СЧИТАЕТСЯ, ЧТО МУЗЕЙ – МЕСТО, ГДЕ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ. ВПРОЧЕМ, ЭТО СТРОГОЕ ПРАВИЛО НЕ К КАЖДОМУ МУЗЕЮ ОТНОСИТСЯ: ЕСТЬ И ТАКОЙ, В КОТОРОМ У ПОСЕТИТЕЛЕЙ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ УШИ ЗАКЛАДЫВАЕТ ОТ ПЕРЕЗВОНА. РЕЧЬ О МУЗЕЕ КОЛОКОЛОВ В ГОРОДЕ ВАЛДАЕ.
Колокола и колокольчики бывают разные: церковные, сигнальные, дверные, корабельные и, наконец, ямщицкие. Эти, последние, – чисто российское изобретение, ведь они появились как замена европейскому сигнальному рожку. С помощью рожков почтовые ямщики извещали других участников дорожного движения о своем приближении. В России же этот «инструмент» прижился только на гербе почтовой службы: первые рожки были металлическими и примерзали на морозе к губам, а может, ямщикам просто сподручнее казалось свистеть – так или иначе, рожками они не пользовались. Порой это приводило к несчастным случаям на дороге – пока почтовые тройки не додумались снабжать маленькими поддужными колокольчиками. А вслед за почтовыми повозками колокольчиками стали обзаводиться и все остальные.
В русской литературе звучный инструмент описывают не очень доброжелательно: какие стихи о путешествии ни возьми, колокольчики там то «однозвучные», то «утомительно гремят». А современному читателю приходится верить поэтам на слово: теперь ведь нет ни конных повозок, ни ямщиков. Хотя на самом деле выяснить, как они звучат, можно – в колокольном музее Валдая. Ведь ямщицкие колокольчики имеют еще одно название – «валдайские».
Городом Валдай стал только в конце XVIII века, а до того числился селом на озере Валдай. Находится населенный пункт в сотне километров от Великого Новгорода, на трассе Москва – Санкт-Петербург. Считается, что с расположением села связан и колокольный промысел: где большая дорога – там ямщики и повозки, там же – кузнецы, а здешние кузнецы как раз и начали делать поддужные колокольчики для экипажей.
Но сами валдайцы появление своего звонкого «бренда» связывают с Новгородом и даже с конкретным историческим событием – завершением войны между Новгородом и Москвой в 1478 году. В знак того, что вольнолюбивые новгородцы отныне должны подчиняться Московскому княжеству, Иван III распорядился увезти в Москву знаменитый новгородский вечевой колокол. По преданию, где-то в районе Валдая колокол разбился, а его осколки местные умельцы пустили на переплавку, сохранив память о новгородской вольнице в перезвоне мелких колокольчиков.
На самом деле о времени появления валдайского инструмента точно не скажешь. Известно только, что в 1802 году был отлит первый «подписанный» экземпляр: колокольчик с надписью «Дар Валдая» работы Филиппа Терскова. Да и родство с вечевым колоколом могло быть только символическим: поддужные колокольца по технологии изготовления сильно отличаются от своих старших братьев – больших колоколов. Разумеется, создавать их быстро научились по всей стране. Однако валдайские колокольчики всегда можно было отличить от конкурентов из других регионов: именно их форма с расширяющейся «юбочкой» считалась классической («юбка» сибирских колокольчиков, например, слегка сужается книзу, а касимовские хоть по форме и похожи на валдайские, но отличаются гладким туловом без ободков).
Процветали литейщики колокольчиков, пока в России не появились железные дороги, упразднившие почтовые повозки. Какое-то время валдайский промысел держался благодаря традиции катания на тройках с бубенцами, но постепенно затухал и после революции окончательно исчез. Правда, сувенирные колокольчики в Валдае продают и сейчас, но в лучшем случае это продукция новгородских или питерских заводов, а в худшем – китайские подделки. Чтобы услышать настоящий перезвон классического валдайского «инструмента», отправляемся в музей.
Здание музея колоколов некоторым посетителям тоже напоминает большой колокол. Но на самом деле это бывшая церковь – путевой храм святой Екатерины, возведенный архитектором Львовым рядом с путевым дворцом Екатерины II. Дворец не сохранился, а церковь в форме ротонды в XX веке объявили памятником архитектуры и передали краеведческому музею. Со временем культурное заведение перепрофилировалось в музей колоколов.
На одних поддужных колокольчиках, даже самых звонких, далеко не уедешь, так что музей посвящен истории колокольного дела вообще. Здесь можно узнать про все приспособления, с помощью которых представители разных культур извлекали долгие и гулкие звуки, про разнообразные сигнальные колокольчики, про мудреные инструменты под названием «карильоны», благодаря которым в России появилось выражение «малиновый звон». Кстати, этот звон имеет иностранное происхождение: первый карильон для Санкт-Петербурга изготовили мастера из бельгийского города Малина. Зато типично русским был «рябиновый» звон, которым на Валдае отмечали наступление важных календарных праздников. Часть экспозиции посвящена пастушьим бубенцам и боталам, которые считаются предками ямщицких. Знакомят посетителей и с самыми известными валдайскими колокольными производствами, например, с историей завода братьев Усачевых, закрывшегося только в 30-х годах XX века.
Атмосфера в колокольном музее своеобразная – здесь довольно шумно, потому что из большинства экспонатов можно извлекать звуки. Имеются даже небольшие звонницы: экскурсоводы на них демонстрируют технику колокольного звона и приемы звонарей, а экскурсанты пробуют свои силы. Из-за возможности «позвонить во все колокола» здесь нравится детям: им ведь всегда хочется испытать экспонаты на себе…
Акустика в бывшем храме отличная, и колокольный звон разносится под сводами музея красиво и гулко. Правда, есть и недостаток: ротонда невелика, так что если в ней одновременно проходят две экскурсии, экскурсантам приходится зажимать уши. Зато лекции по колоколоведению в Валдае получаются очень доходчивыми!
Дорожная Карта
Как добраться
Музей колоколов расположен по адресу: Новгородская область, город Валдай, улица Труда, дом 2а. Музей открыт ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 18.00. Входной билет для индивидуального посетителя стоит 50 рублей, но лучше заплатить за экскурсию с гидом (для группы до 10 человек стоимость экскурсии – 290 рублей).