Ильюшин Сергей Владимирович
Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 (30) марта 1894 года в деревне Дилялево Березниковской волости Вологодского уезда, в большой крестьянской семье. В 1901-1905 годах учился в земской школе в селе Березники. Трудовую деятельность начал в 1909 году чернорабочим на Яковлевской фабрике в Костромской губернии. В 1910—1911 годах работал в Санкт-Петербурге на заводах и на Комендантском аэродроме. К этому времени относится его первое знакомство с авиацией. В 1912 году работал на Амурской железной дороге, в 1913-1914 годах — на Балтийском судоремонтном заводе в Ревеле (ныне Таллин).
В 1914 году призван на военную службу. В 1915-1916 годах — нижний чин, писарь управления вологодского воинского начальника. Затем — ангарный рабочий, помощник авиамоториста на Комендантском аэродроме в Петрограде. В 1917 году Ильюшин сдал экзамен на звание пилота-авиатора. В 1918 году С. В. Ильюшин вернулся на Вологодчину. Работал в губернском совете коммунального хозяйства. В мае 1919 года был мобилизован в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Служил авиамехаником 6-го авиапоезда VI армии, военкомом 2-го авиационного парка авиационно-ремонтных частей Кавказского фронта, начальником 15-го авиапоезда IX Кубанской армии. Осенью 1921 года откомандирован на учебу в Москву во вновь организованный Институт инженеров Красного воздушного флота.
Во время учебы началось формирование Ильюшина как конструктора. В 1923-1925 годах он сконструировал несколько планеров. Окончив в 1926 году академию и став военным инженером-механиком воздушного флота, Ильюшин руководил самолетостроительной секцией Научно-технического комитета Военно-воздушных сил. В 1933 году возглавил Центральное конструкторское бюро при московском заводе имени В. Р. Менжинского, где одновременно руководил одной из бригад. В 1935 году эта бригада была преобразована в Опытное конструкторское бюро, главным конструктором которого был назначен Ильюшин. В 1956—1970 годах он — генеральный конструктор. В середине 1930-х годов под руководством Ильюшина были разработаны два варианта двухмоторного бомбардировщика — ЦКБ-26 и ЦКБ-30 (ДБ-3, ДБ-3б). С 1940 года предпочтение отдается ДБ-ЗФ, который в марте 1942 года был переименован в Ил-4.
Бомбардировщики, сконструированные под руководством Ильюшина, прославились в годы Великой Отечественной войны. Бронированный штурмовик Ил-2, опытный образец которого был построен в 1939 году, во время Великой Отечественной войны положил начало новому роду боевой авиации, тесно взаимодействующему с наземными войсками. В нем удалось достичь гармоничного сочетания маневренности и скорости, мощного вооружения и броневой защиты. В результате самолет стал напоминать летающий танк, которому не страшен пулеметный и ружейный огонь. Это грозное оружие переднего края гитлеровцы называли «черной смертью». Ил-2 стал самым массовым советским самолетом военного времени. Позднее были созданы штурмовики Ил-10, Ил-16, Ил-40 (реактивный). В 1948 году в Опытном конструкторском бюро С. В. Ильюшина был построен первый советский реактивный бомбардировщик Ил-28, выпускавшийся серийно. Этот самолет долгое время состоял на вооружении, на нем проходили обучение и тренировку многие летчики-бомбардировщики.
Сергей Ильюшин ярко проявил себя и как конструктор пассажирских самолетов. Первым в их ряду стал Ил-12, серийное производство которого началось в 1946 году. Вслед за ним, в 1950-е — 1960-е годы, на гражданских воздушных линиях появились другие самолеты, более мощные и скоростные, с большей вместимостью: Ил-14. Реактивный трансатлантический лайнер Ил-62, на многие годы ставший флагманом «Аэрофлота», стал качественно новым достижением. Этот самолет получил сертификат на право полетов в США. За самолет Ил-62 Ильюшин был отмечен Золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ).
Сергей Ильюшин — целая эпоха в отечественном самолетостроении. О работе конструктора он любил говорить: «Надо делать так, чтобы любой самый опытный и придирчивый специалист мог сказать: лучше не сделаешь». Скончался Сергей Ильюшин 9 февраля 1977 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Верещагин Василий Васильевич
Василий Васильевич Верещагин был одной из самых выдающихся фигур российской истории, в которую вошел не только в качестве живописца и одного из известных художников-баталистов — Верещагин был к тому же литератором, а в живописи трудно назвать его действительных учителей или же последователей.
Василий Верещагин родился в помещичьей семье 26 октября 1842 года в Череповце, принадлежавшего тогда Новгородской губернии. Все четверо сыновей (у Василия Верещагина было два младших и один старший брат) были отправлены в военные учебные заведения. Василий, когда ему было девять лет, был определен в морской кадетский корпус. В 1860 году началась его учеба в петербургской Академии художеств, откуда он в 1863 году уехал на Кавказ, а по истечению года — в Париж. Там Верещагин учился и работал под наставлением художника Жерома с 1864 по март 1865 года. Верещагин снова вернулся на Кавказ, где писал с натуры, а осенью 1865 отправляется в Петербург и снова в Париж — продолжать учебу в Парижской академии. В 1866 году, официально завершив свое обучение, Василий Васильевич возвращается домой.
Уже в 1867 художник был приглашен на службу самим командующим русскими войсками в Средней Азии, генерал-губернатором Туркестана К.П. Кауфманом. Верещагин принимал участие в обороне осажденной цитадели Самарканда, где был ранен. За свои подвиги он получил Орден Святого Георгия 4-го класса. В 1869 была организована «Туркестанская выставка» в столице при содействии Кауфмана, где Верещагин продемонстрировал свои работы. Затем с годами последовали еще выставки в Лондоне и Петербурге. Главной темой его произведений являлось изобилие захватнических войн, изображение мужества и героизма защитников Отечества.
В 1877 году снова началась война, и снова Верещагин направляется в действующую армию, оставив мастерскую в Париже, ради того, чтобы принять участие в русско-турецкой войне. В июне 1877 г. художник получил тяжелое ранение. После этого Верещагин много путешествовал и работал. Василий Васильевич погиб 31 марта 1904 года, взорвавшись на броненосце «Петропавловск» в ходе сражения при Порт-Артуре.
Олялин Николай Владимирович
Николай Олялин родился 22 мая 1941 года в деревне Опихалино Вологодского района Вологодской области. Народный артист Украинской ССР (1979).
Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). В 1964 году, по окончании института, Николая направили в Красноярск, где актер играл на сцене Театра юного зрителя. В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью лётчика-испытателя в киноповести «Дни лётные». Молодой актёр приглянулся режиссёрам, и посыпались приглашения: «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» — во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещён. Но руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения. Возможно, такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы, пришлось пойти на хитрость: актёр взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий.
В молодом Олялине режиссёр Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. На волне первого большого успеха Олялин перебрался в Киев. Его с радостью приняли на киностудии имени А.П. Довженко. Режиссёры с удовольствием использовали удачно найденный актёром образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телефильме Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актёр сыграл майора Топоркова. А спустя год сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.
Благодаря удачным работам в кино на актёра обратили внимание и театральные режиссёры. Олег Ефремов, только что принявший руководство МХАТ, звал его к себе. Обещал помочь с жильём, дать лучшие роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался. В 1970-х годах Николай Владимирович достиг пика своей популярности. Его стали приглашать не самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова – героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актёра — роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», ироническом триллере «Бешеное золото», приключенческом фильме «Золотая речка». Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И несмотря на отсутствие украинских корней, актер в 1979 году был удостоен звания Народный артист Украинской ССР.
В 1990-е годы Олялин выступил как режиссёр трёх картин — «Тёплая мозаика ретро и чуть-чуть…» , «Неотстрелянная музыка», «Воля». Долгие годы актёр не снимался в кино. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста. В 2003 году Николай Олялин снялся сразу в двух проектах — сериале «Тотализатор» и картинах «Ночной дозор» и «Дневной дозор».
Ушёл из жизни 17 ноября 2009 года в одной из больниц Киева. Похоронен на Байковом кладбище (участок № 49а).