«Ясельно-детсадовский возраст помню фрагментарно и урывками. Помню Волгу, Макарьевский монастырь, дорогу от Москвы до Нижнего и обратно, помню позывные Нижнего», — пишет Сергей Безруков в своей автобиографии. В Москву будущий актер переехал жить еще ребенком, здесь окончил десятилетку, потом школу-студию МХАТ (с красными «корочками», заметим, за что получил от Олега Табакова легкий укор: «В семье не без урода»). Здесь же, в столице, стал «звездным мальчиком» и театральной сцены, и нового российского кинематографа.
Но нижегородцы все равно считают Безрукова своим в доску, и, увидев актера на экране, не упускают случая заметить: «О, наш земляк!» А не так давно судьба занесла Сергея на землю предков: в Нижегородской губернии снимался фильм «Китайский сервиз». В перерывах между съемками местному фотожурналисту Владимиру Алексееву удалось провести целую фотосессию актера в родном, что называется, антураже. Беглого взгляда на эти снимки достаточно, чтобы понять: лучших декораций Сергею Безрукову не найти. Вот что значит – малая родина!
Сегодня мы публикуем эту уникальную съемку и воспоминания Владимира Алексеева о том, как это происходило.
– Перебирая фотоархив, наткнулся на один из пакетов – «Китайский сервиз», 1998 год, актеры Владимир Меньшов, Сергей Никоненко, Анна Самохина, Олег Янковский, Сергей Безруков и др.»
Вспомнилось, как познакомился тогда с Сергеем Безруковым, теперь уже заслуженным артистом России. В «Китайском сервизе» он играл роль молодого, богатого, несколько наивного якобы скотопромышленника, а на самом деле карточного шулера, Коли Сидихина.
Большая часть съемок прошла на Волге-реке, на теплоходе, временно получившем название «Святитель Николай». Но были съемки и на берегу; на причальной стенке грузового порта Нижнего Новгорода, за городом, в окрестностях Богородска, на Нижегородской ярмарке. График съемочных дней был достаточно плотным: подготовка площадок, установка декораций, массовки, макияж… Да еще бюджет фильма подстегивал так, что скучать актерам не приходилось. И все же в паузах между гримом и съемочными дублями удавалось побыть наедине с ними, заглянуть за ширму человеческого перевоплощения.
О Сергее Безрукове в то время критики начинали говорить, как о новой «звезде». Еще не было блокбастера-«Бригады», но уже была Государственная премия – в 1997-м году за роль Сергея Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». На площадке работали и более маститые мэтры – Олег Янковский, Сергей Никоненко, – но поснимать почему-то захотелось именно Безрукова.
– Сергей! – Несколько буднично, как бы невзначай представился молодой симпатичный человек. Трудно было поверить, что передо мной стоял вполне сформировавшийся, имевший за плечами уже немалый актерский опыт, человек.
На мою просьбу немного «похулиганить» перед объективом фотокамеры Сергей отликнулся незамедлительно, благо до начала съемок оставалось немного свободного времени. Глаза, и без того полные жизни, тут же загорелись озорным огоньком, а его «фирменная» улыбка стала еще более светлой, радостной.
Все было натурально, неподдельно, естественно. Словно весь окружающий мир – белоствольные березы с убегающей в даль тропинкой, придорожный ковыль, поля, облака, небо – слились с этим человеком в единое целое. Стало ясно, что Сергей обладает редким даже для актера даром — даром открытости и притягательности.
Вскоре казалось, что этого удивительно легкого на подъем человека, ты раньше уже где-то встречал, сидел с ним за одним столом в шумной компании, пел песни, читал стихи. Может, оттого столь близка безруковской харизме есенинская поэзия?..
Записал Юрий Патрин