В самом названии – GPS-приемник – заложена суть прибора. Как и обыкновенный приемник, он ловит радиосигналы. В данном случае – со спутников. GPS-приемник нужен для того, чтобы в любое время суток при любой погоде определять географические координаты путешественника, его высоту над уровнем моря, скорость передвижения и точное время суток. Точность определения координат бытовыми приемниками GPS составляет, как уверяют производители, около 5 метров, высоты – порядка десятков метров.
Открытие летне-осеннего охотничьего сезона со мной встречал один из не самых дешевых GPS-приемников. Еще в автомобиле начал баловаться новой игрушкой. То, что скорость движения спидометр и GPS показывали совершенно разную, меня не смутило. У GPS она ведь – средняя. Зато можно было со спокойной душой оставить авто на обочине, поставить на приемнике так называемую точку – запомнить координаты расположения машины – и прогуляться в лес за грибами. Сколько ни блуждал, прибор с уверенностью выводил меня обратно к автомобилю. Однако с погрешностью в 5 метров фирма-производитель, честно говоря, несколько погорячилась. Впрочем, как и с определением высоты над уровнем моря. Отметки топографической карты и GPS заметно не совпадали. Но зачем охотнику знать высоту?.. Малопригодными оказались и такие забавные функции, как, например, определение времени восхода и захода солнца.
Приехав на место, я с уверенностью отказался от всякого сопровождения и подробных описаний маршрута. Ведь со мной карта и всесильный GPS! Машина остается отдыхать в деревне, я же направляюсь к цели – далекому лесному озеру. Запомнив на всякий случай отправную точку, замеряю по карте расстояние и азимут до озера, ввожу данные в GPS, создаю новую точку (waypoint) «Озеро». Включаю функцию движения к заданной точке (Goto). Это очень удобно: теперь не надо пользоваться компасом; как далеко бы я ни отклонился от курса, GPS будет показывать направление на точку «Озеро» и расстояние до нее.
Счастливый до безобразия, шагаю к вожделенному озеру. Стрелка прибора как нить Ариадны ведет сквозь вечерние сумерки к месту ночевки. И вот уже с околоземной орбиты мне дают понять, что пора бы и остановиться. Однако где вода? В растерянности топчусь по пятачку радиусом… несколько гектаров. В результате озеро-то я нашел, но до сих пор чешу затылок: то ли карты у нас так составляют, то ли водоем передвинулся? Скорее всего закралась какая-то ошибка в расчетах. Она могла быть совсем небольшой, но погрешность обратилась в результате в добрый десяток километров и могла увести черт знает куда. Отсюда вывод: навигация навигацией, а советик старожила или проводник из местных жителей никогда не помешают.
… Утренняя зорька добычей не порадовала, и весь остаток дня я решил поблуждать по окрестностям. Естественно, GPS всегда перед глазами. И вот в один прекрасный момент дисплей моего электронного друга отказался видеть спутники! Я находился в глухом еловом лесу, но кусочки неба все-таки проглядывали сквозь могучие кроны. Пришлось искать поляну, чтобы приемник снова поймал сигнал. А что же будет в каком-нибудь глубоком ущелье в горах или другом месте, где открытое небо в дефиците?
Еще одно мое «открытие» не в пользу GPS: пользоваться им вместо компаса неудобно. Мой Garmin может выполнять эту роль только в движении. А брать по нему азимут и вовсе смешно. К счастью, от обыкновенного магнитного компаса я еще не отказался…
Дорогие модели GPS-приемников могут оснащаться картами (как правило – модели для автомобилей). Что очень удобно. Но в России с картами для GPS-приемников дело обстоит неважно. Фирмы-GPS-производители, как правило, карты не выпускают, а у отечественных разработчиков таких карт крайне мало. Кроме того, с лицензированием таких аппаратов возникают дополнительные сложности, так как подробные карты местности сами по себе представляют повышенную секретность.
Кстати, о секретности. До сих пор не умолкают споры о законности использования GPS в России. В магазине продавец с уверенностью заявил мне, что если прибор свободно продается у них, то никакой лицензии Госсвязьнадзора не нужно.
Это действительно так. С некоторыми «но». Официальное разрешение российских органов Госсвязьнадзора и Госгеонадзора на эксплуатацию GPS-навигаторов на территории РФ дают практически все компании, продающие такие устройства на нашем рынке. Однако предметом «засекречивания» являются не сами навигаторы, а карты, которыми они должны оснащаться. Согласно закону «О государственной тайне», Федеральная служба геодезии и картографии РФ разработала развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Секретными, в частности, являются «…сведения о рельефе местности, отображенные на любом носителе, с точностью и подробностью нанесения на карты масштабов 1:50 000 и крупнее, на площади, превышающей 250 кв. км; координаты географических объектов, определенные с точностью 30 м и выше; топографические планы масштабов 1:50 000 и крупнее в местных системах координат; сведения, содержащие координаты режимного объекта». Информация о координатах географических объектов, полученная с точностью от 30 до 100 м, считается служебной и предназначена для ограниченного распространения.
То есть, определение координат разрешили, но вот карты продолжают оставаться секретными (и уж заведомо недопустимой считается точная привязка карт к местности). Таким образом, спутниковая навигация в России вышла из подполья, но стала довольно бессмысленной.
И еще. Если кому интересно, то, согласно ст.137 Кодекса об административных правонарушениях, штраф за использование незарегистрированных средств спутниковой навигации – до 70 минимальных зарплат.