Приэльбрусье

Горно-лыжная жемчужина Приэльбрусья – Баксанское ущелье. Оно славится чегетскими экстремальными спусками и широкими полями Эльбруса с нетронутой целиной.

Чегет

Гора Чегет разбита по высоте на три зоны, каждую из которых обслуживает своя очередь подъемников: две нижние – кресельные, на самом верху – бугель.
Нижний участок, выходящий к ресторанам и гостиницам Чегетской поляны, расположен в зоне леса, так что спускаться приходится по так называемой трубе – узким коридорам между деревьями. Технике здесь не развернуться, поэтому склоны не укатывают и они покрыты огромными (порой по пояс) буграми.
Новички предпочитают южный склон. Протекающая здесь речка делает его очень живописным, а спуски не представляют особой сложности. Правда, к концу марта так называемая Южная Мульда (самое солнечное место склона ) подтаивает и кататься становится не слишком приятно.
Трассу северного склона Чегета бывалые лыжники прозвали “Доллар”: действительно, если смотреть на нее с канатки, узнаешь до боли знакомые изгибы. Официально кататься “по северам” запрещено – время от времени здесь сходят лавины и случаются жертвы. Однако это мало кого останавливает. Экстремалов как магнитом тянет на крутые и ледяные спуски, местами превосходящие по сложности европейские “черные” трассы.
Второй Чегет, то есть средняя часть горы, где работает вторая очередь подъемников, – это в основном “красная” трасса с “черными” участками. Заблудиться здесь сложно, так как вся гора прекрасно просматривается.
На третьем, верхнем, Чегете трасса простая и короткая – “синяя” по европейской классификации. Но бугель работает здесь не всегда: если очень много снега, до вершины можно не добраться.
Горно-лыжный сезон на Чегете длится с декабря по март.

Эльбрус (поляна “Азау”)

Эльбрус – самая высокая вершина Европы. На первый взгляд, спуски здесь проще, чем на Чегете: широкие, просторные, почти без бугров, трассы длинные, с крутыми местами, которые легко объехать. Но это только видимость. В отличие от Чегета, здесь действительно не стоит выезжать за пределы размеченных трасс (особенно без инструктора) – это в самом деле опасно. Вероятно, для устрашения публики в павильонах на станциях канатной дороги висят портреты погибших на Эльбрусе спасателей и альпинистов.
Около двух третьих высоты горы можно преодолеть на фуникулере – маятниковой канатной дороге с вагончиками. С верхней ее станции – “Мир” – в хорошую погоду открывается потрясающий вид на Кавказский горный хребет и оба пика Эльбруса.
Выше “Мира” ходит кресельная канатка, правда, чем больше снега, тем меньше вероятность, что она будет работать. Можно забраться еще выше – на разравнивающем склоны ратраке, но съезжать рекомендуется по его следу или рядом, иначе никто не гарантирует, что вы спуститесь целыми и невредимыми.
В последние годы Эльбрус более или менее тщательно укатывают с помощью техники, так что он стал походить на европейские горно-лыжные курорты.
На Эльбрусе катаются с декабря до середины апреля, но на самой вершине снег лежит и летом и там даже проходят соревнования “Летние снега Эльбруса”.
Новый сезон. К зиме 2006-2007 местные власти обещают открыть на Эльбрусе участок новой гондольной дороги “Азау – Старый Кругозор”: он будет действовать на уровне первой очереди заслуженной канатки.
На Чегете новых канатных дорог пока не предвидится. Здесь улучшения сервиса касаются только проживания: ремонтирует свои корпуса гостиница “Чегет”, сеть “Озон” строит аквапарк и спортивные залы при гостинице, заказывает новые трансферы, а потому вполне соответствует европейским четырем звездам, в том числе и по ценам.

• Как добраться: Поездом или самолетом до Минеральных Вод (“Аэрофлот”, “S7”, “Кавминводыавиа”) или до Нальчика (что менее удобно). Далее трансфер в Баксанское ущелье (около трех часов на автомобиле). Можно заказать машину заранее (от отеля или частника), но не проблема найти такси на месте. Экономичнее всего брать “Газель” на 8 человек, тогда дорога обойдется в 600–800 руб. с носа.
Если ехать на машине из самой Москвы (1700 км по трассе Дон), советуем предусмотреть отдельный бюджет на штрафы гаишникам – столичные номера вызывают у них непреодолимое желание вас остановить. Дорога займет порядка 25 часов, если ехать и ночью, но, планируя поездку, нужно учесть, что под Ростовом-на-Дону бывает глухой туман, так что этот участок лучше проезжать в светлое время суток.
• Жилье: На Чегетской поляне (прямо под подъемником) находится легендарная гостиница “Чегет”. Персонал здесь дружелюбный и гостеприимный, но сервис в основном советский, хотя многие номера отремонтированы и даже претендуют на “евростандарт”.
В последнее время в Баксанском ущелье появляется все больше частных гостиниц, вполне европейских по качеству и дизайну (обычно это вторые этажи ресторанов), но номеров немного, поэтому в сезон нужно бронировать их заранее.
Самое дорогое и комфортабельное проживание на Чегетской поляне – в гостинице сети “Озон” и в шале “Поворот”, а у подножья Эльбруса – в новой гостинице “Балкария”.
Вдоль всего ущелья расположено несколько старых советских гостиниц и баз отдыха. Самая приличная из них – “Иткол”.
Между Чегетом и Эльбрусом есть поселок Терскол с одним из лучших ресторанов, почтой и гостиницей Минобороны. Здесь же, в Терсколе можно снять квартиру, что обойдется значительно дешевле, чем проживание в отеле.
• Ски-пасс: Как таковых ски-пассов – то есть магнитных карточек-пропусков на подъемник – ни на Чегете, ни на Эльбрусе пока нет. Есть бумажные абонементы, которые можно приобрести в кассе или в отеле на весь срок пребывания (300-400 руб. в день). А можно просто дать канатчику полтинник…
• Апре-ски: Подъемники обычно закрываются в пять, хотя кататься основная масса народа прекращает в два-три часа и с четырех кресла ходят пустыми. После катания все оседают в ресторанах на поляне Азау и Чегета. Вечером же самое тусовочное место – Чегетская поляна. Никакой особой индустрии апре-ски на Чегете нет, но приезжают сюда именно за атмосферой непрекращающейся тусовки.
• Еда: Разумеется, кавказская. Хичины (горячие лепешки с мясом и сыром), шурпа (суп с бараниной), шашлыки всех видов, запеченная форель и цыпленок табака, а также местное домашнее вино, глинтвейн и облепиховый сок. Меню в ресторанчиках примерно одинаковое, но кухня домашняя, поэтому к концу отпуска у каждого появляется любимое “шашлычное” или “супное” место.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest