В ста километрах от Рязани когда-то находился древнерусский город Неринск. Сейчас на его месте располагается небольшой городок Шилово, славящийся древними традициями лозоплетения. На состоявшемся там межрегиональном фестивале «Ива-ивушка» побывала и корреспондент «ОВР» Марина Круглякова.
Угости-ка корреспондента блинами тимошкинскими. Вот, пожалуйста! – Андрей Николаевич Гаврилов, руководитель этнокультурного центра «Заряна», протянул мне румяный блин. – Наши «тимошаночки» пекут их лучше всех.
Пир на весь мир
Блины и правда знатные. Толстые, маслянистые, покрытые слоем густой сметаны…
На центральной площади Шилова, перед памятником Евпатию Коловрату, накрыт стол. На нем стоят дымящиеся старинные самовары, графинчики и бутылки с домашним вином, в плетеных корзинках лежат блины. Командует тут рослый мужчина в светло-фиолетовой русской косоворотке – Виктор Охримов из села Желудево. Он вместе с помощницами угощает блинами, наливает чай из самовара, и не только чай:
– К блинам надо и вина испить! Вы наше вино пробовали? Как нет?! Сейчас мы это исправим. Что значит «капельку», капелькой не распробуешь! Это свое, домашнее, виноградное. А вот из черной смородины…
Вино Виктора славится, и он не успевает разливать его всем желающим. Обычно на праздники привозит литров по десять, не меньше. Сегодня его пробуют в основном женщины. Мужчины чаще отказываются: «Не могу, за рулем».
Виктор – директор желудевского Дома культуры. Клуб расположен в старинном купеческом здании, рядом с которым находится пруд. Виктор ежегодно устраивает желудевский день рыбака – проводит соревнования по рыбной ловле в этом пруду. Вообще, Желудево известно тем, что здесь в семье сельского священника родился отец знаменитого поэта Серебряного века Николая Гумилева, но это уже другая история.
Мастера и традиции
Тут же на площади, перед районным Домом культуры, мастера лозоплетения из Шиловского, Касимовского, Чучковского и Скопинского районов – участники фестиваля «Ива-Ивушка» – демонстрируют свое умение. Показывают шиловцам, как плетутся изделия из лозы. У зрителей на глазах связки ивовых прутьев превращаются в ажурные сахарницы, вазы для цветов, печенья и конфет, в изящные шкатулки и хлебницы.
Девушки из этнокультурного центра «Заряна» тут же бойко продают сплетенные мастерами вазочки, корзинки и другие изделия. Отбоя от покупателей нет.
Работники центра ездят по деревням и собирают старинные песни, обряды, заговоры, рецепты приготовления блюд и другие образцы традиционной культуры. Затем пытаются донести их до современников при помощи театрализованных представлений.
На площади появились коробейники – девушки из ерахтурского Дома культуры. Специально для фестиваля они изготовили обереги и традиционные игрушки. Я не удержалась и купила у них «денежный мешочек» – если положить его на кухне, в доме всегда будут деньги, и маленькую куколку-«желанницу» – если загадать желание, сказать о нем куколке и спрятать ее в укромное место, то, говорят, желание сбудется.
Мальчишки столпились у кареты, сплетенной шиловским мастером Александром Чапаевым. В ней все по-настоящему – колеса поворачиваются, дверцы открываются, сиденья поднимаются и даже горят сигнальные фонарики.
Александр стал на фестивале победителем конкурса мастеров лозоплетения.
Он увлекся плетением лозы в пятом классе. После школы окончил экономический факультет Рязанского радиотехнического университета, сейчас работает менеджером-экономистом на одном из предприятий.
– Для меня лозоплетение – не источник дохода, а любимое занятие. Это творческий процесс, нельзя плести по необходимости. Если есть желание и руки сами тянутся к лозе, вещи выходят такими, что им радуюсь я и другие.
Прежде чем плести изделие, он представляет себе, как оно будет выглядеть и какого размера. Карету начал делать с деталей. Сначала сплел колеса, сиденья, корпус, потом все собрал в одно целое. Александр уверяет, что из лозы можно сделать все что угодно. Нельзя только нарушать основы – технику плетения, разработанную с древних времен.
Старые секреты
Крестьяне в Шиловском районе издавна делали из лозы короба, корзинки и другие бытовые предметы. Главное в хозяйстве – практичность, поэтому плетение было плотным и грубым.
В середине XIX века князь Голицын открыл в своем селе Дубровке мастерскую по лозоплетению, где для дачников и прочих зажиточных граждан начали изготавливать мебель из лозы. Князь привозил из Парижа рисунки, готовые изделия, и по ним крестьяне стали осваивать плетение для господ – ажурное.
Во время Первой мировой войны в Шилове инвалиды войны организовали артель по лозоплетению. Изготавливали стулья, столики и прочую мебель. Мастера подходили к делу творчески – кроме лозы широко использовали для плетения лычку, ежевику и другие материалы. Вещи делали изящные, легкие, но прочные. Инвалидная артель просуществовала до конца 1950-х годов, когда в городе построили деревообрабатывающий комбинат и ее включили в его состав. В 1970-е годы изделия из лозы вышли из моды, цех закрыли, но открыли вновь в 1990-е годы, когда лозоплетение снова стало модным. Сейчас это предприятие знают как ООО «Шиловская лоза».
– У меня не получается! Как вы это делаете?! – в сердцах воскликнула симпатичная девушка.
За двумя длинными столами собрались взрослые и дети – здесь проводится мастер-класс по лозоплетению. Основы ремесла запросто не даются. Некоторые участники не выдерживают, бросают ивовые прутья на стол и уходят. Другие проявляют чудеса усидчивости и терпения. Вплетают одну лозинку за другой, и их усилия вознаграждаются – вот уже в изделии угадывается будущая корзиночка.
Самое хлопотное в лозоплетении – заготовка исходного материала. Ивовые прутья собирают вдоль дорог и по берегам рек. Перед работой необходимое количество веток замачивают на два-три часа. Они становятся гибкими и эластичными.
Время изготовления зависит от изделия. В среднем, чтобы сплести небольшую корзинку, мастеру требуется 5–6 часов непрерывной работы. При изготовлении мебели или санок счет уже идет на дни.
Восемь бабок и гармонист
Позади столов расположились еще одни участники фестиваля. У подножия памятника Евпатию Коловрату, на лавочке, сидят бабули в народных костюмах и задорно поют старинные песни.
– Вот они какие, наши «тимошаночки», – с гордостью говорит Андрей Николаевич, подводя меня к ним. И я сразу вспоминаю их замечательные блины со сметаной.
Лет десять назад бабушки, жительницы села Тимошкино, вспомнили, как когда-то в годы советской власти занимались художественной самодеятельностью, начали собираться вместе в сельском клубе и петь песни своей молодости. Так возник народный коллектив «Тимошаночка».
– Они проводят у себя уникальные праздники. Сейчас только в одном месте в России чамку провожают – в Тимошкине.
– Чамка – это русалка по-нашему, – поясняет слова Андрея Николаевича одна из бабуль.
Русская русалка не только свое-образно называется, но и выглядит. У нее мощные трехпалые ноги, до пояса она покрыта чешуйками, словно ящерица, а сверху выглядит как баба, только ростом под потолок. Раньше жители ее ежегодно провожали по селу и прогоняли в рожь – считалось, что вместе с ней уходят все невзгоды и болезни.
Самой старшей из тимошкинских бабушек 79 лет, самой младшей – 60.
– Мы часто выступаем. Сами и песни сочиняем. Вон наша сочинительница сидит – Валентина Семеновна.
– Нас восемь бабок и еще девятый – гармонист – один на всех кавалер. Андрей у нас очень талантливый. Он сейчас придет, – говорят бабули наперебой.
А гармонист у «тимошаночек» и правда знатный. Андрей Касьян жил в городе, потом женился и вместе с молодой женой переехал в деревню, в Дубровку, где жила его бабушка. Андрей поет, вышивает крестиком старинные узоры на рушниках, вяжет круги (половики), шьет из лоскутков одеяла. К тому же у него большое хозяйство – много скотины, огород.
О многом хочется расспросить тимошанок, но бабулям некогда разговаривать, они поют. Праздник продолжается.