Россию поняли умом

Традиционно русские, в отличие от жителей Запада, являются носителями коллективистской культуры, однако в последнее время многие исследователи фиксируют кардинальные изменения – наши ценности становятся другими.
Список ценностей – 18 ценностей-целей (смысл жизни) и 19 ценностей-средств (личностные и деловые качества) был предложен 373 респондентам из 19 сельских и городских районов Костромской области. Оценить каждый пункт предлагалось по пятибалльной системе. Мы первыми печатаем результаты этого пороса.

Еще витает призрак коммунизма

Первые вопросы костромичам были о ценностях-целях, то есть о смысле жизни.
Как видно из таблицы, у горожан еще крепок социалистический дух коллективизма, для них важно и наличие друзей, и забота о детях, и любовь, и авторитет, и духовные ценности, и счастье. А вот самоуважение – одно из главных индивидуалистических приоритетов у русских лишь на 2-м месте, материальный достаток – на 7-м, дом и квартира – на 11-м, стремление зарабатывать деньги честным путем – на 14-м.

Объяснение лежит, по мнению исследователей, в следующем. С одной стороны, русские всегда были склонны к самоуничижению. С другой – в современных социальных, политических и экономических условиях, когда идет резкое расслоение общества по социальным и этническим основаниям и не на кого полагаться, русские ищут внутреннюю опору в друзьях и… духовности.
В-третьих, выдвижение на первое место ценности «друзья» может быть объяснено традицией. Показателем высокой значимости дружбы среди русских являются многочисленные пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух» и т.п. В прошлом дружеские отношения выражались в духовной близости, в эмоциональной и материальной поддержке друг друга. Рыночные отношения закрепили и даже трансформировали эту ценность. Дружба стала одним из способов выживания в современных условиях, способом реализации личностных устремлений за счет широкого круга знакомых и друзей. По сути, коллективизм реализовался в дружеских взаимоотношениях, люди считают, что именно в среде друзей можно найти поддержку собственному самоуважению, занимающему в опросе 2-е место.
А вот рыночные ценности пока еще не заняли ведущих позиций. В середине списка – гражданская позиция (национальная безопасность страны).
Ценность здоровья и религиозность занимают последние места, что свидетельствует о том, что не в традициях русских заботиться о своем здоровье – физическом и духовном. Религиозность вообще среди городских жителей на последнем месте. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что проявление религиозности в годы Советской власти не только не поощрялось, а, наоборот, осуждалось. В настоящее время духовный вакуум стала заполнять религия. Авторитет Православной церкви постепенно укрепляется, а число людей, посещающих церкви, растет. Вместе с тем для публичного признания верующими своих взглядов требуется определенное гражданское мужество. С учетом же традиционной стеснительности русских заявить вслух о вере в Бога для многих респондентов представляется достаточно трудным.
И еще. «Жизнь с комфортом» как ценность не актуальна для респондентов и занимает предпоследнее место. Такой результат подтверждает и ответ президента России Владимира Путина во время всероссийской телевизионной встречи с жителями страны. На вопрос, за что ему стыдно как президенту, Владимир Владимирович ответил, что стыдно ему за бедность многих российских граждан.

Село думает иначе

Анализ ценностей-целей по сельской выборке показывает следующую картину. Оценки как коллективистских, так и индивидуалистических ценностей имеют другое, нежели у городских, распределение. Так, коллективистские ценности-цели для сельских жителей оказываются более выраженными. Главное для них – наличие друзей (как и у городских жителей), семья, положение в обществе, счастье, репутация и отношения с родственниками. Индивидуалистические ценности получают все большую значимость и в сельской местности (самоуважение и свобода занимают 2 и 5 места). Материальные ценности занимают среднюю и нижнюю половину таблицы. Гражданская позиция сельских жителей также находится в начале второй половины списка.
Общие выводы таковы: во-первых, коллективистские ценности, как для городских, так и сельских жителей, преобладают. Вместе с тем индивидуалистические цели в сельской местности выражены больше, чем у горожан. Во-вторых, выраженность рыночных ценностей-целей у городских и сельских жителей практически одинакова. То же самое можно сказать и в отношении нерыночных ценностей.

Гость, он всегда от Бога

О личных и деловых качествах русского народа говорят результаты следующего опроса.
В коллективистские ценности горожан входят гостеприимство (1 место), чуткость (6) и уважение к старшим людям (8). Названные ценности являются традиционными для русского этноса. Ценности – ответственность (2), профессионализм (3) и исполнительность (7) – говорят о том, что рыночные отношения реально формируют упомянутые личностные качества среди горожан и повышают их значимость для образа городских жителей. Высокие приоритеты названых ценностей влияют на социализацию русских и, по-видимому, будут усиливаться в будущем.
Из индивидуалистических ценностей проявляются настойчивость – настоять на своем решении) (5) и независимость – смелость в изложении своих взглядов) (11), что свидетельствует о появлении элементов процессов демократизации на личностном уровне. Доброжелательность, честолюбие, терпимость и гибкость занимают последние места.
Честолюбие заняло 17 место, и это объясняет то, что русские люди традиционно не очень стремятся к славе и не тщеславны, чему, видимо, способствовали история русского этноса и православная религия. Россия в прошлом была крестьянской страной, что само по себе говорит об активности русского населения (всего лишь около 150 лет назад отменили крепостное право).
Православие формировало среди верующих скромность, неприхотливость, непритязательность, бесхитростность, покорность и пр. Менталитет крестьянской общины предполагал оказание взаимной поддержки друг другу, осуждал повышенную активность («Не высовывайся!») и др. «Честолюбие», являясь характерной особенностью индивидуалистического общества, не только в русской коллективистской культуре, но и в советское время наказывалось. Низкому месту «честолюбия» способствовало и то, что русский этнос традиционно относится к обществу с большой дистанцией власти (иерархия во властных структурах считается незыблемой; подчиненные рассчитывают на то, что скажут им делать руководители и пр.).
При советской власти формировалась «активная жизненная позиция», но, как было отмечено выше, «честолюбие» не поощрялось. К тому же, в СССР отсутствовал ЦК компартии России (остальные 14 национальных республик имели такой орган), который бы защищал интересы русского этноса, что, в целом также не способствовало поднятию активности и формированию честолюбия среди русских. В целом можно сказать, что в социальном генофонде русских «честолюбие» как ценность не только не поощрялось, а, наоборот, осуждалось. В США, по данным М. Рокича, честолюбие среди белых американцев занимает 3 место, среди афроамериканцев – 6, американских мужчин – 2, американских женщин – 6, американцев-ученых – 9. По-видимому, эти обстоятельства объясняют ситуацию, что после событий 1991 г. среди миллиардеров в России не очень много представителей русского народа (хотя русский этнос в стране самый многочисленный).
Старших на селе все еще уважают
Коллективистские ценности деревни по сравнению с городской выборкой проявляются ярче: гостеприимство – 1 место, уважение к старшим людям – 2, чуткость (отзывчивость) – 8, вежливость – 9. Примечательно, что в сель-ской местности, наряду с традиционным гостеприимством, проявляется и уважение к старшим людям. Объяснение этому факту заключается в том, что в городе существует общественный контроль за поведением, а в селе, так как люди хорошо знают другу друга, проявляется личностный контроль. Далее ведущие места занимают ценности, необходимые для рыночных отношений (ответственность – 3, исполнительность – 4 и профессионализм – 7). Высокая значимость этих ценностей говорит о том, что экономические отношения стали существенными и отражаются в личностных особенностях сельчан.
Индивидуалистические ценности расположены во второй половине списка ценностей (настойчивость, в форме стремления настоять на принятии своего решения – 10 и независимость, выраженная в смелом изложении и отстаивании своего мнения, – 12). Закачивается список красноречивостью (13), самоконтролем (14), честолюбием (15), рационализмом (16), доброжелательностью (17), гибкостью (18) и терпимостью (19).

Чем «смысл жизни» мужчин отличается от женского?

Исследования выявили, помимо прочего, и так называемые гендерные ценности русских людей, то есть ценностные приоритеты мужчин и женщин в отдельности.
Методика выявления ценностных ориентаций основана на подходе американского исследователя М. Рокича. Она была нами переработана для использования среди разных этносов и включала 18 ценностей-целей и 19 ценностей-средств. Интенсивность проявления каждой ценности оценивалась по пятибалльной системе. Выборка включала 610 опрашиваемых из всех районов Костромской области разных возрастных и профессиональных групп.
Сравнение ценностей-целей мужчин и женщин показывает, что в целом они близки. Наибольший интерес представляют следующие позиции. «Свобода» у мужчин находится на 8, а у женщин на 10 месте; «равенство» у мужчин на 12, а у женщин – на 15 месте. Это свидетельствует о том, что демократические ценности не занимают пока ведущее положение (хотя у мужчин они предпочтительнее).
«Национальная независимость страны» у мужчин занимает 9, а у женщин 12 место, что говорит о гендерных различиях в их гражданской позиции. Интересно близкое совпадение ценности «вера в Бога» (как одна из духовных ценностей) у мужчин – 3,9 балла, у женщин – 3,8.
Сравнение ценностей-средств мужчин и женщин показывает, что в целом они близки или совпадают. Наибольший интерес представляют следующие позиции. Верхние места занимают ценности, свидетельствующие о коллективизме, доброжелательности и жизнерадостности русских. Четко проявляются различия в независимости мужчин и женщин (у первых эта ценность занимает 4, а у вторых 9 место) и в гибкости жизненной позиции (у мужчин – 6, а у женщин – 10 место).
Кроме того, честолюбие у мужчин занимает 9, а у женщин 13 место; чуткость (отзывчивость) у мужчин находится на 10, а у женщин на 6 месте. Различия имеются и в занимаемых местах ценности «вежливость» (11 и соответственно 8 место). Прогностичность у мужчин занимает 13, а у женщин 15 место. Честность у мужчин находится на 15, а у женщин на 12 месте. По нашему мнению, часть различий в местах, которые занимают ценности, объясняется прирожденными особенностями (к примеру, чуткость или отзывчивость) и социальными условиями (например, независимость и честолюбие). Проявление «независимости» свидетельствует о появлении элементов процессов демократизации на личностном уровне (у мужчин она находится на более высоком месте).
Ценности «профессионализм» и «ответственность» заняли достаточно высокие места, что говорит о том, что рыночные отношения реально формируют упомянутые личностные качества среди мужчин и женщин Костромской области. Из индивидуалистических ценностей у мужчин проявляется независимость. Честолюбие находится во второй половине ценностей, что также свидетельствует о том, что русские люди традиционно не очень стремятся к славе и не тщеславны.
Выявленные гендерные различия в ценностях мужчин и женщин свидетель-ствуют о реальных изменениях в образе жизни русских после событий 1991 года.

По материалам сотрудников Института психологии РАН и Костромского госуниверситета Е. Резникова. В Садова, Н Фетискина, Н. Колиогло



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest