Оставить дела – и на карнавал сказочных персонажей, турнир в окрестностях замка или на фестиваль по поеданию рыбы из местной речки… Это не праздные мечты, это – событийный туризм.
Теперь и в России он не только известен, но и становится весьма популярным. Пожалуй, больше всего востребованы у нас события формата оупен-эйр: от давних фаворитов (Грушинский фестиваль или «Нашествие») до многочисленных этно-, рок- и бард-фестивалей, органично вписавшихся в летнюю афишу. Тысячи людей собирает фестиваль сатиры и юмора «Бендериада» в живописном городе Козьмодемьянске на берегу Волги. Посещаемы и военно-исторические праздники, самые крупные – реконструкция Бородинского сражения и «Поле Куликово» под Тулой, «Времена и эпохи» в Коломенском. Заглянуть в Средневековье тоже возможно – есть и соответствующие события, и подходящие интерьеры (Выборгский замок, к примеру). К гастрономическим фестивалям россияне пока непривычны, их у нас маловато: праздники Огурца в Истобенске и Суздале, «Сызранский помидор» (наш ответ знаменитой испанской «Томатине»). В традиционно рыбных местах и в «клевую» пору начали приглашать гостей отведать уху. Жаждущим «пищи духовной» повезло больше. Еще и про событийный туризм не помышляли, а в городах и усадьбах устраивались литературные, музыкальные, театральные фестивали, всероссийские праздники поэзии. Из дореволюционной России дошла традиция духовных событий: устраивать многолюдные крестные ходы в память об обретении иконы или по случаю праздничных дат церковного календаря.
Событийный креатив одними из первых начали проявлять города Золотого кольца. К традиционным экскурсиям в храмы и музеи добавились «Богатырские забавы», «Купеческий разгуляй», праздник Лаптя и прочие стилизованные под народные потехи действа.
Фестивали моды, популярные во многих странах, в российской глубинке прижились в ином формате – они собирают не модниц, а мастериц. «Гипюра сказочный узор» в Чкаловске, «Льняная палитра» в Плесе – события не массовые, но со своей изюминкой. Праздники ремесел, фольклорно-этнографические фестивали еще недавно были в новинку, а сегодня их явно переизбыток. Турист же сейчас искушенный, его псевдоэтникой и заурядным шоу не заманишь. Ему бы аутентичности побольше, а ряженых поменьше. И наконец, лучшая приманка – уникальность. Кому-то ее обеспечила география или история. Например, на праздник Ивана Купалы бросать в воду венки и прыгать через костер предпочитают не где-либо, а по возможности на легендарном Светлояре.
Как известно, бренд, а заодно и событие можно и создать. Главная Масленица страны обрела прописку в Ярославле, а Пермь многими воспринимается как российский центр прогрессивных фестивалей и даже регион белых ночей (благодаря одноименному фестивалю).
В продвижение событийного туризма активно включились персонажи сказок. У каждого из героев «Сказочной карты России» есть как минимум «день рождения» плюс иной повод его навестить. Так, находчивые кировчане пригласили сказочных и вполне реальных гостей – туристов на свадьбу Кикиморы Вятской с Домовым.
Попасть в сказку стремятся в основном семьи с детьми. Свой сегмент событий имеется и у мужской аудитории: это трофи-марафоны, автофестивали (вариации: «Автосалон», «Авиакосмический салон»), праздники рыбалки и, разумеется, спортивные события – хоккейные и футбольные матчи, теннисные турниры… Для дам, а впрочем, для всех романтически настроенных особ, достойное событие – цветение лотосов в Астраханской области. Или тюльпанов в саратовских степях. Или… Да, впрочем, любое явление, которое другие романтики – по продвижению территорий – сумели красиво преподнести.
Например, пансионат «Буревестник» в Нижегородской области теперь известен как фестивальный центр или центр событий Приволжья. Занять эту нишу директора пансионата Евгения Коровкина побудили причины не слишком радостные: низкая сезонность российской рекреации и недосягаемая популярность зарубежных курортов. Пансионат стал площадкой для молодежного бизнес-форума, фестиваля театральных капустников, шахматного фестиваля, а также местом встречи бардов со всей страны и ареной фестиваля анимации в сфере туризма и рекреации.
Соорганизатором последнего стала межрегиональная туристская ассоциация «Приволжье». Ей удалось сделать то, на что другие бы не отважились: представить целый федеральный округ, причем не самый избалованный путешественниками, как территорию для туризма и открытий. Первый фестиваль «Открой Приволжье» состоялся в прошлом году сразу на двух площадках: в Нижнем Новгороде и в Москве. Как заметил руководитель МТА «Приволжье» Сергей Кривцов, это уже свидетельствует о создании масштабного события. Вовлечено множество людей, оставлено несколько тысяч откликов в СМИ. Объединение регионов ПФО на фестивале дало толчок совместным проектам: от разработки межрегиональных маршрутов до продвижения под единым брендом «Великая Волга». Понятно, что фестиваль подобного размаха «обречен» стать ежегодным событием. Участники второго фестиваля высоко оценили уровень проведения мероприятия и особо отметили марийский край как прекрасное место для развития сельского и событийного туризма. Гости столицы были приятно удивлены красотой этого уютного, сохранившего национальную историю и в то же время динамично развивающегося уголка России. Вам даже может на секунду показаться, что вы находитесь в центре одной из европейских столиц! Ведь за последние годы в городе появились десятки новых объектов социального, культурного, культового назначения. Построены архитектурные ансамбли «Царевококшайский кремль», «Площадь Оболенского-Ноготкова», «Площадь Девы Марии», «Патриаршая площадь», «Набережная реки Малая Кокшага».
По мнению президента холдинга Media Arts Group Олега Волкоша, особенности событийного туризма заключаются в том, что он еще молодой, однако у него есть важное преимущество по сравнению с традиционным: это всегда уникальный повод для путешествия. Наиболее активно данное направление начинает развиваться в спорте. О. Волкош рассказывает: «За последние пять лет Россия завоевала в сложной конкурентной борьбе право на проведение значимых международных соревнований – это Олимпиада в Сочи 2014 г., Универсиада в Казани 2013 г., чемпионат мира по водным видам спорта в Казани в 2015 г., чемпионат мира по хоккею 2016 г., чемпионат мира по футболу в 2018 г. Победа России придала импульс для развития городов и регионов. Теперь задача России – научиться капитализировать такие значимые мероприятия в части туризма. Наш холдинг принимал участие в подготовке всех заявочных кампаний России, включая подготовку рекламных имиджевых фильмов. Холдинг «Медиа Артс» выдвинул Казань на премию «Бренд года/EFFIE-2011», и бренд «Казань – спортивная столица» получил наивысшую награду конкурса – Гран-при. Сочи и Казань стали спортивными центрами в России. В сочетании с природными и историко-культурными достопримечательностями этих городов это стало основой для продвижения на данных территориях событийного туризма. В следующем году туристы со всего мира приедут в Казань на Универсиаду. Город активно готовится к этому. Очень важной будет и включенность местных жителей в создание общего позитивного настроя, ведь люди едут прежде всего за положительными эмоциями».
Аудитория событийного туризма в спорте в России пока невелика. Но она прирастает благодаря популяризации спорта и высокому интересу международного спортивного сообщества к нашей стране. Недавно услышал беседу молодого московского журналиста с руководящим спортивным чиновником Казани – последний рассказывал об инвестициях в развитие спорта и достижениях футбольной команды Казани. А юноша мечтательно сказал: «Может, мне переехать жить в Казань».
Потянутся ли в Татарстан столичные мигранты, не известно, но туристов туда ездит немало. Заместитель министра по делам молодежи, спорта и туризма Татарстана Сергей Иванов рассказал, что ежегодно турпоток в регион возрастает на 15 %, и причина этого – развитие событийного туризма. Множество гостей съезжаются на традиционный татарский Сабантуй, в республике проходят два брендовых фестиваля классического искусства: оперный имени Шаляпина и балетный имени Нуриева. В театральных кассах по квоте резервируются места для туристов, чтобы иногородние любители классики смогли попасть на спектакли. А оригинальным обыгрыванием спортивной темы в Татарстане стали «Сбербанкиада» (спартакиада для сотрудников Сбербанка РФ) и гонки по озеру на скоростных болидах.
К регионам, где событийный туризм в большом фаворе, относится Ростовская область. Кстати, именно в Ростове состоялась всероссийская конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития событийного туризма». На конференции упоминалось немало событий, которые ежегодно собирают в регионе десятки тысяч гостей. Это «Шолоховская весна», историческая реконструкция Азовского осадного сидения донских казаков 1641 г., этногастрономические праздники «Донская лоза» и «Донская уха», Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, «Масленица по-казачьи»… В прошлом году стартовал Фестиваль реки Дон. Министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев отметил, что событийный туризм занимает 40 % в структуре туризма региона, и с учетом посетителей событий и бизнес-туристов турпоток увеличился до 1 млн человек в год. Директор департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Светлана Абдулазова утверждает, что благодаря разнообразию событий туристский потенциал региона сегодня составляют и транзитные путешественники (автотуристы, направляющиеся на Юг), и бинес-туристы, и посетители культурно-познавательных и фольклорных программ.
По мнению Александра Сирченко, начальника управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму, именно события придают мощный импульс туризму в регионах, а значит, и продвижению национального турпродукта на международном рынке. А для гостей российских территорий это возможность не просто увидеть красоты и достопримечательности, но и соприкоснуться с жизнью, культурой и бытом населяющих эти территории народов.