Днем рождения Волгограда принято считать 2 июля 1589 года. Именно тогда царем Федором Иоановичем была подписана грамота о постройке на левом берегу Волги острога для защиты южных окраин Московского княжества от кочевников. Постоянной угрозой для южных границ была Крымская орда, находившаяся под влиянием султанской Турции.
Древний Царицын
В начале XVII века острог был перенесен на правый берег Волги, а на месте впадения в нее речки Царицы (от татарского сарысу – желтый остров) и было решено основать город – Царицын, будущий Волгоград. Некоторые исследователи видят в названии реки Царица измененное название татарского города Сарачин, который якобы находился на месте Царицына. По одной из легенд река названа так в честь дочери хана Золотой Орды, которая за принятие христианства по велению отца была сброшена с обрыва в реку.
С 1667 года начинается военная история города – крестьянские восстания и участие в крестьянской войне Степана Разина, борьба с постоянными набегами крымских и кубанских татар. После того, как в 1717 году в результате одного из крупнейших набегов кочевников Царицын был разгромлен, возникла крайняя необходимость создания сторожевой укрепленной линии на территории между Волгой и Доном, более устойчивой к набегам враждующих племен.
Такая линия протяженностью в 60 км между Царицыном и Паньшино была построена в 1718–1720 годах по указанию Петра Первого. Это было крупнейшее для того времени оборонительное сооружение, состоящее из глубокого рва и вала высотой 12 метров. Сторожевой вал имел деревянные палисады, 23 форпоста и пять земляных крепостей. Для несения сторожевой службы на царицынскую укрепленную линию были поставлены регулярные войска и донское казачество. Остатки этой линии в виде земляного вала до сих пор хорошо видны на территории районов, прилегающих к областному центру.
Вслед за тем с учетом новых требований военной техники, в частности артиллерии, была реконструирована и сама Царицынская крепость. По свидетельствам летописцев, царь Петр, посетив Царицын в 1722 году, сочинил и собственноручно составил на бумаге проект этой крепости в виде четырехугольной бастионной цитадели, укрепленной земляными валами.
Что же касается гражданских сооружений, то планировка города и его архитектурный облик изменялись довольно медленно. Так же неспешно росло население, изменялись условия и образ жизни поселенцев. В 1728 году образовалась зацарицынская часть города, где селились ремесленники, обслуживающие судоходство, а также станичники волжского казачества. Город в основном продолжал оставаться деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви строились из камня.
После строительства укрепленной сторожевой линии и организации ее регулярной охраны Нижнее Поволжье стало постепенно заселяться, что в значительной степени регулировалось правительством. В 1731 году сюда на поселение было направлено свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско.
В 1765 году впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей людей из-за рубежа селиться в России, появляются иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет. В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии.
Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов – Астрахань возникла колония, получившая от речки Сарпы, на которой она расположена, название Сарепта. Ее первыми поселенцами оказались последователи Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследований католического духовенства. В те же годы появились окрестные села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и другие. Здесь активно стали развиваться ремесленничество, переработка семян подсолнечника и горчицы, мануфактура.
С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII века границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город упразднил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии, каких много. Градостроительство в это время практически не осуществлялось: если в 1825 году в Царицыне насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов, то к 1860 году к ним прибавились всего один каменный дом и 210 деревянных.
Купцы называли его «Русским Чикаго»
Во второй половине ХIХ века после проведения железных дорог и возникновения судоходства в Царицыне активно начала развиваться промышленность – металлургическая, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая. Город бурно рос: появлялось много новых домов, магазинов, гостиниц, ресторанов. В 1880 году был построен нефтепромышленный городок знаменитых братьев Нобелей, который в дальнейшем вырос в крупнейший по тем временам нефтепромышленный комплекс. Царицын был телефонизирован, в 1913 году пущен новый трамвай и установлены первые электрические фонари. Город являлся крупнейшим промышленным, торговым и транспортным узлом нижнего Поволжья. Перевалка леса, соли, зерна, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным и судоходным компаниям огромные прибыли. «Русское Чикаго» — так называло Царицын российское купечество.
XX век принес городу много изменений – грянула гражданская война. В 1918-20 г.г. между белой и красной армиями шли ожесточенные бои за Царицын, имевший важное стратегическое значение. Саратовская губерния, в которую тогда входил город, обеспечивала Центр России хлебом, а нефть, поступавшая из Баку, транспортировалась по Волге. 3 января 1920 года в городе была установлена Советская власть.
В 1925 году Царицын был переименован в Сталинград и стал столицей новой Сталинградской области СССР. В разгар индустриализации здесь был построен первый в истории Союза тракторный завод-гигант, крупнейшая по тем временам теплоэлектростанция и огромная судоверфь, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год и буксирные теплоходы.
Легендарная Сталинградская
Новые градостроительные планы города и мирное течение горожан прервала Великая Отечественная война. Уже в первые месяцы войны заводы Сталинграда начали выпускать различные виды военной техники. Одновременно строились и оборонительные рубежи вокруг города, к которому приближались гитлеровские войска.
В августе 1942 года фашисты прорвали фронт и вышли к Волге. Город подвергся жесточайшей бомбардировке. Вражеская авиация разрушила нефтехранилища, расположенные вдоль берега Волги, и горящая нефть, плывя по реке, зажигала суда, деревянные причалы и береговые сооружения. Клубы черного дыма над Волгой, изображенные в Волгоградском музее панорамы есть не что иное, как горящие постройки нефтяного городка братьев Нобелей.
Шесть с половиной месяцев продолжалась легендарная битва. Защитники Сталинграда проявили беспримерное мужество, изматывая превосходящие силы противника. В ноябре 1942 года советские войска перешли в наступление, а 2 февраля 1943 года гитлеровская группировка под Сталинградом была полностью разгромлена.
В результате ожесточенных боев город был превращен в руины. В его центральной части не осталось ни одного уцелевшего здания. Было сожжено и разрушено около пятидесяти тысяч домов – более 90% жилого фонда. Выведенными из строя оказались все предприятия, а 48 заводов, оснащенных по тому времени современным оборудованием, были разрушены до основания. Несмотря на заверения мировой общественности, что город не подлежит восстановлению сталинградцы принялись восстанавливать, а точнее, строить новый город.
С 1961 года, после осуждения культа личности Сталина, город стал носить имя Волгоград. К этому времени в южной части города был построен Волго-Донской судоходный канал, превративший Волгоград в порт пяти морей. Сейчас Волгоград – один из крупнейших и красивейших городов России протяженностью более 80 км и с площадью городских земель почти 56,5 тысячи гектаров. В нем проживает миллион жителей свыше ста национальностей.