Российский туризм: игра без правил

Когда туризм, по воле президента, был выведен из структуры Минэкономразвития, многие журналисты били тревогу. “Понижен статус отрасли! На развитии туризма поставлен крест!” – кричали год назад газеты и журналы. По Москве и Питеру прокатилась волна пресс-конференций и “круглых столов”, где оставшиеся не у дел чиновники публично искали пути спасения российской туротрасли.

Когда же все вернулось на круги своя и те же люди под крышей того же министерства снова начали обустраивать туризм, резонанс оказался куда менее громким. Заполучив обратно свои портфели, чиновники мигом утратили разговорчивость. Проблема рассосалась, и пресса, видимо, стала ненужной. Директор Федерального агентства по туризму г-н Стржалковский в очередной раз перенес интервью нашему корреспонденту под предлогом сверхзанятости. Да и список накопившихся вопросов показался пресс-службе агентства “очень большим”.
Что ж, в таком случае пусть о роли государственного органа управления туризмом рассуждают те, кто непосредственно варится в этом “котле”. Это ведь их, в первую очередь, пугали “понижением статуса отрасли”. Мы обратились к представителям турбизнеса – ведущим операторам на рынке внутреннего и въездного туризма – с двумя вопросами:

1. Как перестановки в правительстве отразились непосредственно на вашей работе? Приветствуете ли вы воссоздание федерального органа управления туризмом, по сути, в прежнем виде?
2. Какие шаги, на ваш взгляд, должны стать для вновь созданного агентства по туризму первоочередными?

Михаил Романов, генеральный директор компании “Орфей”

1. Мы не заметили воссоздания государственного органа управления туризмом. Собственно, мы и до этого не замечали, что подобный орган существует. Главное, что нам не мешали.
2. Я об этом говорил уже не раз. К глубокому сожалению, россияне хорошо знают, что мечты сбываются в Египте, что Испания оставляет следы, а ритм жизни можно ощутить в Турции. А вот что происходит в России на сегодняшний день, не знает никто. Потому что государственный орган управления туризмом в силу разных причин, возможно, и недофинансирования, совершенно не занимается продвижением России – именно для россиян. Это главная беда всех туристических ведомств, которые были, на моей памяти, за последние десять лет.

Валерий Лощиц, генеральный директор компании “Астравел”

1. То, что творилось в правительстве, – это безобразие: нельзя смешивать в кучу спорт, социальные программы и туризм! Совершенно непонятно было, кто там за что отвечает, кто кому подчинен. Создавалось впечатление, что туризм вытолкнули из государственного поля зрения, чтобы потом попросту о нем забыть. Туризм как бы попал под сокращение.
Возвращение туризму прежнего статуса – очень правильное, на мой взгляд, решение. Я понимаю господина Грефа: когда речь идет, скажем, о торговле, о игорных домах, он видит эти отрасли в бюджете, видит в полном объеме их налоговые отчисления. Туризм же как бизнес выпал из экономических схем, стал полупрозрачным. Государство в союзе с крупными туроператорами должно сделать этот вид деятельности “белым”, и потому возвращение туризма в структуру МРЭТ с государственных позиций – очень правильный шаг.
Но непосредственно на работе нашей компании эта чехарда не сказалась. Мы занимаемся своим делом, продвигаем свой турпродукт. И особой помощи от государства в этом, честно говоря, не получали.
2. В нашей стране есть масса проблем – пенсионеры, бюджетники, – и просить сейчас денег у государства на туризм, скажем так, не совсем правильно. Но представлять российский турпродукт на мировых выставках оно должно. Никто не говорит, что нужно раздавать бесплатные места на стендах. Но выкупить большой стенд государство может, потом крупные операторы оплатят часть площади. Это уже не халява, а нормальное вложение денег в раскрутку России.
Нужно договориться о стандартах. У нас полная неопределенность, по каким правилам мы играем, во что мы играем – в футбол руками или в баскетбол ногами? Весь прошлый год спорили, нужна ли сертификация, лицензирование. Я даже не хочу вмешиваться в этот спор, просто нужно прописать в законе: “да” или “нет”. Кто и как будет присваивать “звезды” отелям? Все эти формы, бланки строгой отчетности, принятые еще в советское время, давно устарели… Нужен один “долгоиграющий” закон о туризме. Этот закон должен защищать туроператоров и агентов – участников рынка – от форс-мажора, от авиакомпаний, и от клиентов, кстати, тоже. Ведь права туристов оговорены законом о защите потребителей, а я, занимаясь таким хлопотным бизнесом, как туризм, часто чувствую свою незащищенность. Люди покупают, скажем, самые дешевые объекты, потом приходят с претензиями, дескать, там было “плохо”. А что такое “плохо”, никто не знает. Вот критерии этого “плохо” должны быть четко прописаны в законе.
Ну и конечно, продвижение. Причем здесь я приоритетным считаю внутренний рынок. Европа, упразднив границы, живет за счет внутреннего рынка, он самодостаточен, не зависит от американцев, японцев… Хорошо, конечно, если те приедут, но не приедут – и ладно. Европейцы ездят позагорать в Испанию, покататься на лыжах в Австрию, и емкость этого рынка безмерна. То же можно сказать о Китае – хотя это – одна из самых посещаемых стран мира, доля въездного туризма там невелика. В основном, китайцы сами производят свой турпродукт, сами же его и потребляют. У нас же выросло поколение, которое не знает, где находятся Суздаль, Ярославль, Владимир…

Леонид Исакович, генеральный директор компании “Академсервис”

1. Конечно, эти перестановки не прошли для нас незамеченными. Потому что та работа, достаточно активная, которую вел департамент при Минэкономразвития на протяжении трех лет, была фактически остановлена. Для всей туристско-гостиничной отрасли это был серьезный шаг назад, туризм оказался при агентстве по физкультуре и спорту в роли приемного сына. Было сразу понятно, что проблемы нашей отрасли не станут приоритетными для этого ведомства, да и соответствующих специалистов там не было.
То, что сейчас вновь появился отдельный федеральный орган управления туризмом, к тому же подчиняющийся напрямую премьер-министру, я считаю большим достижением.
2. Нужно решать те задачи, над которыми уже начинал работать прежний департамент по туризму. Это проблема финансовых гарантий для туроператоров. Это работа по совершенствованию законодательства в сфере туризма. Это реализация единой системы сертификации и лицензирования баз размещения. Статус федерального агентства позволяет ему выносить на самый высокий уровень вопросы, которые касаются непосредственно нашей работы, – обсуждать их с таможенной, пограничной службами, другими ведомствами, деятельность которых так или иначе сопряжена с развитием туризма. Вот этим и должно заниматься федеральное агентство.

Ирина Савельева, генеральный директор компании “РВБ Алеан”

1. Мы этого никак не почувствовали. Все, что меня связывало с прежним Департаментом туризма при МРЭТ, – это оформление лицензии. И более ничего.
2. Мы занимаемся внутренним туризмом, отдыхом и лечением в здравницах. Здесь сложился довольно устойчивый рынок, система взаимоотношений с партнерами – санаториями, базами размещения и т.д. Что сейчас делает государство? Оно возобновило некогда свернутые социальные программы по оздоровлению, под которые снова нужны места в здравницах. Это значит, что мы, турфирмы, можем потерять часть квот, какую, пока не ясно. Никто не спорит, социальные программы – важная вещь. Но хотелось бы, чтобы государство считалось и с интересами турбизнеса.
Ну, и конечно, государство должно заниматься продвижением курортов, оказывать туроператорам информационную поддержку.

Михаил Сегал, коммерческий директор компании “Самараинтур”

1. Инерция была достаточно большой, и мы у себя, на региональном уровне, ничего не почувствовали. Бюджет-2004 уже был принят, и он исполнялся. Формально реорганизация была объявлена, но очень долгое время сотрудники бывшего Департамента находились на своих местах, у них работали телефоны. Они как бы “не самоустранились”, понимая, что ситуация может вновь измениться – что и произошло. Я думаю, мы пожнем плоды этих реформ в текущем году. Наверняка не состоялись какие-то переговоры с зарубежными чиновниками от туризма, не были спланированы акции. Я думаю, в январе 2006 года мы что-то почувствуем, но что именно – пока не знаю. Подождем…
2. Как минимум, не вредить. В последнее время был сделан ряд шагов, которые с точки зрения логики необъяснимы, а с точки зрения вреда очевидны. Например, запретили регистрацию иностранных туристов в гостиницах. Недавно в Самаре состоялся профи-тур, на который были приглашены руководители швейцарских клиник. Так вот, директора одной из крупнейших клиник не выпустили в аэропорту, поскольку он якобы неправильно указал цель приезда – “туризм”. А ведь кроме деловой части в программу пребывания иностранцев были включены и экскурсии, просто отдых… Сейчас хотят запретить краткосрочное безвизовое пребывание круизных туристов. Сами визы стоят очень дорого. Если говорить о въездном туризме, нужно внимательно изучить, что мешает приезду иностранцев в Россию. А что касается внутреннего туризма, должна быть сформирована четкая государственная политика. Только-только туроператоры начали выстраивать нормальные отношения с санаторно-курортным комплексом, вмешалось государство: снова повезли бесплатно отдыхающих. Здравницы посадили на голодный паек, установив потолок, скажем, в 400 рублей за место в сутки. Тогда как турфирмы готовы были заполнять эти же фонды по 700–800 рублей. Я думаю, государство, предпринимая такие шаги, должно считаться с интересами бизнеса.

Опрос провел Юрий Патрин



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest