Семь чудес Приамурья
Проект «7 чудес Приамурья» был инициирован редакцией газеты «Эхо» в 2008 году. Читатели со всей области звонили и писали в редакцию, чтобы рассказать, почему та или иная достопримечательность области достойна войти в список «Семи чудес». По их отзывам журналисты составили список, в который вошли почти 30 объектов, в том числе заповедники, электростанции, старинные здания и космодром. По итогам акции среди них были выбраны семь:
Албазинская икона
Написанная в конце XV века, Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» уже около 400 лет считается чудотворной. Икона хранится в Благовещенском кафедральном соборе.
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
Албазинская икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть» почитается в Амурском крае, где образ впервые появился в 1666 году. В 1868 году икона была перенесена в Благовещенск. В 1885 году указом Священного Синода был учрежден праздник в честь Дальневосточной святыни (22 марта по новому стилю), а с 1902 года – крестные ходы с ней по водам. После революции Албазинская икона попала в краеведческий музей, а в 1991 году икону вернули верующим.
Икона побывала в паломническом плавании на теплоходе до Николаевска-на-Амуре в 1997 году, на острове Сахалин в 1999 году, в Сретенском монастыре города Москвы в 2000 году (возвращаясь из этой поездки, икона делала остановки в Иркутске и Чите). Поездки с иконой по городам и поселкам Амурской области совершаются регулярно, и с особой любовью принимают чудотворную в Албазине – селе с трехсотлетней историей, которое стоит на берегу Амура, на границе с Китаем, и в честь которого получила икона свое название.
По некоторым версиям, Албазинской иконе уже больше 500 лет. Уже как минимум 400 лет икона Албазинской Божьей матери считается чудотворной. Ее название «Слово плоть бысть» – это цитата из Евангелия от Иоанна. На современном русском языке это предложение звучит как «Слово стало плотью».
Икона написана на холсте, натянутом на доску размером 73 на 67 сантиметров. По предположениям историков, Албазинская икона была написана в 1492 году монахом Никодимом. В Приамурье икону принес старец Гермоген. Он пришел сюда из Сибири вместе с казаками в 70-х годах XVII века. Тогда икона ещё не была «албазинской». Свое название святыня получила, когда ее принесли в Албазинский острог. С тех пор Богоматерь считается покровительницей Приамурья.
После того, как Благовещенский кафедральный собор сгорел в 1924 году, икону передали в Ильиновскую церковь, где она пробыла почти 15 лет. После ее передали в музей, в котором святыня оставалась до 1991 года.
Икона считается чудотворной уже примерно 400 лет: говорят, как-то она помогла остановить эпидемию дифтерита и скарлатины в Благовещенске. А ещё к иконе обращались каждый раз, когда возникали проблемы с соседним государством, и тогда Албазинская богоматерь выступала защитницей. «Когда манчжуры пытались завладеть нашими землями, то при обращении к иконе пресвятой Богородицы они видели белую деву, и в страхе обращались в бегство», – рассказывает клирик кафедрального собора иеромонах Алексий (Граченко).
К Богоматери часто приходят будущие мамы. Они просят у иконы, чтобы роды были легкими, ведь Богоматерь изображена с младенцем в чреве. А ещё в начале XX века икона часто отправлялась в путешествия по Амуру, для того, чтобы ей могли поклониться в других городах и деревнях Приамурья. В начале этого века традицию пытались возобновить, но сейчас Албазинскую святыню из храма выносят только 22 марта, в день празднования иконы, чтобы пройти с ней крестным ходом.
Албазинский острог
Крупнейшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре во второй половине XVII в. В Албазинском музее можно увидеть обнаруженные при раскопках предметы старины, повествующие об освоении Амурской земли.
Первое упоминание об Албазинском остроге относится к сентябрю 1650 г., когда Ерофей Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий Албазе — даурскому князю.
Укрепив поселение, казаки обосновались там и назвали его Албазинским острогом. После зимовки отряд ушел, предав городок огню. Спустя пятнадцать лет, в 1665 — 1666 годах здесь снова появились русские казаки, крестьяне и промысловики во главе с Никитой Черниговским. Восстановив укрепления, албазинцы занялись сбором с местного населения пушной дани, которая исправно переправлялась через Нерчинск в Москву.
В течение 60 -70-х годов 17 века население городка быстро росло. Сюда, на вольные и плодородные земли отовсюду стекался промышленный люд, беглые крестьяне и казаки. В 1672 году в Албазин для управления острогом был направлен представитель власти – приказчик, а через десять лет было основано Албазинское воеводство, включившее в себя территорию Приамурья от слияния рек Аргуни и Шилки до устья реки Зеи. Был создан герб с изображением орла, сжимающего одной лапой стрелу, а другой – лук.
Земли Приамурья в те годы активно осваивались русскими: здесь развивалось земледелие, возводились сельскохозяйственные слободки, острожки и зимовья. В то же время между русскими и маньчжурами продолжалось соперничество за земли Приамурья, и пограничный Албазин постоянно подвергался угрозе нападения. В июне 1865 году острог был осажден, а затем и атакован маньчжурскими отрядами. В результате штурма крепость была разрушена, и после переговоров защитники острога решают отступить в Нерчинск. Прибывшему туда же с вооружением и отрядом специалисту по строительству фортификационных сооружений А. Бейтону было поручено восстановление Албазинского острога.
Отстроенный и укрепленный по всем правилам фортификации Албазин в 1686 г. вновь был осажден восьмитысячным войском маньчжур, к тому же располагавших конницей и 40 пушками, тогда как в Албазине на тот момент было не более 800 казаков. Пятимесячная изнурительная осада так и не сломила стойкость защитников крепости, которых к концу осады осталось не больше сотни. Неприятель тоже был измотан борьбой и отступил от стен острога в мае 1687 г.
По условиям Нерчинского договора Албазин, оказавшийся на китайской территории, подлежал «разорению до основания» и был покинут русскими. Покинут, чтобы возродится вновь через полторы сотни лет, когда во времена нового освоения русскими Приамурья здесь была основана казачья станица Албазин, сегодня – село Албазино.
Современность
Остатки Албазинского городища, расположенные на мысу, сохранились до настоящего времени и представляют собой ровную площадку, окруженную с трех сторон невысоким валом. Усилиями местных энтузиастов был основан небольшой музей, в котором можно увидеть обнаруженные при раскопках предметы старины, повествующие об освоении Амурской земли и об истории героического Албазинского острога.
Петроглифы
Петроглифы – это рисунки, сделанные на камне. В семи районах Приамурья обнаружено чуть меньше 20 памятников древнего наскального искусства. Многие из них были открыты недавно. Сейчас ученые занимаются их описанием и систематизацией.
Недалеко от поселка Ерофей Павлович был найден наскальный рисунок, изображающий кого-то очень похожего на носорога. Это очередной петроглиф из ранее обнаруженных в семи районах Приамурья. По оценкам ученых, амурским наскальным рисункам около 10 000 лет.
10 000 лет назад кто-то рисовал красной краской по серому камню. Петроглифы, или писаницы – это рисунки, сделанные на камне. В настоящее время петроглифы известны в семи районах Приамурья, всего чуть меньше 20 памятников древнего наскального искусства. Многие из них были открыты несколько десятков лет назад, но так и не были подробно изучены. Сейчас ученые занимаются их описанием и систематизацией.
Пока неизвестно, к какому народу принадлежал художник, оставивший на амурских скалах память о себе и своем времени. Предполагается, что рисунки украшали культовые места, в которых древние люди проводили религиозные ритуалы, связанные с охотой, с семейной обрядностью, с погребальной обрядностью.
Древние народы воспринимали эти рисунки как вместилище духов, а сами места, где находились эти рисунки, были местами обитания тех духов, которым поклонялись древние народы. Если уметь читать петроглифы, можно понять, как древние люди представляли себе устройство мира и чем занимались. Ученые предполагают, что на камне изображены ладьи, на которых, по представлениям древних людей, души умерших передвигались по небу.
Время не властно над этими изображениями. Охра, которой написаны петроглифы, впиталась в камень. Лучше всего сохранились петроглифы, нарисованные на утесе, который стоит на границе Шимановского и Магдагачинского районов. Современному человеку древние петроглифы напомнят детские рисунки – черточки, кружочки, человечки, изображение домашнего животного. Правда, непонятно, какого именно животного – может быть, художник изобразил собаку, может быть, козу.
«Горящие горы»
Горящие горы – это участок берега реки Амур. Горы «горят» из-за бурого угля, залегающего на глубине 10-15 метров. От соприкосновения с воздухом уголь самовоспламенился около 300 лет назад и с тех пор тлеет и горит.
Горы «горят» из-за бурого угля, залегающего на глубине 10-15 метров. Расположены в бассейне реки Амур, на ее левом берегу в 350 км от Благовещенска, в 35 км выше села Нововоскресеновка.
Недалеко от села Нововоскресеновка Амур делает крутую излучину, подмывая берег и образуя обрыв высотой 80-120 метров. На этом участке левобережье представляет собой сильно размытый и расчлененный край Амуро-Зейского плато с уплощенными водоразделами и ящикообразными долинами, склоны которых пересечены оврагами. Обрывистый уступ в урочище почти постоянно подмывается рекой, особенно интенсивно в паводки, поэтому стенка обнажения постоянно обновляется. Сильно обводненные и рыхлые угли на дневной поверхности постоянно самовозгораются. Подновление поверхности склона обрыва, осыпание горящего слоя углей обеспечивает выход из-под золы свежего слоя и продолжения горения. Возможно, естественный процесс самовозгорания углей поддерживается также поступлением природного газа из земных недр по трещинам в породах. В ряде мест поднимается дым, а ночью видно пламя. На памяти человечества это обнажение дымится уже 300 лет. Горящие горы – одно из красивейших мест в Приамурье. По уровню значимости Горящие горы должны относиться к категории региональных памятников природы.
Динозавры
Около 65 миллионов лет назад на территории Амурской области жили динозавры. На данный момент ученые полностью описали 4 новых вида растительноядных рептилий: олоротитан, керберозавр, амурозавр, кундурозавр.
Около 65 миллионов лет назад на территории Амурской области обитали динозавры. Это были и растительноядные, и хищные рептилии.
В России не так много местонахождений динозавров. Тем не менее, только в одной Амурской области таких мест несколько: Благовещенское (г. Благовещенск), Кундурское (Архаринский район), Гильчинское (Тамбовский район), Асташихинское и Димское (Михайловский район).
Одно из местонахождений динозавров находится прямо в черте города Благовещенска. Его первооткрыватель – школьник Игорь Бастрыкин. О сделанной им находке в каменном карьере Благовещенска в районе ул. Нагорной в 1949 г. сообщала газета «Амурская правда».
Найденную кость он показал своему отцу, который отнес ее в краеведческий музей. Главный хранитель музея Г.С. Новиков-Даурский, конечно, понял, что к ним в руки попало что-то уникальное. Не зря он и лично осматривал место, и с геологом А. Зиновьевым, а затем при поддержке директора музея А.Г. Удода обратился в Палеонтологический институт (г. Москва). В результате в Благовещенск был направлен амурский отряд Сибирской экспедиции Палеонтологического института АН СССР под руководством А.К. Рожественского. Но его выводы для амурчан оказались неутешительны – Благовещенское местонахождение он посчитал неперспективным для палеонтологии.
Систематические раскопки на Благовещенском местонахождении начались только с начала восьмидесятых годов XX века. Благодаря палеонтологическим раскопкам под руководством Ю.Л. Болотского выяснилось, что здесь обитали преимущественно динозавры, которых ученые называют гадрозаврами (утконосыми). Среди них были шлемоголовые амурозавры и плоскоголовые керберозавры. Одновременно с ними здесь обитали черепахи и крокодилы. Их остатки и находят палеонтологи.
Но самая интересная находка, и не только для Амурской области, сделана у села Кундур в Архаринском районе. Это местонахождение было открыто в 1990 г., а в следующем же году начались палеонтологические раскопки. В 1999 г. здесь был обнаружен почти полный (нет лишь одой задней конечности) скелет динозавра.
Все газеты тогда облетело сенсационное сообщение о динозавре Ванюше, как назвали его палеонтологи, т.к. самые первые хвостовые позвонки нашел Иван Болотский. Три года понадобилось для извлечения скелета динозавра. Затем ученые изучали его остатки, описывали. После этого было дано научное название – олоротитан архаринский (olorotitan arharensis), что можно перевести как «лебедь великий из Архары».
Теперь слепок скелета 10-метрового «лебедя», выполненный в Бельгии с высокой степенью точности, из специального легкого пластика, фибергласа, находится в палеонтологической лаборатории Института геологии и природопользования (ИГиП) ДВО РАН. Подлинные кости олоротитана хранятся здесь же, в палеонтологической лаборатории ИГиП.
Amurvisit.ru благодарит Палеонтологический музей АмурНЦ ДВО РАН
за предоставленную информацию
Художник: Андрей Атучин
Амурский областной краеведческий музей
Музей находится в одном из красивейших зданий города, построенном в начале XX века торговой фирмой «Кунст и Альберс». Здание было спроектировано по подобию московских торговых рядов, которые теперь известны как ГУМ.
Описание: На углу улиц Американской (ныне переулок Святителя Иннокентия) и Большой (ныне ул. Ленина)в Благовещенске было возведено великолепное каменное здание, которое украшает город до сих пор. Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского — один из старейших на Дальнем Востоке.
Дата основания музея — август 1891 года. В настоящее время музей находится в одном из красивых зданий города, построенном в начале века торговой фирмой «Кунст и Альберс». Основателями фирмы были Густав Кунст и Густав Альберс. Компаньоны родились в Гамбурге, а знакомство их произошло в Шанхае. Весной 1891 г. в Благовещенске ожидали приезда наследника царского престола Николая Александровича Романова. Золотопромышленники построили на берегу Амура павильон, в котором выставили макеты приисков, фотографии, образцы золотоносных пород и самородки. А когда наследник престола отбыл, все экспонаты выставки (кроме золота) были подарены городу. В 1995 г. музею было присвоено имя выдающегося краеведа Амурской области Т.С.Новикова-Даурского, проработавшего в музее 34 года.
Материалы музея, развернутые в 26 залах, рассказывают о природных богатствах и истории развития Амурской области с древнейших времен до наших дней. Разнообразные подлинные коллегии музея, среди которых археологическая, нумизматическая, этнографическая, художественная, коллекция предметов народного творчества и др. — насчитывают более 180 тысяч единиц хранения.Особый интерес у посетителей вызывает экспозиция отдела природы, где показана щедрая природа Амурской области, ее богатые недра: золото и уголь, минералы и руды, окаменелые останки растений и многое другое. Есть здесь и «пришелец» из космоса — Усть-Нюкженский метеорит весом 44,5 кг. Наличие в музее разнообразных коллекций позволило оформить экспозиции исторического и современного развития края, где представлены подлинные документы, фотографии, предметы, многие из которых уникальны. Отдельные залы рассказывают о литературном и художественном Приамурье.
Интересное собрание предметов культуры народов Китая, Кореи, Японии и Монголии вошло в постоянно действующую выставку «Искусство стран Востока». Регулярно оформляются и работают многочисленные выставки по различной тематике из фондов музея, других регионов страны и зарубежные. Материалы музея экспонировались в Японии, Китае.В 1997 году в музее работала международная выставка «Перекрестки континентов. Культура коренных народов Дальнего Востока и Аляски», посвященная истории, этнографии и искусству коренных народов Северной части Тихого океана. Музей имеет собственные издания по краеведческой тематике: «Амурский краевед» (информационный вестник), «Записки Амурского областного краеведческого музея и общества краеведов». Ежегодно музей посещают более 200 тысяч человек, в том числе и иностранных туристов. Более 70 % посетителей музея — учащаяся молодежь. Для них проводятся обзорные и тематические экскурсии, учебные лекции, разработаны различные мероприятия.Приглашаем совершить экскурсию по экспозициям и выставкам Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. Посещение музея — это увлекательное путешествие «На грани прошлого с грядущим».
Зданию Амурского областного краеведческого музея уже больше 100 лет. Это здание было одним из многих магазинов преуспевающей фирмы. Русский магазин для немецких купцов построили китайские рабочие. Так и появился этот памятник архитектуры – универмаг «Кунст и Альберс» был готов в 1894 году.
Здание было спроектировано по подобию московских торговых рядов, которые теперь известны как ГУМ. Проектом руководил инженер Эдуард Шеффер. Китайских каменщиков доставили из Владивостока. Здание возводилось по частям. Как говорят сейчас, «в три очереди». Сначала построили левое крыло, потом центральную часть, и так далее. Третью часть достроили почти через 20 лет после того, как начали первую.
Стиль, в котором выстроено здание, называется русское узорочье – эклектика, смешение разного. Еще одно название – псевдорусский стиль, при котором кирпичная кладка стилизована под деревянное зодчество. Строители не придерживались каких-либо строгих канонов. По высоким окнам первого этажа – там были витрины – сразу заметно, что здание строили под магазин. В помещении было несколько входов.
Покупатели входили в магазин с главного углового входа (он сейчас заложен). В каждом торговом зале также был отдельный вход. Сейчас проемы заложены, низ заложен, но приглядевшись, можно увидеть, что там были входы в магазины.
В самом начале ХХ века после пожара часть здания пришлось обновлять. Это заметно изнутри – деревянные стропила тогда заменили на более современные, металлические. А в другой половине оставили деревянные. На чердаке музея еще сохранились старые печные трубы, хотя самих печей давным-давно нет. Некоторые стропила тоже стоят с времен постройки здания. Этим бревнам уже больше 100 лет.
После революции в здании магазина размещались различные организации: редакция «Амурской правды», комитет комсомола. И только в 1984 году бывший магазин стал краеведческим музеем.
По материалам амур.инфо
© Видео. Цикл «История одного дома»
Министерство культуры и архивного дела Амурской области & Телекомпания «Альфа-канал»
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского предлагает в декабре 2013 года
http://www.museumamur.ru/afisha.html
Лотос Комарова
Реликтовое растение, занесенное в Красную книгу. В Приамурье самые большие плантации лотосов растут в Хинганском заповеднике. Каждый год сюда со всего Дальнего Востока приезжают сотни туристов, чтобы полюбоваться на цветок.
Этот цветок совместил в себе несовместимое. С одной стороны, пережил даже ледниковый период. Семена растения не замерзают при сильных холодах, а впадают в анабиоз. При этом биологические процессы замедляются, и цветок выживает. С другой стороны, он очень нежный и ранимый – не растет в загрязненных водоемах. Если в озере растут лотосы, значит, с экологией все в порядке.
Лотос – очень нежный цветок. Это растение занесено в Красную книгу и его нужно беречь. Если его срезать, через час лепестки начнут осыпаться, а если в бутоне его срезать, то бутон уже никогда не раскроется.
С лотосом Комарова связано одно заблуждение – в отдельный вид растение выделил вовсе не видный советский ботаник Владимир Комаров, а советский ботаник Александр Гроссгейм, который назвал цветок в честь Комарова.
Большие и розовые цветы расцветают только раз в году – цветение начинается с двадцатых чисел июля и продолжается до двадцатых чисел августа. Но в последние пару лет цветы появляются всё раньше и раньше, уже примерно на неделю. Это связывают с общим потеплением климата. Каждый лотос цветет в течение пяти-восьми дней.
Только что распустившиеся бутоны ярко-розового цвета, а лотосы постарше имеют более бледный оттенок. В Приамурье самые большие плантации лотосов растут в Хинганском заповеднике. За сезон в заповедник со всего Дальнего Востока приезжают сотни туристов, чтобы полюбоваться на цветок.
Автор фото: Степанов Антон Евгеньевич