Несведущие люди часто все кружева считают вологодскими. Хотя во времена расцвета кружевоплетения в России было 12 крупных центров производства кружев со своими приемами и узорами. Но и тогда почти 40 процентов от числа всех российских кружевниц приходилось именно на Вологду. А кружев они выплетали почти половину.
Чтобы плести кружева из ниток, нужны терпение и несложные приспособления: подушка, пяльцы, коклюшки, кололка, булавки, вязальный крючок да еще сколки кружев.
Подушка – это туго набитый круглый валик. Пяльцы – деревянная подставка для подушки. Коклюшки – точеные круглые деревянные палочки с углублением для намотки ниток, как на катушках. Накол (кололка) – род тонкого шила, сделанного из швейной иглы. Булавки – обыкновенные, желательно никелированные или медные: без зазубрин и ржавчины, чтобы не портить кружева. Вязальный крючок нужен для сцепления отдельных частей кружева. Но самое главное – сколок: рисунок будущего кружева.
Без сколка ничего не выйдет. Это как бы тень будущей красоты, которая умелыми руками материализуется в кружево. Профессионалы сколки всегда берегли и передавали по наследству. А когда перестали это делать, огромное число узоров оказалось утеряно!
Первым, кто в ХХ в. вспомнил о старых сколках, был писатель Владимир Степанович Железняк-Белецкий. В 1948 г. он привез первые рисунки из экспедиции в Усть-Кубинский район Вологодской области. Карты для плетения начали активно собираться Вологодским музеем, местные жители сами стали приносить их, доставая с чердаков и из сундуков.
Сколок не вечен. При многократном использовании дырочки от булавок «раскалывались», рисунок становился приблизительным, начинал «плыть». В XIX в. сколок в Вологодской губернии выполнялся на плотной бумаге или бересте. Бумагу часто брали уже использованную – склеивали несколькими слоями, получалась «клеенка». Жизнь бумажного сколка всячески пытались продлить.
Новые кружевные сколки долгое время создавали сами мастерицы – в XIX в. таких на Вологодской земле называли «артистками» за дар видеть и зарисовывать будущую красоту. Цена сколка была выше, чем самого изделия, сплетенного по нему. Поэтому сколками не разбрасывались. Наоборот – пытались их как-то размножить. Самый простой способ – подложить под рисунок во время плетения еще один слой бумаги: булавки прокалывали и его, и проколотые точки оставалось лишь соединить. Только с 1920-х, когда кружевниц собирали в артели, кружевной отдел Губкустпромсекции (потом Артельсоюз) начал тиражировать сколи: сначала с помощью стеклографа, а потом и литографии . К концу 1920-х годов сколками обеспечили всех кружевниц.
Кружевная история
Упоминание о кружеве впервые встречается в Ипатьевской летописи под 1252 г. в описании одежды князя Даниила Галицкого. Но не будем обманываться: тогда под словом «круживо» понимали любые обрамлявшие (окружавшие, шедшие по краю) отделки. А вот пришедшее из Европы в XVII в. модное золото-серебряное кружево уже похоже на то, что мы знаем. Правда, только похоже: делали его из металлической нити, с жемчугами, изумрудами и цветным шелком, часто продавали на вес (драгметалл все-таки!) и отделывали им верхнюю одежду.
К нитяному кружеву перешли в петровские времена, хотя в купеческой и мещанской среде золотая отделка кокошников, сарафанов и душегрей продолжала жить еще долго. Кружево для богатых стало тонким, воздушным, почти невесомым, украшенным розами, гвоздиками, анютиными глазками в букетиках и гирляндах. Под влиянием древних местных традиций вышивки и ткачества менялись основные мотивы. В Вологде, например, в основе композиции оказались цветы и деревья, павы и звери.
В усадьбах всей России крепостные девушки плели кружева. В начале ХVIII в. вологодская помещица В.А. Засецкая (большая любительница всякого рода рукоделий) задумала организовать производство кружев в своем имении Ковырино, в трех верстах от Вологды. В 1815 г. она отправила на обучение в Ярославскую губернию крепостную одиннадцатилетнюю девочку. Вернувшись, та стала обучать кружевоплетению других, – мастериц стало семеро. Засецкая выписывала иностранные узоры и сама их перерисовывала: на «фабрике» плелись кружева на манер «заграничных», немецких.
Другая легенда вологодских кружевниц – мать и дочь Брянцевы, работавшие лет 20 спустя и обучившие кружевному делу больше 800 женщин в округе. Они первыми стали плести модные штучные изделия: тальмы, воротники, накидки, платья.
В городах Вологодского уезда уже в 40-х годах кружевоплетением подрабатывали чуть ли не все, после отмены крепостного права в процесс включились и крестьянки. Известно, что к 1883 г. кружевным производством был охвачен район вокруг Вологды в радиусе примерно 60 километров.
Дальше – больше: в 1910 г. кружевоплетением занимались 35 181 женщина и даже 245 мужчин, а в 1912 г. – уже около 39 000 человек.
Впрочем, количество шло за счет качества. Рынок и конкуренция не пошли на пользу промыслу: кружева стали более разреженными, менее плотными; мастера начали использовать не только льняную, но и хлопковую катушечную нитку. Ориентация на городскую моду приводила к размыванию самобытности. Увы, похожей была участь всех кустарных производств в эпоху второй промышленной революции.
Уходящая натура
Восьмидесятые годы XIX в. в России были отмечены поиском национальной идеи. Где ее только не искали! Взор обратился и на кустарные промыслы, которые как раз в это время умирали в силу объективных экономических причин. Промыслы начали изучать и спасать.
Сначала внимание на вологодское кружево обратила Комиссия по исследованию кустарной промышленности в России. В 1887 г. губернатор М.Н. Кормилицын учредил в Вологодской губернии специальный комитет, устроивший постоянную выставку кустарных изделий, образцы кружев для которой специально закупались или даже заказывались лучшим кружевницам. В 1902-м началась работа земского Вологодского кустарного музея – собранная здесь уникальная кружевная коллекция хранится теперь в Вологодском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Появилась и еще одна заинтересованная сторона: коллекционеры. Для кружевного дела много сделала С.А. Давыдова – приобретенная ею небольшая, но ценная коллекция из Вологды была передана в Петербургский кустарный музей.
Давыдова организовала в Петербурге и первую школу руководительниц кружевных промыслов (Мариинская практическая школа кружевниц, 1883), где изучали и восстанавливали как приемы плетения, так и образцы. 22 февраля 1885 г. состоялась выставка работ учениц школы – тех, кто уже вернулся в Вологодскую губернию, и тех, кого они уже сами научили. Но главным результатом работы школы стало вышедшее в 1892 г. в Санкт-Петербурге издание «Русское кружево и русские кружевницы».
Колхозы народного искусства
Промыслы как способ украшения жизни – вещь живучая. Меняется жизнь – меняются и украшения. Вологодские кружева с тракторами, парашютами и звездами эстетически утверждали новую действительность. Советская мифология проникала во все сферы жизни. Не обходилось и без голимой конъюнктуры: панно-портреты руководителей партии и правительства «снимались» с фотографий или плакатов.
Переживших революцию мастериц объединили в артели и кооперативы – в Вологодской области почти 20 тысяч человек вошли в 75 артелей. Кустарные же промыслы были нужны новой власти, в частности, по корыстной причине – их продукция шла на экспорт.
В 1926 г. Артельсоюз экспортировал кружевных изделий на 4000 рублей. А в 1940-м доход от экспорта составил уже 7,8 миллиона рублей!
В 1960 г. на месте артелей образовалось пять кружевных фабрик, за последние полвека прошедших через ряд реорганизаций. Но созданное тогда предприятие «Снежинка» живет и по сей день, продолжая радовать ценителей настоящего вологодского кружева.