Искусство разбивать сады появилось еще в древнерусских городах. В то время его воспринимали как огород. На специальной территории выращивали плодовые деревья, ягодные кустарники, разбивали грядки. Часто там же были пруды, содержались домашние животные. Важное место среди посадок занимали грядки с лекарственными растениями. В самих городах достаточно большие площади отводились под поля, перелески и пруды. Не было необходимости специально устраивать парки.
Большие сады появлялись при монастырях. Они становились неотъемлемой частью архитектуры. Возникла философско-символическая трактовка зеленого участка. Сад являлся земным образом небесного рая. Парк разбивался в виде креста. На пересечении дорожек часто находился пруд с рыбками. Обязательно выращивали лекарственные травы, плодовые деревья, разные сорта овощей и полезные травы. Во многом монастырские сады унаследовали византийские традиции.
В XV-XVI веках огород с плодовым садом стал обязательной частью городской усадьбы. Определенная часть земли отводилась под цветы, но в основном культивировались урожайные растения. Особенно активно развивались сады при царских резиденциях. Там постепенно начинала появляться увеселительная функция. Для излюбленной забавы русских царей – охоты – организовывали зверинцы. Это были леса, в которых прорубались просеки, подкармливали диких зверей, следили за состоянием зеленого массива. Декоративные деревья стали появляться в плодовых садах. При загородных царских усадьбах разбивали огороды, делали парники и пасеки, копали искусственные пруды.
Новое отношение к ландшафту возникло после реформ Петра I. В основу городского планирования легли европейские традиции. Садовая архитектура XVIII века была основана на правилах французского регулярного парка. В Петербурге родилась новая схема городской усадьбы. Она включала в себя парадный двор, главный дом, приусадебный сад. Император основал городской публичный парк – Летний сад. Он был предназначен для гуляний. Хорошо известны резиденции царя, которые прославились своими ландшафтами. Наибольшую известность получили Петергоф с оригинальной системой фонтанов, Ораниенбаум, Стрельна. После смерти Петра продолжалось развитие садов и парков.
В Москве аналогом Петергофа стала усадьба Анны Иоанновны – Анненгоф. Она располагалась на берегу реки Яузы и включала в себя комплекс фонтанов. Позже появился обширный парк в Царском Селе. Образцом рукотворного пейзажного искусства стал Павловск. Мария Федоровна, жена Павла I, создала там архитектурно-ландшафтный ансамбль. Сады развивались и в небольших усадьбах. Главный дом являлся центром ансамбля. В парке планировалась лучевая система аллей, устанавливались вазы и скульптуры, появлялись фонтаны. Возникла традиция устраивать зеленые театры, павильоны, увитые растениями, садовые беседки.
В XIX веке многие дворцовые парки становятся общедоступными. В них начинают пускать хорошо одетую публику. В садах организуют места для проведения концертов, открывают рестораны и кафе. Создается система дач, куда летом выезжают на отдых городские жители.
В XX веке усадьбы и дворцы превращаются в музеи. Парки полностью открываются для свободного посещения. Дачи начинают использовать в утилитарных целях для получения урожая. Сегодня вновь возрождаются традиции ландшафтного дизайна. Многие владельцы земельных участков нанимают специалистов для создания индивидуального садового плана. Искусство паркового дизайна активно развивается.