Этим материалом мы открываем в журнале новую рубрику. Отныне из номера в номер журналисты “ОвР” будут критическим взглядом оценивать состояние туристской инфрастуктуры в тех российских городах и весях, которые всерьез рассматривают туризм в качестве главной статьи своего дохода. Как говорится, назвался груздем – соответствуй имиджу. И начнем мы, конечно, с города, который без лишней скромности называет себя курортной столицей России. Надо сказать, майский Сочи оставил о себе весьма приятное впечатление.
Улицы наводят марафет
Первое, что бросается в глаза по приезду в Сочи, – настоящий дорожно-строительный бум. Улицы наводят марафет: освежается разметка, моются ограждения, латаются последние весенние дыры в асфальте. Из-за этого на дорогах возникают длинные пробки, но сочинцы не ропщут: все для туристов, все для дорогих гостей. Вообще, отношение к гостям в весеннем Сочи очень любезное, если не сказать, благоговейное. За три дня мне довелось трижды услышать одну и ту же нетерпеливую фразу из разных уст: хозяина отеля, таксиста и официанта в едва открывшемся летнем ресторанчике:
– Когда же вы к нам отдыхать приедете?!..
– Так погода вроде пока не пляжная.
– Все сделаем, не беспокойтесь, и погода будет что надо!
Сочинцев можно понять: вопрос сезонности по-прежнему остается для города самым острым. Как ни уговаривают бестолковых туристов: мол, на лечение лучше приезжать не в жару, мол, кто не видел бабьего лета на черноморском побережье, не был в Сочи – все зря. Народ прет в июле–августе. А Сочи живет только этим коротким сезоном. Отсюда и безумный летний скачок цен. Но о ценах позже.
Не отстают от проезжей части и тротуары: пешеходные зоны блестят новенькой тротуарной плиткой, все чинно так, по-европейски. И наконец, после долгой реконструкции запели и раскрасились светомузыкальными огнями знаменитые “Поющие фонтаны”.
Вообще, положа руку на сердце, Сочи похорошел. От бабушкиных сарайчиков на побережье Адлера не осталось и следа – сплошь трех-четырехэтажные коттеджи, с бассейнами и террасами, с евроремонтами и всякими джакузи. Все опять же для туристов. Но многим не нравится: каменные джунгли. Зелени и вправду стало меньше, но, во-первых, растет она на юге быстро, а во-вторых, все домики разные, каждый построен по своему архитектурному проекту, так что нечего ворчать. Уж кому-кому, а не москвичам жаловаться на “каменные джунгли”…
Какие еще сюрпризы ждут туристов, последний раз посещавших Сочи года эдак два-три назад? Платановая аллея, где находится популярный у меломанов советской эпохи магазин “Мелодия”. Улица Воровского: здесь не только положили плитку, но и “причесали” фасады, и подстригли кусты и деревья, так что улица стала похожей на причудливую скульптурную композицию зеленого цвета. Парк “Ривьера”. В нем работы еще ведутся, но черты Люксембургского сада с изысканными дорожками для променадов проглядываются уже сейчас. В общем, много нового, стоит приехать хотя бы за тем, чтобы убедиться: не все так плохо в государстве Российском.
Разгуляй – сочинский, цены – московские
По количеству точек общепита на душу праздного населения летний Сочи легко даст фору китайским кварталам Лондона и Нью-Йорка. С высоты птичьего полета прибрежная полоса выглядит калейдоскопом разноцветных зонтиков, а к вечеру 118 километров пляжной зоны утопают в мареве ароматного шашлычного дыма. Проблема, где поесть и выпить утомленному солнцем курортнику, решается предельно просто. Остается два вопроса: как и за сколько?
Изысканную гамму национальных кухонь и условия, соответствующие понятиям о “приличном заведении”, предлагает Центральный район Большого Сочи. Прогулка по набережной может превратиться в неплохую гастрономическую экскурсию: здесь вам и пицца с пастой, и средиземноморские таверны, и суши-бары, и кебаб-хаусы. Даже на открытых площадках хозяева многих заведений умудряются создавать соответствующие кулинарному профилю интерьеры, поэтому клиент чувствует себя гостем полноценного ресторана, а не летней кафешки “на скорую руку”. Цены здесь тоже вполне ресторанные, причем московские: в среднем ужин на двоих с бутылкой кубанского вина обходится в 600–800 рублей. Но если заезжий гурман изволит заказать бутылочку более престижного напитка, стоимость ужина возрастет как минимум вдвое.
С вином в Сочи вообще происходят любопытные вещи. Возможно, причина тому – рьяное стремление краснодарских властей любой ценой поддержать своего, кубанского, производителя. Никто не спорит, на Кубани есть и неплохие коньяки, и хорошие вина. Но ведь туристы приезжают разные, со своими вкусами и пристрастиями.
И тем, кто не является ярым поклонником портвейна “Анапа”, придется разгадать два неприятных ребуса. Первый: качество и происхождение неместных напитков. Трижды мы в порядке эксперимента заказывали в разных заведениях “Мукузани”. И каждый раз вкус этого якобы грузинского вина становился для нас новым откровением. Вторая загадка – цены. Бутылка вполне ординарного французского красного “Шабро”, к примеру, стоит в московском ресторане средней руки 400–500 рублей. В меню одной из сочинских кафешек напротив этой позиции стояла цифра 800! Так что пейте анапское и не морочьте людям голову. Благо, точек, где местные вина продают в розлив, на сочинских набережных хватает с избытком.
Недавно построенный променад на набережной в Адлере отличается от центрального сочинского подчеркнутым демократизмом цен. Поужинать здесь можно вдвоем за 300–400 рублей, а то и дешевле. Но разнообразием и изысканностью кулинарных предложений адлерская пляжная зона пока не блещет. В основном мангалы, мангалы, мангалы.
Настоящий бич прибрежных летних кафешек – “живая” музыка. То есть оно, может, и хорошо в одном отдельно взятом заведении. Но когда десяток стоящих впритык друг к другу ресторанчиков начинают состязаться в громкости “Владимирского централа” – это доконает даже самого отъявленного меломана (если он к тому же трезв). Искать тишины вечером лучше не на морском берегу, а в городе, где концентрация питейных заведений несколько ниже.
Ночные клубы Сочи бывают “крутыми” и не очень. Чтобы определить, к какой из этих категорий относится заведение, необязательно даже заходить внутрь. Достаточно взглянуть на парковку. Подъезды к таким клубам, как “Клеопатра”, “Восьмое небо”, “Марио”, по ночам уставлены лучшими образцами зарубежного автопрома: “мерсами”, БМВ, “лексусами” и прочими дорогими игрушками. Уже в мае среди них было немало машин с московскими номерами и типичными “понтами” вроде “трех семерок”, “девяток”, “кремлевских” сочетаний букв. Владельцы авто – потенциальные “жертвы” профессиональных “охотниц”. Все “крутые” клубы поделены между этими амазонками, как сферы влияния.
Относительно честную, но тоже небескорыстную любовь можно встретить в “клубешниках” попроще – “Посольство Ямайки”, “Сан-Тропе”,
“Б-52”, “Лимпопо”. В Адлере главным “колбасным цехом” является “Плазма”. Заплатив за вход 200–300 рублей, вы становитесь таким же активным борцом за свободу нравов, как и большинство приезжающих в Сочи на отдых граждан. Чего-чего, а этой свободы здесь хватает на всех.
Операция “Антипиар”
С подготовкой к сезону в Сочи совпала кадровая революция: в городе сменился мэр. На смену отряженному в Совет Федерации Леониду Мостовому пришел Виктор Колодяжный. Сочинцы к новому назначению относятся пока осторожно: мол, что судить, хороший или плохой, вот пусть сделает что-нибудь для города, тогда посмотрим. Но тем не менее голоса свои Колодяжному отдали.
От прежней власти новая приняла нелегкую эстафету борьбы с очернителями курортной столицы России. Отчасти для этого сочинским Управлением по курортному делу и туризму создан даже новый интернет-сайт www.sochi.ru.
Портал выглядит эдаким “ответом Чемберлену”, его главная задача, как говорят сотрудники управления, – противостоять потоку “черного пиара”, который обрушивает на Сочи столичное телевидение из года в год.
– Найдут одну лужу после ливня и давай ее снимать, будто в Сочи потоп жуткий! – возмущаются сотрудники управления. – Сюжеты потом по всем каналам несколько дней крутят. А лужа через 20 минут стекла в дренаж, и никто не может понять, откуда такие страсти…
Чтобы противостоять слухам о грядущих наводнениях, землетрясениях и прочих катаклизмах, сочинцы установили в городе несколько веб-камер.
– Вот показывают по телевизору разные ужасы, а ты сядь за компьютер и посмотри, как оно есть на самом деле в реальном времени. Там селевые потоки и вырванные невесть где с корнем деревья, а здесь – солнышко и люди в море купаются…
Кроме обновляемой каждые 15 минут видеокартинки, на сайте масса другой полезной и удобно структурированной информации, а также интерактивная карта – просто классная! Подвел мышкой курсор к домику – вот тебе в окошке адрес, телефоны, звони, узнавай, что, как и почем.
Вообще, сочинцы в обиде на москвичей, особенно на журналистов. В преддверии сезона виду, конечно, не подают, но нет-нет и бросят упрек. Дескать, все понимаем, платят вам турки и разные хорваты… Так и пишите, как у них хорошо, на здоровье! Сочи-то зачем при этом “поливать”: то у нас шторма семибалльные, то теракты готовятся… Мы вот живем и как-то не замечаем. Все больше солнышко светит.
Кому сезон, кому несезон…
В отличие от Сочи, Красная Поляна с сезоном попрощалась. Последнего горнолыжника проводили в апреле. Но несезон в горах – понятие относительное. Имея столь развитую за счет лыжников инфрастуктуру, Красная Поляна отдыхать летом не собирается. Скорее ее ждет по-настоящему бурное время – время экстрима.
Улицы Сочи уставлены билбордами, на которых лукавый Фрунзик Мкртчан в облике своего героя из “Мимино” заманивает ленивых курортников: “Поедем, КАНАТКА, кататься?”. Речь идет о канатной дороге, которая поднимает всех желающих на высоту 2 с лишним тысячи метров. На высоте 1100 туристов ждет ни с чем не сравнимое удовольствие – обед в харчевне, где чаевничал сам свет наш батюшка Владимир Владимирович Путин с супругой. Особенно забавно, проплывая в 30-градусную жару над лесистыми горными склонами, читать написанные краской предупреждения на посадочных платформах: “ПОДНИМИТЕ НОСКИ ЛЫЖ!”.
Турист, сдуру забредший в Красную Поляну к основанию этой “канатки”, обречен на приключения. Горные проводники, промышляющие в этих местах, даже создали компанию под говорящим названием “Мастерская приключений”. То есть, если не хватает приключений, вам их тут же смастерят.
Летом Красная Поляна становится зоной авантюр с нерусскими названиями: рафтинг, каньонинг, треккинг, спелеология. На их фоне термины “скалолазание” и “альпинизм” приятно ласкают слух. На самом деле все не страшно, а очень даже интересно. Рафтинг (если кто не знает) – это сплав на резиновых лодках по бурным горным рекам, каковых здесь великое множество. Спелеологи обычно лазают по пещерам. А треккинг – это всего-навсего пешие походы.
Поскольку экстремальные развлечения сейчас стали необычайно популярными, Красная Поляна готовится к наплыву туристов даже в непривычное для себя время. Например, в лучшем отеле Radisson Peak Hotel все места на конец июля раскуплены. Просто народ теперь отдыхает по-разному. Раньше в основном как: пляж, пляж плюс немножко экстрима. А теперь многие предпочитают наоборот: экстрим, экстрим плюс немножко на пляже понежиться.
Почем у вас отпуск? Однако…
Настало время поговорить о грустном. Без капли дегтя, как водится, не обошлось. И этой жирной каплей стали сочинские цены. Не нужно эмоций, давайте просто посчитаем.
Не будем брать во внимание отели класса “премиум” типа Radisson. Это уж слишком дорогое удовольствие. Но и опускаться до удобств во дворе в наше время вряд ли кто согласится. Поэтому приценимся к “золотой середине”, соответствующей европейским представлениям о “трех звездах” – кондиционер, ванная в номере плюс бассейн, хотя бы маленький, на территории. Благо таких частных мини-отелей в Сочи сейчас предостаточно.
Так вот, двухместный улучшенный номер в такой гостинице стоит в разгар сезона 2700–3200 рублей, включая завтрак. Ну, грубо говоря, 100 долларов. Умножим на 14 дней – среднестатистический отпуск. Получаем 1400 “баксов” – только проживание. Два билета на самолет из Москвы и обратно – еще 400 долларов. Ну, и на “карманные расходы”, пусть долларов по 300 (хотя эта сумма для летнего Сочи ничтожно мала). Получается, что летний отпуск на двоих в Сочи обойдется в 2400 “убиенных енотов”!
М-да, поневоле задумаешься о Турции.
Сгоряча мы хотели было влепить нашей курортной столице “трояк”. Но, поостыв, решили поставить “четверку”. Уж больно хорош в канун сезона Сочи.
Но над ценами, товарищи, надо работать! Усиленно работать!
P. S. Грустное впечатление производят аэропорты, как старый, так и строящийся вот уже полтора десятка лет новый. Стоило бы и за это снизить оценку – неприлично курортной столице с такими воздушными воротами. Но нас клятвенно заверили: дело сдвинулось с мертвой точки, и в ближайшее время новый аэровокзал будет достроен. Слышите, новый мэр? Это уже при вашей власти было дано обещание!
Юрий Патрин