Приключенческий туризм для России – дело пока относительно новое.
И массовым его не назовешь. Большинство туристов предпочитают
в отпуске расслабляться на пляже у моря. О перспективах развития
приключенческого туризма наш корреспондент Дмитрий Даниленко
беседует с Валерием Лощицем, генеральным директором
компании «Астравел».
– Валерий Николаевич, что вообще можно назвать приключенческим туризмом?
– Если вы отдыхаете на курорте и разок слетали на параплане вдвоем с инструктором или прыгнули с моста на «тарзанке», это не приключенческий туризм. Хотя, конечно, новичку такой аттракцион запомнится надолго. Приключенческим можно назвать только такой тур, основная цель которого – активный отдых. Это сплав на рафтах или байдарках, треккинг, походы на лыжах, лошадях, велосипедах, джипах, снегоходах, участие в сафари, охоте и фотоохоте, занятия дайвингом, альпинизм или спелеотуризм, яхтинг, туры на специальных экспедиционных автомобилях и т.д. Все это может сочетаться в различных комбинациях.
Конечно, в сравнении с обычным пляжным отдыхом приключенческий туризм не такой массовый. Но он бурно развивается. По данным Всемирной туристской организации, если доходы в туристической отрасли в целом растут ежегодно на два–четыре процента, то в приключенческом туризме – на десять–пятнадцать. И это закономерно. Многие уже устали бесцельно проводить время на пляже. Людям хочется чего-то необычного!
– Почему же тогда в России так мало турфирм, предлагающих этот вид отдыха?
– На российском рынке заметны только два-три десятка турфирм, да и среди них лишь единицы предлагают приключенческие туры по всей стране. Большинство компаний оперируют в своих регионах, не имея возможностей для широкого продвижения своего продукта.
Понимаете, у нас в стране приключенческий туризм пока востребован в основном среди молодежи с небольшими доходами. Более обеспеченная публика считает его уделом любителей или вовсе путает этот вид отдыха с экстремальным туризмом. Многие полагают, что для участия в приключенческих турах нужно быть чуть ли не суперменом. Но это не так. Например, в сплав по реке или в конный поход могут отправиться даже люди с ограниченными двигательными возможностями!
В то же время иностранцы уже оценили огромный потенциал России в области приключенческого туризма. Туристов из-за рубежа становится все больше, они готовы платить, но и более требовательны к качеству услуг. Это в значительной степени способствует развитию качественных приключенческих туров, которые уже востребованы и россиянами.
В принципе, хорошо организованный приключенческий тур не должен быть дешевле пляжного или даже экскурсионного тура.
– Что, на ваш взгляд, должны сделать власти для того, чтобы приключенческий туризм, как вид наиболее здорового и активного отдыха, развивался интенсивнее?
– Во-первых, нужно разрабатывать «нитки» приключенческих маршрутов. Например, «Тропа вокруг Байкала» или «Тропа вокруг Москвы». Выделять на этих маршрутах удобные площадки под строительство гостиниц, приютов, создавать условия для привлечения и кредитования застройщиков, укреплять спасательные службы.
Во-вторых, нужно обучать кадры – гидов, спасателей, помогать турфирмам перенимать зарубежный опыт в области организации приключенческих туров.
И в-третьих, продвигать российский приключенческий туризм в стране и за ее пределами. Решить эти задачи может только государство…