-драматическим театром под крышей пагоды установлен большой буддийский молитвенный барабан. Он создан монахами из тантрического монастыря Гьюдмед в Тибете. Внутри него заложены свитки с написанными на них 115 миллионами мантр. Считается, что один оборот барабана равносилен прочтению всех мантр одновременно, и, если люди крутят барабан с хорошими помыслами, ритуал приносит здоровье, удачу, благополучие. Буддистская часть нашей группы, а за ними православные и атеисты обошли барабан по часовой стрелке три раза, и каждый что-то попросил у Будды.
Еще одна буддийская достопримечательность Кызыла — буддийский храм Цеченлинг, что в переводе означает «обитель безграничного сострадания». Это новодел, храм небольшой и скромный, построен и освещен в 1999 году. Первый камень в его основание заложил президент республики Шериг-оол Ооржак. На сегодняшний день – это главный духовный центр буддизма Кызыла и Тывы. Старых дореволюционных буддийских храмов в современной Тыве сегодня не найти — в годы репрессий против буддийского духовенства все они были стерты с лица земли. Остались лишь руины Устуу-Хурээ — крупнейшего монастыря в дореволюционной Тыве.
В Цеченлинге нас встретил монах Айсенджи и провел небольшую экскурсию. На первом этаже храма размещены жилые комнаты монахов, резиденция Камбы-ламы – главы тувинских буддистов — и представителей Далай-ламы XIV, здесь же ламы ведут прием населения. Как раз было приемное время, и в вестибюле в ожидании своей очереди толпились люди. На второй этаж, где расположен молельный зал, ведетширокая мраморная лестница. В зале за стеклом скульптура сидящего Будды, портрет Далай-ламы XIVи стопки священных буддийских писаний, деревянный настил посредине, у входа ритуальные барабаны – все как полагается в стандартном буддийском храме. Цеченлинг – не только храм, но и просветительский центр — здесь проходят занятия по тибетскому языку, йоге, медитации, философии буддизма.
Кызыл – центр Азии
Кызыльцы очень гордятся скульптурным комплексом «Центр Азии», ставшего главной достопримечательностью города, и показывают его всем гостям. Комплекс расположен на набережной Енисея, рядом с местом слияния Большого и Малого Енисея. «Центр Азии» — это не фигура речи, не отметка, обозначающая, что данная точка находится именно в этом месте, а символ географического центра части света под названием Азия. И этот центр находится в Кызыле. Обелиск — это три арзылана (мифических животных), которые держат земной шар. Из него устремляется вверх сплошь увитый телами животных шпиль, увенчанный фигурой оленя с большими ветвистыми рогами. По периметру фонтана, в центре которого установлен земной шар, 12 фигур зверей, символизирующих 12-летний буддийский календарный цикл. При виде это «зоопарка» почему-то вспомнилась строчка «гуляют там животные невиданной красы» из песни Гребенщикова «Город золотой». Автор обелиска «Центр Азии» – бурятский скульптор с мировым признанием Даши Намдаков, использовавший в его оформлении значимые для Тывы скифские и буддийские мотивы. Установлен обелиск в 2014 году в честь столетия вхождения Тывы в состав Российской империи. Это третий вариант памятника на этом месте. Первый, самый простой, воздвигли в 1964 году.
Интересно, что на звание «географический центр Азии» претендуют и китайцы. Они считают, что оный расположен в провинции Синьцзян в китайском городе Юнгфэн, это 700 км от Кызыла. В 1994 году китайцы установили там свой обелиск — покоящийся на четырех стальных опорах земной шар со свисающим маятником.
Где истина, сказать трудно. Это как считать. В том же Старом Свете пять стран аргументировано утверждают, что географический центр Европы находится на их территории.
Даши Намдаков – автор и скульптурной композиции «Царская охота», входящей в комплекс «Центр Азии». Установлена она в том же юбилейном году. Скульптура изображает скачущих на конях во весь опор скифских царя и царицу. Впереди них бежит, как многие полагают, пантера, но пантер в Тыве отрадясь не было, это охотничий барс. Идея этого творения родилась из артефактов, обнаруженных на территории Тывы в скифском кургане Аржаан-2. Композиция была отлита из бронзы по старинной технологии в Северной Италии, где скульптор был удостоен за ее создание и серии других работ по скифским мотивам звания «Художник года» на международном конкурсе скульптуры.
Музыка степи
Быть в Тыве и не услышать горловое пение, называемое в Тыве хоомей,– значит не узнать что-то важное о живущих на этой земле людях. Чтобы этого не допустить, организаторы тура пригласили в ресторан «Царская охота», где состоялся обед в компании министра культуры Тывы, исполнителей горлового пения. Это были музыканты Национального оркестра Тывы. Одетые в длинные национальные халаты под аккомпанемент двухструнных инструментов они выдали горлом рокочущие, хрипящие, урчащие звуки, которые слились в нереальную музыку степи. Такую музыку и нужно исполнять на природе, промелькнуло в уме. В юрте кочевника или степи она прозвучала бы намного органичнее.
Закончив выступление, музыканты кое-что рассказали о техники горлового пения. Секрет заключается в том, что исполнитель извлекает из гортани сразу две ноты одновременно, создавая состоящее из хрипов своеобразное двухголосие. «Но как это сделать?», – спросили мы. Ответ получили позже, по дороге в Монголию.
Популярность горлового пения в Тыве такова, что каждый год 17 августа в Кызыле проводится День хоомея, эта техника пения – гвоздь международных фестивалей «Хоомей в центре Азии» и «Устуу –Хурее». Уникальность тувинского горлового пения оценили и за рубежом. Так, на Западе очень ценится исполнительское мастерство кызыльской группы «Хуун-Хуур-Ту». Многие известные музыканты сотрудничают с этим коллективом. На его творчество обратили внимание даже голливудские продюсеры и пригласили записать музыку к фильму «Джеронимо – американская легенда».
Среди музыкантовНационального оркестра Тывы оказался участник нашего инфо-тура, народный артист республики Евгений Сарыглар. Место в поездке он заслужил, так как совмещает свою артистическую деятельность с работой в турбизнесе. На следующий день, в автобусе мы попросили Евгения дать мастер-класс по горловому пению. Скромный Евгений сослался на опыт других исполнителей. По его словам, объясняя своим ученикам, как научиться извлекать из себя хрипящие звуки, они просят их сильно тужиться, как это делают при запоре. Ну, что ж очень понятно и доходчиво. Урок мы усвоили и при первой возможности им воспользовались.
Шаманка
Вторая древняя религия, которой остаются верны тувинцы, – шаманизм. Им пронизаны вся их культура и жизнь. Он мирно соседствует с буддизмом, и более того, даже происходит взаимопроникновения двух вер. В одних случаях люди обращаются к шаманам, в других – к буддийским ламам. Бывает, на похороны приглашают их обоих. И каждый играет свою роль — шаман «заговаривает» злых духов, лама читает над усопшим молитвы. Шаман – посредник между миром живых и духов, и чтобы получить их помощь в разных делах тувинцы обращаются к шаману. Поводы могут быть разными – свадьба, рождение ребенка, похороны, строительство дома, длинная дорога. Шаманы также помогают людям восстановить своё здоровье, благополучие в семье, найти пропавших людей. Повод нашелся и у нашей группы. И организаторы тура предложили встретиться с потомственной шаманкой и целительницей Олземаа Балан, которая согласилась провестиобряд освещения нашего пути в Монголию.
Обряд состоялся у источника Кундустуг. Выбран он был неслучайно. Источники являются в Тыве священными местами, где принято поклоняться духам. На участке рядом с родником была сложена грудой камней и стояли шалашиком шесты, к которым были привязаны разноцветные ленты (по-тувински чаламаа). Такое сооружение называется оваа.Оно также устанавливается на перевалах, у мостов, в степи,на вершинах почитаемых гор, вблизи буддийских храмов.В качестве оваа может использоваться и дерево. Проходя мимо такого места, люди повязывают разноцветные ленты, чтобы выразить уважение духу местности, заручиться его защитой в дороге или попросить что-то для себя.
Обряд проходил в том самом месте, где была сложена груда камней с шестами. Вечерело, и холодок пробежал по телу. Пришлось надеть мужской тувинский халат и подпоясаться кожаным ремнем с железной бляхой. Его в Кызыле мне выдала его добрая душа Ольга из отдела туризма, когда узнала, что я приехал без теплой куртки. Оля, большое спасибо – халат мне очень пригодился в холодные монгольские ночи.
Шаманка развела костер и окропила пламя молоком, перемещаясь вокруг костра, била в бубен и что-то натужно пела по-тувински, повторяя одни и те же звуки. Как нам объяснил переводчик, она подкормила духов земли и попросила, чтобы те оказали нам покровительство в дороге. Обряд прошел довольно спокойно, без вхождения в транс и ухода в астрал. Закончив, Олземаа рассказала, что дар шаманства она унаследовала от родственников отца и матери, которые были шаманами. Уже в 12 лет она поняла, что обладает необычными способностями, но долгое время не хотела их развивать. Поступила в институт, где получила экономическое образование. Работала бухгалтером, но в один ужасный день руки перестали ее слушаться. По ее словам, это был знак – нельзя отказываться от данного тебе дара. Она уволилась и стала на предначертанный ей путь. Я спросил Олземаа, предсказывает ли она будущее? «Если вижу, что у человека все будет хорошо, говорю об этом, а если вижу плохое, то отказываюсь от предсказания», — ответила она. «А много ли в Тыве шаманов?» Олземаа поведала, что в республике зарегистрировано три общества, в которых насчитывается около 30 шаманов. А в Кызыле под вывеской «Тос Дээр» (одно из этих обществ) работает так называемая шаманская клиника, в которой шаманы лечат людей.
Перед тем как покинуть место обряда мы привязали подаренные нам белые хадаки к шестам с разноцветными лентами и попросили у духов удачи в предстоящем путешествии.
Юрты класса «люкс»
Из Кызыла направились в Монголию, расстояние до которой 316 км. Первая остановка — в 45 км от столицы Тывы в этнокультурном комплексе «Айдын-Булак» («Золотой источник»). Расположен он в долине Енисея в окружении холмов. Если говорить по-простому, это дорогая юрточная база класса «люкс». Согласно преданиям, много лет назад здесь находилась ставка верховного хана джунгаров, а позже буддийский монастырь. В «Айдын-Булаке» юрты расположены по правилам фэн-шуя, есть стандартные и «президентские» юрты. Во всех — отопление и санузел с душем, а в «президентских» юртах пол с подогревом. В центре комплекса большая юрта- ресторан национальной кухни с дорогой резной мебелью. Забегая вперед, скажу, что это самый шикарный юрточный комплекс из тех, что мы посетили за время тура. На холмах, окружающих долину с юртами, с одной стороны установлена красно-синяя арка, обозначающая небесные ворота Шамбалы, с другой стороны – двухметровая статуя Будды. Предлагается в «Айдын-Булаке» и активный отдых. Здесь можно искупаться и порыбачить, прокатиться на лошади и пострелять из лука, попариться в сауне, пройти мастер-классы по дойке козы и горловому пению. Для проведения деловых мероприятий имеется конференц-зал.
Возрожденный Устуу-Хурээ
Миновав город Чадан — малую родину Сергея Шойгу, остановились в степи, у монастыря Устуу-Хурээ, построенного в 1905-1907 годах по тибетскому проекту. В то время монастырь был одним из самых богатых в Тыве, в нем преподавали великие учителя буддизма, была заложена основа для создания тувинского алфавита, отчеканена первая тувинская монета. Для тувинцев Устуу-Хурээ, был, как Мекка для мусульман. Считалось, что каждый буддист должен посетить его. В 1937 году монастырь наряду с другими тувинскими буддийскими обителями был разрушен большевиками. В те годы прекратил свое существование 31 монастырь. Сегодня от Устуу-Хурээ сохранились только мощные глинобитные стены, которые возвышаются посреди степи. Но люди все равно приезжают сюда, завязывают разноцветные хадаки на горизонтальной перекладине, в щелях стен, как в иерусалимской стене плача, оставляют записки с просьбами. В 1992 году Устуу-Хурээ посетил Его Святейшество Далай-лама ХIV. С его визита и началось возрождение буддизма в Тыве. Строятся храмы, в тибетских монастырях обучаются тувинские монахи.
В 2012 году по сохраненным фотографиям был возведен новый храм Устуу-Хурээ — копия старого. Он стоит через дорогу от развалин старого. Как раз во время нашего приезда там шла служба. Рядом с новым храмом большой стенд с изображением министра обороны Шойгу, прямо в степи. Надпись на стенде гласит: «Сильный человек делает свою страну сильной. Уважаем и гордимся! Земляки». Уважать есть за что, как никак Сергей Кужугетович лично приложил руку к воссозданию Устуу-Хурээ. Говорят, он инвестировал в его строительство 15 тыс. личных долларов. И это не единственный подарок Шойгу своим землякам. В 2015 году в Чадане при его содействии и поддержке был построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс стоимостью 123 млн. рублей. Участвует министр обороны и в других инвестиционных проектах республики. И земляки ответили добром на добро. В том же году Шойгу был первым удостоен звания Почетный гражданин республики Тыва. Для тувинцев – он гордость народа, бренд, «наш Субэдэй», самый уважаемый и выдающийся земляк.
Последняя остановка перед самой границей случилась в селе Хандагайты. Жители встретили нас очень тепло. В программе было вручение традиционных белых хадаков, мужской национальный танец, демонстрация тувинской конной упряжи и изделий местных мастеров, катание на лошади.
Переход границы
Преодолев около 320 км от Кызыла до монгольской границы, наш автобус остановился перед пограничным переходом Хандагайты (Боршо на монгольской стороне). Кроме нас других людей на границе не наблюдалось. Переходили границу пешком. На проверку паспортов и багажа запускали по пять человек, поэтому пришлось ждать своей очереди примерно полчаса. Затем процедура повторилась на монгольской стороне. Виза для въезда в Монголию, замечу, не требуется. За воротами пропускного пункта на земле Увсанурского аймака (района) с синим шарфом в руках и пиалой с молоком нас встречала симпатичная монголка из местной турфирмы. «Сайн байна уу! (Здравствуйте!)», — приветствовал я девушку. Дождавшись последних участников инфо-тура, мы погрузились в три старых уазика советского производства и отправились покорять Монголию.