Как же давно я мечтала попасть в Бичевинскую бухту на Камчатке, но постоянно что-то не складывалось. То транспорта не находилось, то компания попадалась сомнительная. Но все звезды наконец сошлись.
Поехать в Бичевинку предложили ребята из Kamchatka freeride community, что переводится как «Камчатка вне трасс». Это группа энтузиастов-профессионалов, которые организуют экспедиции для райдеров в самые недоступные горные районы полуострова, так называемые бэккантри. Очень популярное в последнее время направление активного отдыха – по сути, синтез горного туризма и экстремальных зимних видов спорта. Главная же идея бэккантри в том, чтобы добираться пешком в недоступные места и подниматься на вершины диких гор, не оборудованных подъемниками, ради непостижимого свободного спуска по неподготовленным склонам…
Наше отплытие было назначено на конец апреля, потому как обычно в это время циклоны обходят Камчатку стороной, уступая место весне. Однако на этот раз начал дуть устойчивый юго-восточный ветер, все бухты и заводи на восточном побережье, где, в частности, расположена и Авачинская губа, забили льды, и выбраться без ледокола мы не смогли. В результате ожидание старта затянулось почти на месяц. Покинуть порт Петропавловска-Камчатского нам удалось только 19 мая!
Выход был назначен на вечер. Предварительные сборы, погрузка снегоходов, каяков, лыж и досок. Пару часов на все – и мы отчаливаем. По предварительному плану всю ночь должен был занять переход от Петропавловска до бухты Моржовая. Нас сразу предупредили, что за воротами Авачинской бухты, когда будем идти по Тихому океану, может сильно качать, научили ходить по коридорам в распорку и предложили чудодейственные корейские пластыри от укачивания. К счастью, они не понадобились. Вся наша команда оказалась стойкими ребятами, и мы мужественно вынесли эту ночь.
Бухта Моржовая – довольно узкий фьорд. С двух сторон ее окружают достаточно крутые борта, выполаживаясь лишь к середине, где течет небольшая нерестовая речка. Возможно, для кого-то залив не представляет абсолютно никакой ценности, но не в нашем случае. Трудно представить более удачное место для бэккантри. Все склоны с хорошим градусом и позволяют спуститься прямо к воде.
Подъем на одну из сопок занял около полутора часов. По перепаду высоты набрали, наверное, не меньше метров шестисот, построив по пути пару небольших трамплинов. Благо много снега накидывать не потребовалось, уклон был действительно хороший. На удивление, и снег оказался просто шикарным. Он не валился, не тормозил, и, мчась на всех парах с горы, возникало ощущение, что вот сейчас прыжок – и ты улетишь в воду.
Однако много времени в Моржовой мы тратить не стали. Впереди еще полдня в море до бухты Бичевинской. Поэтому порезвившись на трамплинах, принимаем решение сворачиваться и возвращаться на катер. С ветерком преодолеваем пару сотен метров, и нас ждет большой сюрприз. Пока мы покоряли снежные склоны, команда судна тоже не теряла времени даром и отправилась на рыбалку. Добычей стали настоящие камчатские крабы, морские ежи и мидии. В общем, я потом не обедала и не ужинала, как, впрочем, и многие на корабле. Кстати, часто, когда говоришь, что пробовал морских ежей, люди спрашивают: «А как они на вкус?». Что тут сказать? Конечно, надо пробовать. Это нечто среднее между икрой минтая и икрой летучей рыбы, которой часто мажут роллы…
В первый раз высаживаемся на моторной лодке и идем наверх пешком, по дороге сооружая несколько трамплинов через проталины.
– И хотя подъем непродолжительный, а спуск быстрый, все равно, когда катишь вниз, а вокруг только горы и океан, тебе настолько хорошо, что забываешь обо всем плохом в этом мире, – говорит Кирилл Серегин, наш гид и один из основателей Kamchatka freeride community.
Всюду гроты и заливы, в которых с одной стороны скальные кручи, сплошь облепленные птицами, а с другой – бурный океан. А впереди – неизвестность. Ведь раньше из всех нас в Бичевинке бывал только Мстислав Соколовский – основатель KamchatKAyaking club. Летом он – заядлый каякер, а зимой – горный гид. Он заходил в Бичевинку и во время путешествия на морских каяках вдоль восточного побережья полуострова, и на парусном катамаране, исследуя гроты южного берега.
Спустя пару минут мы увидели, что на одном из скальных выступов в море расположились такие грозные, но в то же время миролюбивые сивучи. Человек в каяке кажется просто песчинкой по сравнению с громадными ленивыми секачами. Сам Слава называет море и каякинг особой философией. Здесь улетучиваются даже самые темные мысли, особенно в те моменты, когда природа начинает испытывать тебя на прочность.
Что же такое эта загадочная Бичевинка? Население – около 3 тысяч человек. Он был создан специально для того, чтобы охранять Петропавловск. До входа в Авачинскую губу, где располагается город, всего около сотни километров. И Бичевинка должна была служить своеобразным щитом. Именно поэтому здесь базировались артиллерийские войска и подводный флот. Поселок был обеспеченным, сюда стремились попасть на службу. Однако перестройка во всей стране и крах СССР сыграли с Бичевинкой злую шутку. Военную часть решили расформировать, поселок – расселить. Причем сделали это буквально за считанные месяцы. Многие люди оставляли вещи, мебель в квартирах, потому как перевозить весь скарб с собой было просто нереально. Ведь добраться до Бичевинки из города можно только двумя путями: по морю и по воздуху.
Уже остался позади мыс Шипунский, больше похожий на гребень дракона. И вот он – вход в некогда стальные ворота СССР. Сразу стали видны следы присутствия человека. В середине залива сиротливо приютились многоэтажки. А с учетом того что пейзаж вокруг разбавляли лишь полоски снега на замерзшей земле, и все казалось будто в черно-белом кино, становилось как-то не по себе.
Нашей целью были пирсы. Они расположились примерно в паре километров от поселка. Причалив, мы не стали терять времени. Любопытство, говорят, не порок. Поэтому, невзирая на то, что уже смеркалось, мы решили вооружиться фонариками и начать исследовать поселок.
И вроде всем весело, даже несмотря на то, что шли по колено в снегу и в полной темноте, но, когда мы зашли в первый дом, по телу побежали мурашки. Очень хотелось схватить кого-нибудь за руку и не отпускать. Раскиданные по комнатам детские ботиночки, игрушки, военная форма… «Здесь только фильмы ужасов снимать!» – сказал тогда кто-то из ребят. Вот нашли журнал «Знамя» за далекий 1988 год. На полу валялись бланк незаполненной телеграммы, бутылка из-под пива…
Утро следующего дня решили начать пораньше. Наша цель на сегодня – исследовать поселок, а также посмотреть места для катания. Днем Бичевинка смотрится совсем по-другому. Если встать посреди улицы, то слышен любой шорох. Иногда во время путешествия по зданиям казалось: вот сейчас из-за поворота выйдет человек, поедет, громыхая, грузовик, раздастся детский смех.
Бичевинка вызвала противоречивые ощущения: хотелось быстрее уйти отсюда, чтобы подумать, и в то же время побыть здесь еще, чтобы впитать в себя эту загадочную атмосферу.
Однако для полноты картины у нас оставалась еще одна необследованная часть Бичевинки. Та, куда вход был строго запрещен даже многим обитателям этой местности. За поселком на холме приютились несколько дотов (долговременные оборонительные точки. – Прим. авт.). Раньше в них хранилось радиоактивное оружие, точнее, ядерные боеголовки для торпед подводных лодок. И хотя уже смеркалось, поездку туда мы решили не отменять. Фонарики нам в помощь, пару ракетниц – в карманы (медведи здесь теперь более частые гости, чем люди) – и в путь!
Доты, их мы насчитали не меньше трех, надежно врыты в скальную породу небольшого холма. Если бы мы приехали на месяц раньше, то, скорее всего, попасть бы сюда не смогли. Двери сооружений не закрываются до конца, поэтому у входа образовались огромные снежные стены. Теперь же пролезть через них стало возможным. Первое, что бросается в глаза, – надписи: «ОПАСНО», «РАДИОАКТИВНОСТЬ» и все в таком духе. А далее, за дверями шириной несколько десятков сантиметров, – большая зала. Повсюду разбросаны ключи от торпед, порванные плакаты, противогазы. В конце – небольшой проход и лестница, ведущая вверх. Сооружение настолько монументальное, что сразу понятно: строили на века, и природе еще не скоро удастся отвоевать эту территорию. Исследуя один из дотов, мы нашли рубку управления. В небольшой комнате остались стол, приборная доска, на которой четко был расписан порядок действия дежурного в случае военной угрозы, и часы. Стрелки давно поела коррозия. Но от этого стало даже как-то радостно, потому что замерли они не от того, что жизнь остановилась, а от того, что прошло время…
Покидали мы это место далеко затемно. Завтра будут новый день и новые эмоции.
На этот раз наш путь лежал в горы. Одна из них возвышается прямо над Бичевинкой, раньше ее называли Снежной. Как потом удалось узнать, на снегоходе можно заехать почти на вершину. Только сейчас нам осуществить это не удалось. Весна и солнце сделали свое дело – оголили кусты в распадках, сделав путь проходимым только на своих двоих. Подъем на гору занял всего около получаса. По пути мы нашли шикарный снежный надув, на котором соорудили трамплин. Прыгать в туман, который опустился на поселок, было даже забавно. Благо, приземление оказалось относительно безопасным. Но еще более интересным было катание по лесу. Березы здесь, в отличие от многих мест на Камчатке, растут на приличном расстоянии друг от друга. Поэтому на спуске можно набрать хорошую скорость. После покорения Снежной решили поискать интересные споты в самом поселке. Их тоже оказалось достаточно, чтобы разбавить унылое впечатление от увиденного за последние пару дней.
– Очень странные ощущения испытывал я последние несколько дней, – делился Павел Верещака, гид Kamchatka freeride community. – Гуляя ночью по бункерам – страх. А днем – горечь за огромную страну, в которой, думаю, еще десятки, сотни таких городков…
И все-таки, если мне представится еще одна возможность съездить в Бичевинку, я ни за что ее не упущу. Это место с неповторимой атмосферой, особенно в сочетании с катанием на лыжах и досках, к тому же в замечательной компании.