Свершилось: Санкт-Петербург – снова столица. Шампанское, бархат и позолота, платина дорогих костюмов и аромат дорогих духов – все это снова на Невском, естественно и привычно, как 100, 200, 300 лет назад. Пусть на время, пусть к юбилею, но всё теперь здесь: торжества, маскарады, саммиты, “звезды”, монархи и президенты, их свита, самолеты и лимузины – всё в Петербурге! Москва может перевести дух: кажется, даже пробок на улицах стало поменьше, если не считать трассы Е95, ведущей туда, в столицу…
Конечно, эта юбилейная метаморфоза не могла ускользнуть от внимания редакции. Не случайно именно Санкт-Петербург и его окрестности представлены в качестве региона этого номера. Темой же номера мы избрали деревенский туризм, и работа над этой темой привела нас снова… в Петербург!
На состоявшейся недавно в городе на Неве выставке “Отдых без границ-2003” присутствие нескольких стендов, посвященных деревенскому туризму, подавалось организаторами в качестве “изюминки” мероприятия. И правда, большинством наших путешествующих сограждан этот вид туризма пока воспринимается как некая новая диковинка для избранных или экзотика для иностранцев. Соответственно, редким продавцам деревенских туров вроде бы незачем “светиться” на выставках: круг их клиентов узок, но достаточно стабилен, чтобы обеспечить безбедное существование… Предположения эти сколь правдивы, столь и ошибочны.
Во-первых, явление это не так уж ново: в последние годы деревенские туры стабильно появляются в ряду прочих рекламных предложений. Во-вторых, измученные цивилизацией европейцы и впрямь не прочь отдохнуть “в глуши, под сению смиренной” – именно на них ориентированы процветающие фермерско-гостиничные хозяйства в Румынии или Венгрии. Но статистика говорит и о другом: все больше наших горожан – москвичей, петербуржцев – предпочитают не гробить отпуск на собственных “шести сотках”, а воспользоваться схожими, но куда более комфортными условиями специальных крестьянских хозяйств.
Главных же причин “скрытного” характера деревенского туризма две. Первая – это традиционное для нашей экономики нежелание афишировать свою деятельность перед кем бы то ни было, в особенности перед местным рэкетом или налоговыми инспекторами. Вторая причина – в неопределенности самого термина. Что такое “деревенский туризм”? Мед да щи лаптем плюс народные ремесла и фольклорные коллективы? Возможно, хотя многие предпочитают называть это “этнотуризмом”. Охота, рыбалка и пронзительное одиночество на берегу лесного озера? Тоже – вполне, хотя есть такое понятие, как “хобби-туры”. Или возможность пожить какое-то время по-настоящему крестьянской жизнью, покопаться на грядках, поухаживать за домашним скотом? И это верно, ведь именно такой набор “удовольствий” обычно вкладывают в понятие “деревенский туризм” иностранцы.
Практика показывает, что туристу в деревне обычно доступны все эти формы отдыха вкупе. Хочешь – помогай фермерам по хозяйству, хочешь – рыбачь или слушай выступления хора в сельском клубе. Поэтому главным критерием “деревенского” характера туризма является возможность полноценного проживания в крестьянской среде, ощущение живой природы и особенного жизненного уклада. “В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду…” Убедиться в точности этого наблюдения можно, воспользовавшись услугами турагентства “Четвертая власть”, представленными в этом номере.
И все-таки – сначала в Петербург…
Юрий Патрин