Волга и ее многочисленные рукава, самый крупный из которых Ахтуба в Волгоградской области, издавна славились рыбой. Осетр, стерлядь, севрюга, белуга густо населяли воды этих рек. Народы, жившие в Нижнем Поволжье в древние и средние века – хазары, половцы, татаро-монголы, использовали ее не только в качестве продукта питания, но и как ходовой товар, пользующийся огромным спросом во всем мире.
Западные и восточные купцы вывозили отсюда балык, икру, рыбий клей.
Путешественник и писатель Абу Хамид из Испании, побывавший на Нижней Волге в середине XII века, писал: «В этой реке много видов рыбы, подобных которым я никогда не видел: рыбу одного вида может поднять только сильный мужчина, другой сорт рыбы подстать поднять только сильному верблюду. Всякое судно ставит сети в устье речного потока… и хотя бы судов было до сотни, все они будут полны различной рыбы».
Из рыбы приготавливают кушанье, сообщает он «вкуснее мяса жирного ягненка и мяса курицы». Рыбу вялят и затем едят с хлебом «так, как она есть, не надо ее ни парить, ни варить». Абу Хамид сравнивал количество кишащей в волжских рукавах рыбы с пылью.
Со времен Ивана Грозного, когда край вошел в состав России и стал осваиваться русскими, красная рыба, пойманная в низовьях Волги и на Ахтубе, стала поставляться в Москву на царский стол. К концу прошлого века рыбное хозяйство стало одной из основных отраслей промышленности на Нижней Волге. О гигантских размерах осетров, белуги и сомов в волжских и ахтубинских селах ходили настоящие легенды.
Роддом для осетров
Сегодня рыбные реки Волга и Ахтуба переживают не лучшие времена. Севрюги да стерляди здесь не то, что прежде. После того, как Волгу перекрыли плотиной в Калмыкии, осетры в Волго-Ахтубинской пойме наперечет, а о белуге рыбаки и вовсе забыли – нереститься рыбе стало негде. И хотя Волгоградская область до сих пор считается рыбным краем, рыбачат сейчас в основном не на Волге, а на Дону и на Средней Ахтубе.
Еще в Советские времена из-за начавшегося падения численности осетровых рыб и сокращения их промысла, было принято решение о строительстве заводов по их промышленному воспроизводству. С 1961 года под плотиной Волжской ГЭС находится самый, что ни на есть настоящий рыбий роддом – осетровый рыбоводный завод. Говорят, что когда в прошлом году наш президент Владимир Путин на одной из встреч с Джорджем Бушем рассказывал ему, как в Волгограде в искусственных условиях разводят осетровых мальков, оплодотворяя икру самок в заводских цехах молоками, американский президент откровенно хохотал. Не поверил, должно быть, что в России черная икра в большом дефиците.
Егор Лапшин
Что такое метротрам?
Волгоград является чуть ли не единственным городом в России, где есть метротрам – скоростной подземный трамвай или гибрид трамвая и метро. Появился он в городе в 1984 году как средство избавления жителей от необходимости толкаться в электричках и часами добираться до своего дома – все-таки протяженность Волгограда более 80-ти километров. Метро тогда городу было не положено – он не дотягивал до города-миллионника, а вот скоростной трамвай – пожалуйста!
Задача строителей осложнялась специфическими условиями волгоградских грунтов. Большое количество осколков, фрагментов металлических конструкций, остовов фундаментов разрушенных домов и прочих «памятников» минувшей войны мешали работе. Но Волгоградское метро для трамваев было построено!
Просторные путевые залы, отделанные мрамором и гранитом, павильоны украшенные витражами и мозаиками, настоящие эскалаторы для подъема пассажиров на поверхность… Как в Москве, только лучше! Под землей ездят не какие-нибудь «длинновагонные» железяки, а юркие красные трамвайчики. С громкоголосой тетенькой-кондуктором и сиденьями по парам.
Это ничего, что подземных станций в Волгоградском трамвайном метро всего три: Пионерская, Комсомольская и Площадь Ленина. Времени, проведенного под землей, вам с избытком хватит, чтобы, вернувшись к себе на родину, хвастаться, что вам удалось прокатиться на волгоградском метротраме.
Бишофитовые миллионеры
Волгоградская область расположена на месте крупнейшего в мире бишофитового месторождения. Бишофит — гидрохлорид магния, минерал, который более ста лет назад открыл голландский ученый Бишоф. В малых концентрациях бишофит содержится в Мертвом море. Именно из-за этого в 1994 году на морском побережье в Израиле компания «Фольксваген» начала строительство огромного производственного комплекса, только на начальном этапе инвестировав в него 1200 млн. долларов. Новое производство предназначалось для изготовления корпусов автомобилей из алюминиево-магниевых сплавов. Это не только реальное решение экологической проблемы, но и возможность значительно уменьшить вес легковых машин.
Если поднять на поверхность, то, что скрывает волгоградская земля, Россия могла бы превратиться в крупнейшего экспортера на рынке сбыта магния и брома. Как известно, эти элементы используются в фармакологии, а также при производстве стекла, стали, цемента и алюминия. По подсчетам израильских ученых, исследовавших волгоградские месторождения, только на 3% добычи бишофита можно было бы зарабатывать до 100 миллионов долларов в год.