85 ЛЕТ НАЗАД ЧЕТЫРЕ ГУБЕРНИИ БЫЛИ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДИН РЕГИОН – МОСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ. ТЕРРИТОРИЯ ПОЛУЧИЛАСЬ СОЛИДНАЯ: БОЛЕЕ 60 РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ. КОНЕЧНО, КОМПАНИЯ ЭТА ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНАЯ: ЕСТЬ СТАРИННЫЕ ГОРОДА С БОГАТОЙ ИСТОРИЕЙ И АССОРТИМЕНТОМ АРХИТЕКТУРНЫХ КРАСОТ, ЕСТЬ МОНАСТЫРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И УСАДЬБЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОШЛЫМ. А ЕСТЬ И ТАКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ, КОТОРЫМ, КАЗАЛОСЬ БЫ, НЕЧЕМ ЗАМАНИТЬ
ТУРИСТОВ. ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ ЧЕМ?
Сотрудники Российского государственного университета туризма и сервиса к юбилею Подмосковья решили выяснить, с какими объектами или историческими личностями связаны разные районы Московской области, и организовали выставку «Бренды Подмосковья: известные и неизвестные». Начали с самых очевидных брендов вроде павловопосадских платков и гжельского фарфора, но быстро выяснилось, что у подмосковных поселений есть и менее известные символы. И каждый такой бренд при желании может стать и поводом для туристической поездки, и идеей для оригинального сувенира. Какие же бренды предлагают развивать областным городам и районам?
1 Мытищи – куклы «Былина»
Мытищи у многих ассоциируются с известной картиной Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» и, следовательно, с темой чая и застолья. При этом в Мытищинском районе с 90-х годов прошлого века начали создавать промысел «Былина»: здесь производят этнографических кукол в народных костюмах. Кукла с самоваром или кукла на чайник вполне годится на роль местного символа.
2 Дединовское – корабль «Орел»
Российский военный флот в нашем сознании связан прежде всего с Петром I, и кажется, что история кораблестроения началась с потешного флота на Плещеевом озере. Хотя это далеко не так: военные корабли на Руси начали строить задолго до Петра, а первый военный фрегат западного образца, «Орел», был создан при царе Алексее Михайловиче в подмосковном селе Дединово – центре нынешнего поселения Дединовское.
3 Лосино-Петровский – «Живая вода» Якова Брюса
Усадьба Глинки, попавшая сейчас на территорию города Лосино-Петровский, – точка Подмосковья, связанная с петровской эпохой. Вернее, со знаменитым сподвижником Петра I Яковом Брюсом, который здесь жил и, по народным преданиям, колдовал. Среди «магических заслуг» петровского соратника значится создание «живой воды». Выпуск сувенирных пузырьков с этикеткой «Живая вода по рецепту Якова Брюса» мог бы стать одним из шагов, привлекающих внимание к усадьбе и району.
4 Кубинка – счеты
Поселок Кубинка у туристов прежде всего связан с Музеем бронетанковой техники, но мало кто знает, что у населенного пункта есть и более «мирный» бренд: здесь издавна делали счеты с костяшками. Сейчас, в век цифровых технологий, счеты уже кажутся этнографической экзотикой – и забавным сувениром тоже. Ведь не каждый помнит, как правильно на них считать!
5 Поселок совхоза имени Ленина – клубника
Вообще-то на флаге этого поселка присутствуют орехи, так как его история началась с «Орешковского хутора» при Перервенском монастыре. Но сейчас и поселок, и весь Ленинский район в сознании большинства москвичей связан с клубникой, на сбор которой летом приглашают всех желающих. Изображение ягод на выставке предлагают использовать в сувенирах и символике населенного пункта.
6 Орехово-Зуевский и Егорьевский районы – гуслицкое письмо
Местность Гуслицы «поделили» между собой два района. Когда-то в расположенных на этих землях селах жило множество переписчиков книг. Появилось здесь и гуслицкое письмо – особый стиль оформления рукописей, который отличался необычным сочетанием ярких красок.
7 Подольский район – сундучок Пушкина
Расположенная в Подольском районе усадьба Остафьево принадлежала Вяземскому, а в гости к хозяину заезжал Пушкин. С именем поэта и связана милая, хоть и не имеющая никаких исторических обоснований легенда о названии имения. Якобы Вяземский решил назвать усадьбу первым словом, которое произнесет приехавший в гости друг. А Пушкин на вопрос слуги, вынимать ли из экипажа дорожный сундук, ответил: «Оставь пока». Отсюда и Остафьево. Хорошая легенда – двигатель туризма, вот создатели выставки и предложили сделать брендом усадьбы и района шкатулки-сундучки с портретом Пушкина.
8 Железнодорожный – паровоз и Анна Каренина
Паровозы и все, что с ними связано, и так уже присутствуют в символике Железнодорожного (хотя на герб попали только рельсы). Но вот литературных аллюзий с этим населенным пунктом у большинства людей не связано, хотя именно здесь (на бывшей станции Обираловка) бросилась под поезд несчастная Анна Каренина из романа Толстого. Событие мрачноватое, а все-таки символичное – и по замыслу сотрудников университета, все, что связано с Толстым и его героями, вполне можно использовать для продвижения города.
9 Пушкинский район – серп и молот
Не многие знают, что художник Евгений Камзолкин, создавший эмблему СССР, жил в Пушкинском районе Подмосковья. Но выставка предлагает использовать этот факт и задействовать серп и молот в продвижении района. Заодно можно и патриотическую тему поднять: ведь символ единства рабочих и крестьян до сих пор присутствует на Знамени Победы.
10 Ново-Переделкино – чудо-дерево Чуковского
Когда видишь на витрине сувенирное деревце с портретами литераторов вместо листьев – сразу вспоминаешь про «Чудо-дерево» Корнея Чуковского, и тут уж любому понятно, что речь идет о поселке Переделкино. Литературных ассоциаций у района Ново-Переделкино множество, а вот объединить их в каком-то едином символе пока никто не пытался – и авторы экспозиции предложили свой вариант.
11 Тарасовка – «Спартак» и Юрий Коваль
Стадионы и базы известных спортивных команд в разных странах мира часто превращают в туристические объекты. А вот Тарасовка, где расположена тренировочная база футбольного клуба «Спартак», не очень активно использует этот факт для самопиара. Связан с селом и еще один забавный факт: здесь происходит действие детского юмористического детектива Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова».
12 Дмитров – лягушка
Город Дмитров со своим брендом уже определился: неофициальным символом города считается лягушка. Объяснение этому самое прозаическое: окрестности всегда были болотистыми, так что дмитровцев даже дразнили лягушатниками и лягушечниками. Но в русской культуре любая квакша претендует на звание заколдованной красавицы, так что Дмитров уже украсили фонтаны и скульптуры с царевнами-лягушками.
Разумеется, это только часть брендов, собранных на выставке. Есть здесь и талдомские журавли, и чайка, попавшая на герб Лобни, и модель тепловоза из Коломны, и можайское молоко с шатурским кефиром, и грампластинки из Апрелевки… Создатели надеются, что такая экспозиция подхлестнет воображение местных чиновников и предпринимателей, ведь для того чтобы бренд региона начал работать на развитие туризма, сперва нужно потратить силы и средства на развитие самого бренда!