Та практика, что в Европе называлась туризмом, предполагала личное активное и заинтересованное перемещение в пространстве: спортивные походы, скаутские лагеря, восхождения в горы… Советское государство демократизировало и адаптировало существующие формы. Демократизацию обеспечивал новый социальный строй, над адаптацией – работали.
Послереволюционные попытки разумно организовать отдых рабочих успехом в общем-то не увенчались. В журнале «Крым» в 1927 г. автор с недоумением констатировал, что для разных «категорий трудящихся» нужны «разные формы отдыха». «Работники умственного труда любят экскурсии», для них не проблема «переход пешком в 15–25 верст за день», а «работники физического труда очень тяжело переносят пешеходные экскурсии в 5–6 км». Рабочие отказывались тратить отпуск на познание мира; в поисках классового компромисса стали создаваться базы отдыха.
Однако новое государство не собиралось выпускать гражданина из поля своего зрения: отдых – дело общественное. Одним из предложенных способов стал массовый туризм – организованные походы, во-первых, готовящие молодежь к труду и защите Родины, во-вторых, использующие эту самую туристическую молодежь для «разъяснения политики партии, пропаганды советского образа жизни и опыта строительства социалистического общества». Масштаб усиливал эффект: в 1923 г., например, был совершен первый агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск – Москва.
В1923 г. Н. Подвойский (главный в стране по спорту) писал: «Произвести лучший массовый ремонт всего рабочего класса – лозунг сегодняшнего дня для каждого рабочего СССР». Не забыв подчеркнуть, что прежде спорт был роскошью, а теперь стал нормой жизни, Подвойский говорил не меньше как о «физическом возрождении» человека, апеллируя к словам Л. Троцкого: «Человек будущего с благодарностью вспомнит работу организаций физической культуры, которые подготовили пришествие этого будущего человека».
После 1927 г. и про Троцкого уже упоминать было нельзя, и про оздоровление говорили все меньше. Хотя популярнее слово «туризм» иногда еще понимали по-старому. В январе 1928 г. редакция журнала «Всемирный следопыт» выпускает приложение «Всемирный турист». «Итак, что же такое туризм? Туризм – это самостоятельное и самодеятельное путешествие, имеющее своей целью отдых и самообразование… Турист, или, правильнее, – небольшая группа туристов сама выбирает маршрут, изучает его, избирает способы путешествия и намечает те вопросы, какие предполагает уяснить или разрешить при путешествии… Туристский отдых, то есть отдых «в движении», освежает и укрепляет не только тело, но и ум. Туризм развивает энергию, дает бодрость и физическую выносливость… Но это еще не все. Туризм дает нам познание нашей страны. А без этого познания всякая самая усердная работа на ее пользу не достигнет цели… Мы до сих пор очень мало знаем свою страну. Только великая революция, разбудившая массы к новой жизни, сдвинула изучение СССР с мертвой точки. Теперь мы присутствуем при широком развитии «краеведения» и «краеведческого движения». Здесь большую пользу может принести и туризм…
Хорошо сделанное путешествие стоит ряда прочитанных книг!
Туризм – лучшая и наиболее рациональная форма отдыха трудящихся!
Туризм – лучший метод самообразования путем личного опыта и непосредственных наблюдений жизни человека и природы!»
Вскоре, однако, краеведение было названо «гробокопательством», экскурсионные бюро заклеймены как замкнутая каста, и появилась новая общественная организация «Общество пролетарского туризма», туризм переосмыслившая.
Инициатором движения за массовый пролетарский туризм стала статья «Нужно общество пролетарских туристов», 13 января уже проводилось совещание по организации массового пролетарского туризма, в конце января начало работу бюро туризма при Московском комитете комсомола (через год – при ЦК ВЛКСМ). Фактически захватив власть в Российском обществе туристов, новые силы в 1929 г., несмотря на слабые протесты, переименовали его в Общество пролетарского туризма (ОПТ): «…не только в туризме, но и в обществе участвуют и рабочие, и трудящиеся крестьяне, и учащиеся, и служащие. Но идеи туризма и общества – пролетарские; цели туризма и та культура, которой он должен служить, – пролетарские; и, наконец, руководство в обществе – пролетарское».
Вот этот классовый туризм – в истории туризма нечто новое и трудно определяемое. Судя по призывам («Вы, оказавшие помощь партии и правительству в подготовке к севу и уборке первого большевистского урожая, пославшие тысячи групп и бригад для проведения отчетно-перевыборной кампании Советов, должны сейчас, под руководством партии, мобилизовать все свои силы на борьбу за второй большевистский урожай, вторую большевистскую весну, за выполнение плана весеннего сева») и лозунгам («Туризм служит делу рабочего класса!», «Превратим туризм в мощное средство укрепления обороны страны!», «Изучением производительных сил СССР разрешим сырьевую проблему!», «На борьбу за урожай!», «Пролетарский туризм крепит интернациональную смычку!»), этот туризм теперь отвечал в стране за все. Агитация здесь причудливо сочеталась со спортом. В многодневном лыжном походе 1928 г. Тюмень – Москва (2250 км) участвовало около 300 лучших физкультурников Пермской и Северной железных дорог. Поход из Астрахани в Москву в 1930 г. 250 рабочих-металлистов – передовиков производства сопровождался беседами, лекциями, концертами, просмотрами фильмов в 89 населенных пунктах. Всесоюзный звездный поход-эстафета, посвященный 15-летию комсомола (1933), охватил свыше 30 тысяч физкультурников… Походы были лыжные, пешие, водные, велосипедные, конные… Сильна была милитаристская составляющая движения: «В ответ интервентам и «Промпартии» в Северо-Кавказском краевом совете организован отряд альпийских стрелков. Цель отряда – подготовить первоклассных стрелков, умеющих работать в сложных условиях, которые в случае войны станут разведчиками и военными проводниками».
Кчему готовили всех этих людей? В 1930 г. издательство «Физкультура и туризм» начинает выпускать массовую серию «Библиотека пролетарского туризма»: «Производственные путешествия и экскурсии как метод общественно-политического воспитания», «Об участии туристов в подготовке и проведении уборочной кампании», «Туризм и оборона СССР», «Турист – военный разведчик», «Турист – военный топограф», «Турист-снайпер».
Попутно добивалось экскурсионное движение, объявленное идеологически вредным, зараженным правым оппортунизмом, аполитичностью и голым культурничеством, не понимающим генеральную линию партии и не борющимся с буржуазными влияниями. Идеолог нового движения Л. Гурвич открещивался от экскурсий, настаивая на том, что цель туризма совершенно иная – «активное участие в соцстроительстве путем ознакомления с определенным районом или кругом вопросов и проведения общественно-полезной работы». В.П. Антонов-Саратовский утверждал, что пролетарский туризм – это «особая форма культурной революции».
Общество быстро росло. Поглощало конкурентов (АО «Советский турист»). Разворачивало работу: его члены проводили беседы с местным населением в глухих местах, приносили литературу, помогали сеять и жать, учились стрелять и ходить на лыжах, занимались геологоразведкой и топографической съемкой…
В 1928 г. в туристских путешествиях участвовали около 100 тыс. человек, в 1929-м – около 300 тыс., в 1930 г. – около 1 млн. Общество на 1 января 1931 г. насчитывало 250 тыс. человек. Планы на 1931 г. предусматривали увеличение числа членов до 1 млн, а путешествующих – до 3 млн. Ставилась задача: вовлечь каждого рабочего в одну местную вылазку и две местные экскурсии, вовлечение 10% рабочих в туристские путешествия во время отпусков.
Правительство освободило общество от налогов, регулярно защищало от местных властей, обеспечило железнодорожными льготами и возможностью добывать продукты при карточной системе. В 1930 г. были выделены средства на строительство в Москве Дома туриста (база на 2 тыс. мест, туристский комплекс с клубом, залами, библиотекой, магазином «Турист», фотолабораториями, а также вся административная часть): на углу Арбата вырос 10-этажный корпус.
К лету 1932 г. общество имело 360 турбаз и домов туриста на 17 тыс. мест. В стране действовали 177 дальних плановых маршрутов, из них 103 – индустриальных, 40 – краеведческих, 23 – сельскохозяйственных, 11 – для иностранных рабочих и специалистов. Развивался туризм в Красной Армии.
Пролетарский туризм как массовое орудие борьбы за построение социализма стал одним из способов штурмовать культуру и своими руками творить ее. В журнале «Турист-активист» в 1931 г. появилась статья «Поменьше рекордов, побольше политики: задачу политической активизации путешествий в горы – на первое место». «Не беда, если мимо какой-нибудь горы пройдут, не слазив на ее вершину. Но вот если они пройдут мимо (строящейся гидроэлектростанции, завода, рудника, колхоза и т.п.) и не ознакомятся (не установят связь, не обменяются опытом, не организуют, не проверят, не разъяснят и т.п.) – их вряд ли можно будет считать подлинно пролетарскими туристами». «Восхождение на вершины гор, являющееся самоцелью, не связанное с проведением какой-либо работы (общественно-политической, исследовательской, краеведческой), не оставляющей после себя никакого следа, ничего общего с пролетарским туризмом не имеет». Почему это называлось туризмом?
Во главе этого движения с самого начала стоял «невысокий человек с упрямым подбородком и приветливо вглядывающийся в каждого глазами» – Николай Васильевич Крыленко. С одной стороны – создатель нового советского права (бесправия): председатель Революционного трибунала в 1918 г., прокурор РСФСР в 1929–1931 гг., нарком юстиции РСФСР и СССР в 1931–1938 гг. С другой стороны, заслуженный мастер альпинизма – звание было присвоено ему одному из первых в стране. Широк русский человек.
Как водится у старых большевиков, всем хорошим в своей жизни он был обязан Ленину. Не только своими первыми назначениями в революционном правительстве, но и первым опытом альпинизма, приобретенным в 1914 г. в эмиграции в совместном восхождении в Альпах на вершину Ден-ду-Раше. («Когда я попадаю в различные переделки во время путешествий и экспедиций, то вспоминаю ту исключительную, типично туристскую физическую выдержку и выносливость, которая была проявлена Лениным», – вспоминал Крыленко в статье «Ленин и альпинизм».)
Едва ли не все альпинистские сайты с восторгом рассказывают историю о том, как Крыленко в одиночку в валенках, с привязанными к ним «кошками», штурмовал пик Ленина на Памире, чтобы водрузить там бюст основателя советского государства. Световой день заканчивался. Оставалось всего 280 м… «Я не помню другого такого момента в своей жизни, когда бы чувство такого полного отчаяния, беспомощности, бессилия охватывало меня так, как охватило сейчас…»
Эта драматическая история происходила в одной из памирских экспедиций 1928–1934 гг. Официальная версия этих масштабных мероприятий: «Натолкнувшись в экспедиции 1928 г. на недопустимый факт, что на территории нашей страны… имеются неисследованные пространства, где еще никогда «не ступала человеческая нога», автор поставил своей задачей ликвидацию этого «белого пятна», и прежде всего – с элементарно-географической точки зрения». Неофициальное предположение: горная граница была открыта для басмачей, кроме того, было известно о существующих в этих районах золотых месторождениях. Карта действительно была необходима. В воспоминаниях старого большевика В. Васильева рассказывается о беспокойстве Яна Берзина – создателя и главы военной разведки в Советской России – за судьбу памирской экспедиции военных альпинистов 1934 г. Автор, служивший в том же ведомстве, добавляет: «В 1928 г. мне уже приходилось помогать Крыленко, тогда Генеральному прокурору РСФСР, людьми, опытными проводниками, охраной». Похоже, эти экспедиции курировались военной разведкой. И значили также что-то другое.
В 1938 г. Крыленко был арестован и расстрелян: говорят, среди обвинений было и создание контрреволюционной организации среди туристов и альпинистов.