Мало-помалу наш конкурс набирает обороты. Все больше участников достают свои сокровенные фотографии из загашников и выставляют их на всеобщее обозрение. И это радует. Так как дает нам возможность уже в текущем номере устроить небольшой «разбор полетов» присланных работ. Пройдемся по некоторым номинациям и посмотрим, чем решили удивить мир наши конкурсанты.
Сразу скажу, что общее понимание номинаций конкурса есть. Авторы достаточно точно позиционируют свои работы, размещают их именно в те номинации, которые являются для них аутентичными. Но мы остановимся на конкретных снимках, чтобы попытаться понять, насколько глубоко автор проработал заявленную тему.
Итак, начнем с пейзажа, которого, как и ожидалось, в присланных работах больше всего. Первая работа – это «Туманная осень» Дениса Бычкова.
Фотография неплохая, и все в ней есть, чтобы сказать – да, это осень. Снято в парке, видимо, ранним утром. Поэтому туман и мягкий свет придали снимку особую атмосферность и лиричность. Хорошо, что на заднем плане есть человек, иначе сюжет был бы более сухим… Но мы сейчас не об эмоциях, а о технической и творческой составляющих снимка. Что еще примечательного мы можем увидеть в нем? Давайте разберемся. Первое – цвет. Очень характерный для осени оранжево-желтый и теплый. Тут автор, что называется, угадал! Второе – композиция. Обратите внимание, что тут есть сразу две ее компоненты: линейная – это уходящие вдаль дорожки, и тональная – туманная дымка. И обе как бы работают на второй план (который в данном случае и есть основной смысловой центр), и обе подводят наш взгляд к нему. Также автор хорошо скадрировал снимок, расположив человека на заднем плане и памятник в области пересечений линий – «правила третей». И это вполне грамотно и оправданно для данного сюжета. Единственное, что, на мой взгляд, портит снимок, – это не исправленные автором перспективные искажения. Обратите внимание на фонари, они наклонены в соответствии с оптическими свойствами примененного объектива – чем шире его угол, тем такие искажения бывают больше. В статичной пейзажной фотографии подобного рода вещи вряд ли допустимы. И их в действительности легко исправить в любом графическом редакторе. Сделайте себе заметку на будущее.
Следующая фотография, которую мы с вами разберем, – это тоже пейзаж, «Дорога к солнцу» Александра Овчаренко.
Что в ней есть хорошего? Композиционно все правильно – солнце находится в том месте кадра, в котором и должно быть, линейная перспектива ведет наш взгляд куда-то вдаль. Все правильно, почти по учебнику.
Но возникает вопрос – куда все-таки ведет перспектива? Если в предыдущем снимке ответ на это был, то в этом его нет. То есть в никуда. Правда, слева мы видим силуэты автомобилей, едущих по дороге. Но они нам ничего не подсказывают. Итог: нет ответа на главный вопрос – о чем снимок? И вот тут начинается самое интересное для нас. Фотография, даже пейзажная и статичная, все-таки должна о чем-то рассказывать зрителю, нести какую-то мысль. Допускаю, что здесь можно прочитать мысль о «вечном пути», о «дороге в никуда», но, согласитесь, содержательно это будет выглядеть несколько натянуто. Мне также кажется, что снимок можно чуть плотнее скадрировать, да и передний план попытаться вытянуть из тени, может быть, тогда в нем проступят какие-то значимые детали, которые и сделают фотографию содержательной.
Третий объект нашего «разбора полетов» – это снимок «Детство» Анны Григорьева из номинации «Жанровый портрет».
Мне он нравится. Тут есть настроение, человек и движение. Вполне содержательный сюжет для жанрового снимка. Мы видим пустынный парк, осеннюю дорожку, собор на заднем плане, а на переднем – девочку, которая одиноко качается на качелях. Перевод в черно-белый формат, возможно, тут тоже оправдан, чтобы добавить снимку «грустной нотки». И все бы ничего, но с композиционной точки зрения тут не все в порядке. Слева от девочки слишком мало свободного пространства, взгляду тесно. И неизбежно возникает ощущение «недокрученности» сюжета, случайном характере снимка. Я бы посоветовал автору в такие минуты, когда вы видите – вот кадр, не спешить уходить или заканчивать съемку. Нужно «вцепляться» в сюжет и снимать снова и снова, меняя ракурсы и композиционные решения. Возможно, и девочка на снимке «включилась» бы в игру и показала себя в ином состоянии, может быть, еще более выигрышном.
И наконец, давайте посмотрим на фотографию «Околожелезнодорожное-4», представленную в номинацию «Инстаграм» Сергеем…
Фотография интересная, очень графичная. И в ней даже есть свое настроение. Его создают разные линии – прямые и ломаные, которые то пересекаются друг с другом, то существуют сами по себе. Почти как люди в этой жизни. И в этом прелесть этой фотографии, неброской на первый взгляд…. Если побродить по ней взглядом, то можно обнаружить еще связи и взаимодействия других элементов – углов и прямоугольников. Они тоже здесь говорящие. Так держать, Сергей!
Приглашаем к участию в конкурсе!