Полярная экспедиция «По следам двух капитанов» нашла следы пропавшего почти 100 лет назад экипажа шхуны «Святая Анна», члены которой стали прообразами героев романа Вениамина Каверина. Команда клуба «Живая природа» при поддержке Пограничной службы и авиации ФСБ России продолжила поиски.
Клуб «Живая природа» с 1 по 14 апреля 2013 г. продолжил комплексную экспедицию на Земле Франца-Иосифа (ЗФИ) – «По следам двух капитанов», которой руководит почетный полярник России, действительный член РГО Олег Продан.
Не все, кто читал «Двух капитанов», знают реальную подоплеку событий, художественно осмысленных в «культовом» романе – трагическую историю экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Св. Анна». Лейтенант русского флота Георгий Брусилов (племянник известного генерала – автора «брусиловского прорыва») в 1912-м, в преддверии празднования 300-летия Дома Романовых, возглавил экспедицию, ставившую целью пройти по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан. Но, выйдя в сентябре через Югорский Шар в Карское море, «Св. Анна» была затерта у западного берега полуострова Ямал льдами и вовлечена в дрейф на север. Весной 1914-го, когда шхуна дрейфовала к северу от ЗФИ, часть экипажа покинула судно и пешком направилась по дрейфующим льдам на юг. Оставшиеся в живых штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад были спасены другой полярной экспедицией Георгия Седова на судне «Св. Фока». О судьбе остальных членов экспедиции до недавнего времени не было ничего известно.
Ранее, в 2010–2012 гг., экспедиции «По следам двух капитанов» удалось обнаружить на Земле Георга останки одного из участников группы Альбанова, личные вещи, снаряжение и фрагменты дневников. Эти первые за сто лет находки по брусиловской экспедиции (более 90 предметов!) переданы в Архангельский краеведческий музей.
А в этом году исследователи начали поиск самой шхуны «Св. Анна». Если в начале экспедиции мысль отыскать судно на площади в несколько миллионов квадратных километров казалась безумием, то потом родилась идея: от того места, где оставили судно «брусиловцы» и в те же дни – в апреле – установить метеорологические буи для определения предполагаемого дрейфа судна или его останков до выноса их на берег. Эти буи международной системы «АРГОС» передают радиосигнал в системе GPS – со своими координатами через группировку спутников на наземные приемные станции, разбросанные по миру. Данные после обработки выкладываются в интернет, и любой желающий в течение полутора лет сможет отслеживать по интернет-трекам буев возможный путь дрейфа «Св. Анны» или ее фрагментов. Буи экспедиции передал Александр Сальман, генеральный директор фирмы «ЭС-ПАС».
В этом году впервые в истории арктических экспедиций был использован легкий вертолет. 7 апреля 2013 г. участники экспедиции на R-66 «вышли на координаты», указанные в выписке из судового журнала «Св. Анны» и опубликованные в дневниках Альбанова, сели на льдину и установили буи. А 8 апреля в 15.20 м.с.к., от взлета с погранзаставы Нагурской на самом северном краю ЗФИ, вертолет R-66, не оснащенный никаким специальным арктическим оборудованием, с тремя полярниками на борту, преодолев 1027 км сложнейшего пути, достиг географического Северного полюса.
Имена покорителей внесены в летопись Арктики: командир воздушного судна – Дмитрий Ракитский, пилот-штурман – Михаил Фарих и руководитель экспедиции и «штатный заправщик-фотограф» Олег Продан. Установлено несколько мировых рекордов: впервые вертолет такого класса своим ходом добрался из Подмосковья до островов в Северном Ледовитом океане, сумел приземлиться в самой северной точке Евразии – мысе Флигели на острове Рудольфа, а потом и долетел до самого Северного полюса.
Данные по движению буев можно найти на сайте клуба «Живая природа» wdc-arh.ru/1/181
Фото: Валерий Фролов