Саратовские водохлебы

08.02.2013 | Музеи

Не бойтесь краеведческих музеев! Забудьте ваши школьные воспоминания, когда экскурсоводы брали вас измором возле неприметного куска железа в стеклянной витрине…

Дореволюционный Саратов смотрелся не менее живописно, чем современный. Впрочем, и водопровод был не хуже…

Краеведческие музеи в Саратове и Энгельсе (городе-спутнике Саратова) неожиданно предстанут перед вами лабораторией мифов, расширяющей представления о географии, истории и вашем месте в этой истории. Здесь вам расскажут о саратовском озере, которого никогда не было, о легендах Глебучева оврага и о том, как правильно составить… «атлас рима» – именно так, с маленькой буквы «р».

Городской водопровод на общественных началах

В конце прошлого года здесь открылась выставка «Завокзалье. Гришинские родники». Музейные работники задались целью привлечь внимание к проблеме чистой питьевой воды. Выставка посвящена саратовскому полицейскому приставу Василию Гришину, который в середине XIX в. на собственные средства построил первый в городе водопровод… из стволов дуба, надолго ставший достопримечательностью Саратова. До этого саратовцы пили воду из Волги, ее возили бочками, продавали за деньги. Население при этом страдало как от нехватки воды, так и от разного рода кишечных эпидемий.

Благодаря энтузиазму пристава Гришина город получал чистейшую родниковую воду, и жители могли свободно пользоваться ею. На выставке можно увидеть фрагменты гришинского водопровода, брошюру о нем, написанную его внуком, а также видеоинсталляцию с бесконечно струящейся водой.

Это уже вторая выставка Саратовского областного музея краеведения, которая проходит в рамках проекта «Атлас рима. Руководство саратовскому водохлебу». Необычный проект получил поддержку Благотворительного фонда Владимира Потанина. В течение года музейщики должны провести архивные и полевые исследования и выпустить «Атлас рима: aquaepotator Saratoviensis» – альбом-путеводитель по родникам, имеющим историческое и художественное значение. «Рим» в данном случае является собирательным образом города, снабжаемого чистой водой из естественных источников.

– Мы не случайно придумали такое название, – объяснил Игорь Сорокин, автор проекта и музейщик. – В том смысле, что Рим до сих пор пьет чистую родниковую воду, идущую в город с гор по акведукам.

Музейная долина… на дне оврага

Это уже не первый в Саратове оригинальный межмузейный проект, который так или иначе связан с водой. Несколько лет назад саратовские историки, географы, художники объединились в группу и стали исследовать новое направление.

Идеологом проекта «Саратовское озеро. Сакральная география» стал Александр Башкатов, преподаватель Саратовского государственного университета

Первый проект под названием «Музейная долина» придумали в Доме-музее знаменитого русского художника Павла Кузнецова. Будучи в Саратове, обязательно загляните в этот дом, который, словно теремок, стоит на склоне Глебучева оврага. Сейчас здесь мемориальный музей художника. Восемь лет назад заведующим музеем был тот самый Игорь Сорокин. Он и пригласил ученых, чтобы исследовать Глебучев овраг – историческое место, вокруг которого развивался Саратов и которое ныне превращено в свалку и сточную канаву. При этом на дне оврага в ветхих лачугах живут люди. Ученые с группой добровольцев «раскопали» и записали местные, «овражные» фольклор, легенды, мифы и символы. Этот уникальный материал они не только опубликовали в виде статей, но и «визуализировали» с помощью всевозможных перформансов.

– Мы хотели вложить в головы горожан, что у «городского дна» – Глебучева оврага есть потенциал, и оно может быть прекрасно, а не ужасно! – рассказывает Игорь Сорокин. – Оказывается, раньше здесь протекала река, впадавшая в Волгу, и у нее было имя! Самое интересное, что эта река существует и ныне, только она закрыта в трубе.

Музейный проект – как мост на родину

У «Музейной долины» родилось продолжение – в виде проекта «Саратовское озеро. Сакральная география», реализованного на базе Энгельсского краеведческого музея. Идеологом оригинального проекта стал географ Александр Башкатов, преподаватель Саратовского государственного университета. Он принадлежит к той же группе ученых и краеведов, исследующих водные ресурсы среднего Поволжья.

– Саратов тянется вдоль Волги 30 километров, это наша «домашняя» река, – рассуждает Александр Башкатов. – Но существует проблема: мы, волжане, Волгой в общем-то не живем. Волга отрезана от городской среды промышленной инфраструктурой. И к своей реке житель Саратова может выйти только на набережной – и то, чтобы посмотреть на нее. У нас даже нет своего городского пляжа: он находится на острове, на который надо пройти по мосту. И чтобы искупаться в реке, жители Саратова должны заплатить деньги.

– Получается, что мы, живя у священной реки, определившей русскую государственность, – продолжает ученый, – от нее отрезаны, мы с ней не взаимодействуем как с пространством. Продолжая традиции «Музейной долины», мы сделали Волгу предметом культурологического, исторического и социального исследования.

Назвав проект «Саратовское озеро», мы попытались привлечь внимание к тому, что Волга сейчас находится в ином состоянии. Это не та река, которую мы знаем из классической литературы, описаний и путеводителей XIX в.. Это каскад колоссальных прудов, разделенных плотинами ГЭС; по сути, она стала не рекой, а волгохранилищем! Другие люди живут по ее берегам, другие песни поют. На преодоление этого разрыва, на возвращение людей на свою родину и был направлен наш проект.

Водную гладь между Саратовом и Энгельсом впервые стали рассматривать не как разделяющий, а как объединяющий фактор. «Картографы сакральности», как называли себя исполнители проекта, организовали экспедиции по волжским просторам, засели в архивах, призвали художников. Над собранным материалом работали на заседаниях в Энгельсском краеведческом музее, на островах у костра, на борту катеров…

Результатом этой работы стали несколько выставок и книга с провокационным названием «Саратовское озеро. Мифопоэтический атлас», которую и сейчас можно найти в музее. Это популярное художественное издание включает эссе, литературные зарисовки, фрагменты документальных источников, научно-популярные статьи, легенды и воспоминания жителей Саратова и Энгельса.

Однако в первую очередь эта книга – атлас с множеством карт, планов и фотографий, предлагающий по-новому взглянуть на водное пространство великой русской реки. Изучив его, каждый сам для себя решает, на какой земле он живет и кем ей приходится.

В Энгельсском краеведческом музее, кроме того, можно увидеть самую большую коллекцию картин художника Якова Вебера, узнать, где приземлился Юрий Гагарин, и удивиться изысканности курительных трубок поволжских немцев, ведь Энгельс, бывший Покровск, прежде был столицей республики немцев Поволжья.

Сегодня на «срединной» русской саратовской земле, как ни пафосно это, может быть, прозвучит, рождается новый образ краеведческого музея – интеллектуального, творческого, вызывающего желание вернуться к родным истокам, на неизвестную нам родину.

СПРАВКА

«Меняющийся музей в меняющемся мире» – конкурс музейных проектов. Проводится с 2003 г. Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Конкурс ориентирован на поддержку инновационных подходов в музейном деле, которые способствуют активной адаптации музеев к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни. За семь лет существования конкурса было прислано более 3000 заявок из 78 регионов страны, 137 из них получили грантовую поддержку.

Журнал «Отдых в России» – информационный партнер программ Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Первая публикация».

Сайт конкурса: museum.fondpotanin.ru



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest