SHAMAN на историческом фестивале под гром мечей и кольчуг исполнил свои хиты «Улетай», «Встанем» и «Я русский»
В подмосковном поселке Песоченка под Чеховом прошел фестиваль «Гуляй-город», посвященный 450-летию Молодинской битвы, которая по своему геополитическому значению в истории не уступает Куликовской битве, «Ледовому побоищу», а также «Полтавской битве».
Благодаря этой победе Московское государство на 20 лет смогло положить конец набегам со стороны Крымских татар. А свое название фестиваль получил в честь одноименной крепости на колесах, которая была применена в ходе сражения.
Культурно-историческая программа фестиваля перенесла гостей на 450 лет назад и погрузила их в атмосферу времен Руси XVI века. На территории в 30 га выстроили целый город и населили его кузнецами, скульпторами, резчиками по дереву и другими ремесленниками, черпающими вдохновение в многовековой истории России. Воссоздали на этом месте настоящую битву при Молодях, где в поединке сошлись русское войско под руководством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея.
Реконструкторы учитывали каждую деталь: оружие, бытовые принадлежности, костюмы того времени. В воссоздании Молодинской битвы принимало участие 800 человек, представляющих 40 клубов исторической реконструкции Москвы, Подмосковья и других регионов России. За час, как в ускоренной перемотке, были показаны три дня знаменитого сражения.
По словам участника реконструкции Дмитрия Пашкова, кто-то шьет наряды для таких постановок сам, кто-то берет в аренду, часть амуниции используется в съемках исторических фильмов.
Сам Дмитрий, художник по реквизиту, принимал участие в создании «Викинга», «Анны Карениной», «Союза спасения», «Аманата» и других костюмированных кинокартин. Поэтому работа и хобби в его жизни тесно взаимосвязаны, а в исторических реконструкциях он участвует более 10 лет. Одно из самых ярких разыгранных сражений в его судьбе – это, безусловно, Бородинская битва.
Еще одним масштабным зрелищем фестиваля «Гуляй-город» стал кулачный бой «стенка на стенку», в котором одновременно друг другу противостояли 500 человек. Это старинная русская народная забава, которая заключается в кулачной схватке двух линий бойцов между собой.
Воодушевившись таким поединком, многие мальчишки устроили баталии на деревянных игрушечных мечах прямо посреди поля. Создатель такого детского оружия – Павел Веклюк, который занимается производством игрушек с 2009 года, ездит с ними по фестивалям.
Гости фестиваля смогли насладиться видами мирной жизни и полюбоваться на произведения современных мастеров. Например, внимание многих посетителей привлекли старинные деревянные фигуры.
Их автор Алексей Блинов на протяжении 25 лет занимается резьбой по дереву, он ездил во многие этнографические экспедиции, учился у старых мастеров. А инструменты достались ему в наследство от дяди. Практически все изделия Алексея созданы из липы.
Его жена Анна рассказала о некоторых творениях мужа. Например, панка – северная деревянная кукла, в которую играли девочки. Обычно такие игрушки не выбрасывали, а передавали по наследству от матери к дочери, и хранили за иконами в доме. Эта фигура также использовалась как оберег.
А вот братина – это сосуд, напоминающий ковш, который использовался в древней Руси на брачном пиру. Он ставился в центр стола, а гости черпали из него вино. Потом этот сосуд передавали по кругу, и каждый говорил какие-то напутственные слова.
«Считалось, что слова, сказанные над братиной, — важные, священные, нарушимые. А те, кто пил из нее, становятся братьями, — поясняет Анна Панкратова.
Гости фестиваля не проходили мимо старинной кузницы, которую привез Александр Савин. Его кузница располагается в городе Алексин Тульской области, на реке Оке.
Всего же фестиваль собрал до 50 000 участников, в том числе и детскую аудиторию – на территории были предусмотрены детские исторические и современные аттракционы, мастер-классы, большой фудкорт и квест с элементами ориентирования на местности, подвижными заданиями и призами.
Ольга ХРАБРЫХ
Фоторепортаж РОСМИПРЕСС