В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре завершился бизнес-форум проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Около 400 профессионалов и экспертов съехались в регион, чтобы выбрать лучших из лучших в сфере туризма.
В Ханты-Мансийске, столице Югры, собрались специалисты индустрии гостеприимства из более 50 регионов России. Главным событием форума стал полуфинал четвертого сезона главного туристического конкурса страны «Мастера гостеприимства» по направлению «Прорывные идеи в туризме».
На площадке Арт-резиденции в течение трех дней более 130 лучших представителей туриндустрии, рестораторы и отельеры, туроператоры и менеджеры проходили конкурсные испытания в восьми номинациях: «Гастроконцепт и этнотуризм», «Инновационные методы образования в сфере туризма», «Открытие региона», «Инновационный менеджмент в управлении индустрией гостеприимства», «Новый формат путешествий», «Развитие территорий», «Сделано в России» и «Научно-популярный туризм».
Мастера презентовали свои проекты, строгое жюри оценивало их гибкие компетенции и профессиональный масштаб.
Наставник проекта, основатель агентства Flamingo Project Полина Пушкина отметила: «Среди участников нашего блока, который называется «Сделано в России» (в основном там речь идет о сувенирах), были проекты художественно скопированные, но сделанные хорошо, поэтому вопросов к ним у меня не было. Но были и совершенно уникальные проекты, и видеть их было особенно отрадно и приятно. В них заложен хороший коммерческий потенциал, возможности масштабирования – их можно реализовать не в одном городе. Я человек с высоким, так сказать, уровнем насмотренности, много знаю, но ничего подобного нигде не встречала. У меня есть такой термин – локальный и уникальный, я всегда объясняю его на обучающих курсах. Везде очень много одинакового, поэтому мы, когда приезжаем в то или иное место, ищем что-либо раскрывающее характер региона и то, чего больше нигде нет. Именно такими были покорившие меня идеи двух конкурсанток из Тверской области и Казани. Они так удачно интегрировали характер промыслов своих регионов в проекты, что ты сразу их привязываешь к определенному городу. Мне кажется, это главное, что им удалось. И это замечательно, когда не просто берут вещи уже много, где по миру сделанные, а выявляют душу и суть своего места и при этом еще думают об удобстве туристов. Они могут и самовар заказать; предложить гостиницу, где удобно остановиться; и группы они могут принять и большие, и маленькие; и сувениры, специально сделанные по моему запросу, упакуют и отправят по почте, чтобы не занимали место в ручной клади».
Высокий профессиональный уровень конкурсантов отметил также управляющий партнер BE: CATERING, руководитель Всероссийской олимпиады по кулинарии и сервису «Легенда» Максим Беляев: «Я третий раз в качестве эксперта участвую в конкурсе «Мастера гостеприимства». Когда впервые ехал, думал, что тут будут ученики, а оказалось – профессионалы, у которых можно многому научиться. На одном из полуфиналов я взял координаты нескольких участников, возможно, мы предложим им сотрудничество».
В гранд-финал, который состоится осенью этого года, вышли 49 участников из 29 регионов России.
Во время форума также прошел «Мастер-кемп: персонализированный сервис в гостиничной отрасли». 23 слушателя из 13 регионов прошли курс по основам создания сервисной компетенции в гостиничной отрасли на основе передового практического опыта. В формате TED-выступлений лидеры индустрии гостеприимства рассказали о принципах и инструментах внедрения wow-эффекта на реальных кейсах, о культуре экологической осознанности в туризме, как создать эмоциональную связь с каждым гостем и оставить незабываемые впечатления от продукта.
В свободное время участники форума и представители СМИ познакомились с достопримечательностями Ханты-Мансийска. Статус города он получил в 1950 году, но его история началась значительно раньше – перовое поселение на этих землях, Самарово, появилось в 1637 году.
В регионе активно развивается индустрия гостеприимства. Югра занимает седьмое место в России по темпам роста туристического потока. За пять лет он увеличился в два раза, в частности, за 2023 год край посетили более 1, 2 млн туристов, а за шесть месяцев этого года – уже 800 тысяч гостей. Число туроператоров в округе за это время выросло почти в три раза.
«Югра – основной нефтегазоносный регион страны, при этом здесь сохранена культура, традиции и таинство коренных народов Севера, – отметил в рамках бизнес-форума проекта «Мастера гостеприимства» директор Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кирилл Зайцев. – А еще у нас самый белый снег и уникальная кухня северных народов. Такое сочетание привлекает искателей приключений, исследователей всего нового. Тех, кто хочет отдохнуть от городской суеты и прикоснуться загадочному миру Югры».
И мир этот очень богат. Священная гора манси – Неройка высотой более 1600 метров – одна из самых высоких точек Приполярного Урала, вошла в путеводитель «60 мест России, где загадывают желания». Говорят, если преподнести Неройке подарок белого цвета, положить под камень и загадать желание, оно сбудется. В заброшенных штольнях деревни Додо природа создает удивительные снежинки диаметром 1, 5 метров. Слияние рек Обь и Иртыш называют местом силы, на нем установлен единственный в России плавучий маяк-часовня. В природном парке «Самаровский Чугас» можно увидеть вековые кедры и долины папоротников. На более, чем 30 стойбищах туристов познакомят с культурой, обычаями, традициями коренных жителей региона.
Ежегодно в Ханты-Мансийске проводится международный фестиваль кинодебютов «Дух огня», Международный IT-форум, Югорский лыжный марафон этапов кубка Росси по биатлону, заплыв на открытой воде – X- WATERS-UGRA, а в новогодние праздники – фестиваль «Чумовая улица», ведь город считается новогодней столицей России. В Ханты-Мансийске находится кернохранилище Научно-исследовательского центра рационального недропользования им. В. И. Шпильмана, Технопарк высоких технологий, Югорский рыбный завод.
Проект «Мастера гостеприимства» стартовал в 2019 году. Его основная задача – создавать механизмы, направленные на поддержку профессионального развития специалистов сферы гостеприимства, вовлечение заинтересованной молодежи и формирование бренда профессии. Он реализуется в рамках программы «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование».