Бизнес-туризм в нашей стране — явление относительно новое. Наибольшая активность приходится на Москву и Санкт — Петербург.
Это, конечно, не значит, что лет 20-25 назад сотрудники российских компаний не ездили в командировки или не участвовали в международных выставках. Все это было. Только вот процессы, связанные с организацией деловых поездок и закупкой соответствующих услуг, протекали достаточно бесконтрольно и, как правило, отдавались на откуп секретарям.
Профессиональные игроки на рынке, представленные несколькими глобальными поставщиками из авиационной и гостиничной индустрии, были, скорее, редким исключением из правила, ведь инвестировать в то ли зарождавшуюся, то ли разрушавшуюся российскую экономику рисковали не многие. Термин «тревел-менеджмент» и вовсе звучал как послание из далекой галактики.
Все изменилось в середине 1990-х годов, когда в нашу страну потянулись международные компании. И дело не только в том, что необходимость поддерживать тесное взаимодействие между локальными и глобальными офисами резко увеличила количество бизнесменов в общем туристическом потоке. Обмен опытом, поиск новых партнеров и освоение перспективных рынков — все это, конечно, было и стимулировало рост деловых поездок, перспективность вложений в которые понимали все больше и больше предпринимателей.
Важно другое: глобальные компании «спровоцировали» зарождение тех основ корпоративной структуры, без которых невозможно цивилизованное и систематическое развитие экономики, — в том числе и такой отдельно взятой отрасли, как деловой туризм.
Именно в этот стратегический момент, когда российский бизнес начал наращивать обороты, перед многими компаниями впервые встала проблема систематизации корпоративных тревел-процессов.
Спрос рождает предложение, никогда не наоборот. «Первыми ласточками» на российском рынке стали глобальные поставщики авиационного и гостиничного сектора. Постепенно возникла и потребность в профессиональных агентствах делового туризма в современном понимании этого слова, что привело к разделению туристической отрасли: были созданы сетевые компании, туроператоры, работающие в сегменте B2C, остались кассы по продаже авиабилетов и появились первые тревел-менеджмент компании (ТМС). Говорить на профессиональном языке постепенно стали и корпоративные покупатели. Деловой туризм в России вышел на новый уровень.
Сегодня российским рынком бизнес-тревел всерьез заинтересовались ведущие международные игроки индустрии. Об этом говорит и приход в нашу страну крупнейших отраслевых ассоциаций — ACTE (Association of Corporate Travel Executives, Ассоциация корпоративных управляющих деловыми поездками) и GBTA (Global Business Travel Association, Международная ассоциация делового туризма).
Впечатляют и финансовые показатели. В 2013 году мы провели масштабное исследование российского рынка делового туризма, итогом которого стал аналитический отчет The Business Travel Year Book, содержащий детальную информацию о ситуации в отрасли и прогнозы ее развития на 2014 год. Эксперты АБТ отметили, что в 2012 году объем рынка бизнес-тревел в России составил 440 млрд рублей, а уже в 2013 году этот показатель достиг 471 млрд рублей. Индекс въездного туризма за эти годы увеличился на 15%, причем мы говорим именно о сегменте бизнес-тревел. Подобный темп позволяет прогнозировать бурное развитие индустрии в ближайшие годы, причем рост объемов рынка в 2014 году составит не менее 7%. Будет наблюдаться повышенный интерес к профессии тревел-менеджер, во многих компаниях будут сформированы тревел-отделы и тревел-департаменты.
Наибольшая деловая активность приходится, конечно, на Москву и Санкт-Петербург, ведь здесь расположены штаб-квартиры как глобальных, так и российских компаний. И подобная «централизация бизнеса» становится одной из важнейших проблем индустрии, поскольку серьезно тормозит развитие регионов, в частности, гостиничного сектора.
Каждый, кому хоть раз приходилось ездить по делам компании, знает, как сложно бывает найти в российской глубинке гостиницу, где деловому путешественнику будут предоставлены комфортные условия для качественного выполнения служебных обязанностей вне офиса.
Серьезной проблемой отрасли можно считать и ее технологическую отсталость. В частности, это касается использования инструментов онлайн-бронирования авиа- и гостиничных услуг, подобных тем, которыми за рубежом много лет уверенно пользуется не только B2C, но и корпоративный сегмент. Пришло время перейти от количественного накопления информации о том, что онлайн — это полезный и эффективный инструмент, к попыткам работать с ним.
Любая индустрия, особенно сервисная, развивается медленно. Однако сегодня уже можно говорить о том, что российский рынок бизнес-тревел выходит из «зоны ожидания» и готовится к росту. Необходимость конкурировать в условиях глобальной экономики стимулирует компании инвестировать в деловые поездки, что делает деловой туризм приоритетным направлением деятельности для большинства компаний. Предприниматели понимают, что поездки в интересах компании — это эффективный механизм сохранения существующих и привлечения новых клиентов и партнеров, а значит, одна из наиболее перспективных долгосрочных инвестиций, важнейший катализатор роста продаж и получения прибыли.
Источник: www.rg.ru