Славный город

В этом году Севастополь отметил 240-й день рождения. Основанный как военно-морской порт, все последующие годы он подтверждал правильный выбор своего имени. Ведь на греческом оно означает «город, достойный поклонения».

Я с группой журналистов и винных блогеров в конце сентября оказался в городе, о котором очень много читал и знал. Но увиденное своими глазами не сравнить ни с какими фотографиями и восторженными рассказами уже побывавших здесь счастливчиков.

Дорога в Севастополь была непростой: сначала самолет из Москвы в Сочи, затем на микроавтобусе через горные серпантины и Крымский мост до города, расположенного на юго-западе полуострова.

В парке «Федюхины высоты» история на самом деле будто оживает.

На мосту через Керченский пролив мы вышли из машины, вытащили свои пожитки и пошли на досмотр. Процедура заняла не больше 10 минут. Был и второй вариант прохождения проверки – загнать всю машину, вместе с вещами, на рентген. Но водитель решил, что так будет быстрее. Мост ремонтировали, но проехали мы его быстро. Вся дорога от аэропорта до Севастополя заняла 14 часов. Так что приехали мы в место нашего пребывания – глэмпинг API Balaclava – немного уставшими. Сотрудники были приветливы и готовы к приему гостей – встречали нас с шампанским от «Золотой Балки».

 

Арбузы с грядки

Агротуристический комплекс API Balaclava открылся летом этого года. Он расположен в Балаклаве, на дороге из Севастополя в Ялту. Шатры-тенты и бунгало установлены на холме, с которого открывается красивый вид на холмы и виноградник. Названный в честь скифской богини земли и плодородия Апи, комплекс удивляет гостей настоящим огородом. На площади в целый гектар выращиваются разнообразные фрукты и овощи. Но больше всего нас поразили небольшие, но очень сладкие арбузы.

Бунгало глэмпинга API Balaclava.

В ресторане комплекса подают блюда средиземноморской кухни, да такие, что многие посетители заезжают сюда просто пообедать или поужинать на свежем воздухе. В стоимость проживания входит завтрак.

Четырехместные бунгало отлично подойдут паре или семье с детьми. Панорамные окна, хорошая кровать, веранда – что еще нужно для неспешного отдыха вдалеке от городской суеты?

 

Республика для рыбаков

На следующий день мы отправились в Балаклаву. Балаклавская бухта по форме напоминает сачок для ловли рыбы, отсюда пошло и название населенного пункта. Она, как извилистая лента, проникает вглубь суши на полтора километра. Благодаря большой глубине, до 35 метров, и отсутствию сильного ветра, она является идеальным местом для стоянки кораблей.

Писатель Александр Иванович Куприн, наслушавшись историй про Балаклаву, приехал сюда из Петербурга и жил на побережье до 1905 года. Он купил участок земли, планировал построить дом, заниматься хозяйством. Его любимым занятием была ловля рыбы, после которой он частенько захаживал в трактир с рыбаками. Однажды во время таких посиделок он предложил направить царю Николаю II телеграмму: «Балаклава объявляет себя свободной республикой греческих рыбаков!». Неизвестно, получил ли ее верховный правитель, а вот Столыпин ему ответил: «Когда пьешь, закусывай! Столыпин».

На катере мы вышли из Балаклавской бухты и прошли мимо пляжей до мыса Айя.

На набережной Балаклавы много ресторанов, кафе, сувенирных лавок. В порту стоят яхты и катера разных мастей. Отсюда мы отправились на морскую прогулку. Такие услуги предлагают десятки капитанов, ведь вид с моря особенный, он обязательно останется в вашей памяти.

По волнам наш путь пролегал к мысу Айя, мимо Серебряного и Золотого пляжей. У одного из живописных гротов катер остановился, и мы поплавали в море. Вода была прохладной, но нам это не помешало. Благо запасы игристого были предусмотрительно пополнены.

 

Подводные лодки в скале

 

Старинное водолазное снаряжение в подземном музее.

В советские годы в Балаклаву попасть было невозможно. Тут базировались подводные лодки Черноморского флота и работало сверхсекретное предприятие по их ремонту. Сейчас здесь создан Балаклавский подземный музейный комплекс.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 633РВ.

Во времена холодной войны под 120-метровой толщей горы Таврос располагалась не только база по ремонту и укрытию дизель-электрических подводных лодок, но и хранилище ядерных боеприпасов. Грунт горы – мраморизованный известняк, который невозможно взять отбойным молотком. Поэтому скалу сначала бурили, а потом взрывали. Грунт сбрасывали баржами в море. При строительстве объекта для населения была создана «легенда», что на берегу строится городская телефонная станция. Со входа и выхода подземный канал был замаскирован железобетонными козырьками с муляжами домов и деревьев. В случае ядерной угрозы здесь могли спрятаться три тысячи человек на 30 суток. А затем лодки должны выйти для нанесения ответного удара по противнику.

Торпеды в Балаклавском подземном музейном комплексе.

После развала Союза подлодки и ядерное оружие были выведены из Балаклавской бухты.
В 2003 году здесь открылся музей.

В 2021 году были произведены масштабные ремонтно-восстановительные работы. Сейчас туристы могут увидеть настоящее гидротехническое сооружение для ремонта подводных лодок – сухой док, судоходный канал длиной 608 метров, дизель-электрическую подводную лодку проекта 633РВ, коллекцию торпед и другие экспонаты. Всем посетителям дается аудиогид, который переключается автоматически, когда вы входите в очередной зал.

 

Михайловская батарея

Еще одна экспозиция Военно-исторического музея фортификационных сооружений – Михайловская казематированная береговая батарея. П-образная батарея – это двухъярусная береговая крепость, с центральным корпусом и двумя боковыми крыльями. Общая длина крепости составляет 205 метров. Наружные стены имеют толщину 1,8 метра.

Экскурсия по Михайловской батарее была очень интересной.

Батарея, построенная в 1846 году, позже была названа Михайловской в честь шефа русской артиллерии Великого князя Михаила Николаевича. По размерам и огневой мощи являлась второй после самой большой в России морской батареи того времени – Николаевской. Батарея участвовала в событиях двух героических оборон Севастополя в годы Крымской войны 1854–1855 годов и Великой Отечественной войны.

В экспозиции Михайловской батареи много старинного оружия.

После экскурсии мы на пароме отправились на противоположную сторону Севастопольской бухты. Делать фотографии бухты было запрещено в связи с мерами безопасности.

Далее состоялась прогулка по центру города, Приморскому бульвару, где по вечерам десятки севастопольцев зажигательно танцуют, набережной Корнилова. Мы увидели Графскую пристань и знаменитый памятник затопленным кораблям – визитную карточку города. Вскоре мы вышли к Владимирскому собору.

 

Усыпальница адмиралов

Величественный белокаменный Владимирский собор расположен на Центральном городском холме, откуда его хорошо видно. Он является местом захоронения русских адмиралов и офицеров, поэтому его также называют усыпальницей адмиралов.

Винный гид Марианна Литвинская не устояла перед возможностью сделать красивый кадр на закате.

Закладка собора была произведена в 1854 году, и к началу первой обороны Севастополя, которая длилась 349 дней, успели возвести только фундамент. Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы Владимир Корнилов, Владимир Истомин, Павел Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя, на Малаховом кургане.

В 1862 году работы по возведению собора возобновились. Для этого пригласили известного архитектора Алексея Авдеева. В 1881 году было закончено сооружение нижней церкви, а в 1888 году – верхней.

Икона святого воина Федора Ушакова чудом уцелела во время ракетной атаки и сейчас стоит во Владимирском соборе.

При Советской власти в верхнем храме располагались авиамоторные мастерские, а нижний храм был полностью засыпан землей и мусором. Собор устоял во время Великой Отечественной войны, когда было разрушено 98 процентов городских зданий. На его гранитных колоннах и сейчас видны следы от снарядов и пуль.

Сейчас в соборе стоит икона праведного воина Федора Ушакова, прославленного адмирала. До недавнего времени она находилась в штабе Черноморского флота, расположенном рядом с храмом. Икона чудом уцелела во время ракетной атаки ВСУ
22 сентября этого года. В здании начался пожар, рама иконы сгорела полностью, а сам образ остался невредим. Многие увидели в этом хороший знак – святой продолжает защищать город, наша победа близка.

 

Когда пал Херсонес

Посещение древнего города Херсонеса – обязательный пункт программы туристов в Севастополе. На входе в музей-заповедник мы встретили несколько групп артековцев. Большая территория в 418 гектаров позволяет людям бродить по улочкам города, трогать камни, залезать на стены, сидеть на скамьях амфитеатра, как это делали древние греки.

Эта самая известная базилика Херсонеса, раскопанная в 1935 году, была построена, вероятно, в VI веке.

В 988 году здесь принял крещение князь Владимир, Русь становится православной. Этим событиям посвящен известный исторический роман Антонина Ладинского «Когда пал Херсонес».

В XIII веке монголы полностью разрушили город и жизнь здесь замерла. Уже при Екатерине II началась борьба за выход к Черному морю, и в ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 годов русские войска овладели Крымом. В 1783 году началось строительство Севастополя. Руины древнего города стали строительным материалом для будущей базы Черноморского флота.

На Приморском бульваре можно увидеть пальмы и причудливые кусты разных цветов.

Сейчас на месте древнего города образован Государственный археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический». Его коллекция насчитывает более 250 тысяч экспонатов. В 2013 году Херсонес вошел в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для чего использовались эти камни в древнем греческом городе Херсонесе, могут знать только ученые-археологи.

Помимо традиционных экскурсий, по вечерам здесь устраивают световые и мультимедийные шоу, показывают мини-спектакли.

 

Парк живой истории

На территории площадью 128 гектаров в Балаклавском районе создан новый тематический парк «Федюхины высоты». Он посвящен истории Севастополя и Крыма от античности до наших дней.

Федюхины высоты имели большое стратегическое значение во время военных действий. По одной из версий, свое название местность получила в ходе Крымской войны. До нее холмы были безымянными. Но когда начались боевые действия, возникла необходимость как-то обозначать их на картах, в донесениях. А поскольку здесь дислоцировалась батарея полковника артиллерии Л. С. Федюхина, высоты стали называть его именем.

В парке построены три площадки под открытым небом: римский военный форт Каструм I–III века нашей эры, генуэзская усадьба XV века Loco Cimbali, плацдармы Первой обороны Севастополя 1854–1855 годов.

Экскурсия по парку проходит в формате «живой истории»: вы можете сами выстрелить из пушки, винтовки, находясь в редуте, почувствовать себя защитником города.

Здесь проходят фестивали, различные тематические мероприятия, фотосессии, снимают художественные фильмы.

«Хозяева» генуэзской усадьбы XV века Loco Cimbali были радушны. Для нас накрыли богатый стол с домашним вином, закусками и фруктами. Провели экскурсию и показали, как работает кузница.

В усадьбе Loco Cimbali для нас накрыли богатый стол с домашним вином, закусками и фруктами. «Хозяева» усадьбы были радушны и с удовольствием рассказывали о своей жизни в старинных интерьерах.

Объезжали большую территорию парка мы на электрическом гольф-каре. Чтобы обойти все пешком, потребовалось бы несколько часов.

Солдат русской императорской армии периода Крымской войны 1853–1856 годов показывает, как правильно заряжать английскую 13дюймовую мортиру.

– Это частный проект, появился он по инициативе известного предпринимателя и участника «Русской весны» Алексея Чалого. Мы находимся на полной самоокупаемости. Год назад открыли велоцентр, крупнейший на юге России, здесь проложено 15 километров велодорожек, – рассказал коммерческий директор парка Андрей Биати.

Благодаря поддержке Правительства Севастополя к Федюхиным высотам проложили дорогу и провели электричество. Сейчас парк работает круглогодично. Без посещения площадок вход в парк бесплатный.

 

Мост сдали досрочно

 

На обратной дороге мы остановились на заправке «АТАН». Эта сеть АЗС нам понравилась – есть полноценные кафе, большой выбор сувениров, сопутствующих товаров и даже оборудованные детские площадки на улице.

На мосту автомобиль прогнали через рентген. Это был отдельный аттракцион. Благо вещи доставать уже не пришлось.

Через десять дней после нашего возвращения Росавтодор сообщил, что ремонт Крымского моста полностью завершен. На установку новых пролетов, асфальтовые и другие работы потребовалось всего 88 дней. Получилось даже с опережением графика. Так что теперь можно смело ехать в город-герой за новыми впечатлениями.

Порох должен быть сухой, тогда и ружье выстрелит как надо. Туристам предоставляется возможность испытать себя в качестве стрелков из ружья времен Крымской войны.

Редакция журнала благодарит Центр развития туризма города Севастополя за организацию тура и помощь в подготовке материала.

 

ТЕКСТ: АНТОН СЕМЕНОВ

ФОТО: АНТОН СЕМЕНОВ, ЮРИЙ КОНДРАТЬЕВ



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest