Каждый день от Ярославского вокзала Москвы отходит поезд № 2 «РОССИЯ» и спустя семь суток прибывает во Владивосток. первое, что встречает прибывающих пассажиров, – это железнодорожный вокзал. И не просто вокзал. Это настоящий памятник русского зодчества.
Нынешнего вокзала могло и не быть. Дело в том, что при проектировке Южно-Уссурийской железной дороги от Владивостока до Графской (Дальнереченск) предполагалось сделать конечной станцию Первая Речка, а к городу, точнее к порту, проложить ветку. Позже в проект было внесено изменение и конечной станцией решили все-таки сделать Владивосток.
В 1891 году при участии цесаревича Николая были заложены железная дорога и вокзал.
Первое здание вокзала строилось по проекту архитектора П.Е. Базилевского. Это было одноэтажное каменное строение. После Русско-японской войны вокзал стал тесным, поэтому было решено его расширить и перестроить. На перестройку вокзала было ассигновано до 250 тысяч рублей.
5 февраля 1912 года состоялось торжественное открытие нового здания вокзала. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русского, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах. На коньке крыши гордо красовался бронзовый двуглавый орел с короной и распростертыми крыльями как символ могущества России.
Во время Гайдовского восстания 1918 года и японского выступления в апреле 1920 года здание вокзала сильно пострадало. В октябре 1922 года при бегстве белых и интервентов из города вокзал подвергся разгрому. Был выведен из строя подвижной состав, разгромлены и сожжены складские помещения, вывезены рельсы прямо со шпалами.
С 1924 года облик здания вокзала стал меняться. Сначала был уничтожен двуглавый орел, затем под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Полностью изменилась окраска фасадов. В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав панно «Наша великая Родина».
– К 1991–1992 годам вокзал был в ужасном состоянии, – рассказывает бывший начальник Владивостокского отделения ДВЖД Валерий Тарабаров. – От постоянного движения поездов и под влиянием грунтовых вод проломился фундамент. В результате на торце здания появилась сквозная трещина шириной полметра. Здание могло просто обрушиться.
В 1994–1996 годах была проведена масштабная реставрация здания вокзала.
– Сперва был объявлен всероссийский конкурс на проведение реставрационных работ. Но никто не изъявил желания. Тогда объявили международный конкурс, который выиграла компания из Венеции Tegola Canadese. Реконструкция вокзала обошлась в 13 миллионов долларов, – рассказывает Валерий Тарабаров.
Итальянские мастера по сохранившимся чертежам и историческим документам максимально точно воссоздали первоначальный облик вокзала. Были восстановлены дверные проемы, лестничные перила, лепнина. Часть сколотой за сто лет плитки на полу и стенах заказали в Швейцарии – на том же заводе, который поставлял материалы для вокзала еще в начале прошлого века. Буквально из небытия вернули изразцы и мозаичные панно на фасаде и внутри здания. Впрочем, нынешние изразцы – это новодел. Оригинальные же плитки передали на хранение в музей им. В.К. Арсеньева.
К 100-летию вокзала в 2012 году в главном пассажирском зале была установлена икона святого Николая Мирликийского Чудотворца. А в 2013 году, когда отмечалось 400-летие воцарения династии Романовых, на главном фасаде вокзала появилась памятная доска с барельефом цесаревича Николая Александровича.
В 1995 году железнодорожный вокзал Владивостока был включен в список объектов культурного наследия федерального значения. Сегодня это не только одно из самых красивых зданий города, но и популярная достопримечательность.
Узнайте больше о достопримечательностях Приморского края на visit-primorye.ru
ТЕКСТ: ИЛЬЯ ВЛАДЫКО
ФОТО: АНТОН БАЛАШОВ