В Рязани каждый второй мужчина носит военную форму. И музеев, рассказывающих об истории армии, в городе много. Обойдя некоторые из них, наш корреспондент Вероника Гудкова поняла: чтобы увидеть все интересное, в Рязань надо ехать в специальный «военно-исторический» тур.
Под крылом самолета о чем-то поет…» – напевала я, прогуливаясь под огромным, закрывающим небо крылом стратегического бомбардировщика-ракетоносца в Музее дальней авиации Рязани. Таких красавцев на выставочной площадке был почти десяток: Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-22М2… Все они уже на заслуженном отдыхе, а когда-то наводили священный трепет на спецов международных авиасалонов. Наш фотограф в счастливом упоении, знакомом только бывшим мальчишкам, по особому разрешению директора музея Ивана Александровича Щербакова взобрался на крыло огромного самолета-заправщика 4М. «Вы только вооон туда не снимайте, – указал директор куда-то вдаль. – Там у нас боевые самолеты стоят, их нельзя фотографировать, понимаете…»
Каждый самолет – чудо технической мысли. В свое время могли подняться на высоту до 13 км, пролететь без дозаправки пол-России и взять на борт пару десятков тонн боеприпасов. «На том я летал, – показывает Иван Александрович на изящный, если это слово применимо к бомбардировщику, самолет с изменяемой стреловидностью крыла, – когда молодой был!»
Музей находится в одном из зданий воинской части – территория, понятно, «режимная». Но для экскурсий делают послабления.
К истории в рязанском музее дальней авиации относятся очень бережно, рассказывают не только о собственно дальней авиации, а начинают с самых азов – с прыжка с колокольни кузнеца Кузьмы, который во времена Ивана Грозного смастерил крылья, чтобы «летать, аки птица небесная», за что был казнен.
Дальше экскурсантам показывают небольшой макет знаменитого самолета «Илья Муромец», который в годы Первой Мировой был чудом технической мысли, и – современные экстремалы отдыхают! – модель самолета, на плоскостях которого закреплены особые петельки: когда-то, когда в фюзеляжах самолетов не было места парашютистам, десантники летели, лежа на крыльях(!), и отцеплялись от этих петелек только в момент прыжка.
Были, к нашему изумлению, и женщины-десантницы, чемпионки-парашютистки. О них нам рассказали в другом рязанском музее – музее истории Воздушно-десантных войск. Музей, как рассказал его директор Степан Иванович Таненя (тоже, кстати, боевой офицер), занимает здание бывшей духовной семинарии – с толстыми стенами, плиточным полом и стометровым коридором, в котором, кстати, снимались несколько эпизодов сериала «Кадетство».
Десантники подошли к созданию своего музея с вниманием и тщательностью, к которой привыкли во время складывания парашютов. Они не упустили ни одной детали. В первом зале рассказывается о создании Красной Армии и десантных подразделений. Тут же стоит бюст Ленина. На вопрос – а зачем он здесь? – директор Степан Иванович хмурит бровь: «Мы не забываем и не отменяем ничего из своей истории!»
И действительно. Наряду с залами, посвященными Великой Отечественной войне, есть и другие стенды. Они (довольно лаконично, впрочем) иллюстрируют участие десанта в подавлении Пражской весны 1968 года, войне в Афганистане и в печально известных боях саперными лопатками в Тбилиси начала 90-х. Десантники считают, что, если бы в этих событиях участвовали не такие профессионалы, как ВДВ, жертв было бы неизмеримо больше. Часто им приходилось выступать и в роли спасателей – например, во время землетрясения в Армении в 1988 году и после аварии в Чернобыле. В зале, посвященном международному сотрудничеству, – портрет рослого темнокожего мужчины. «Это выпускник нашего десантного училища, – гордо сообщает наш гид. – Теперь он президент Мали!».
Один из стендов – гордость музейщиков. «Вот это, – указывает директор на довольно обычный армейский нож и какой-то прибор, – личные вещи Юрия Алексеевича Гагарина». И действительно, на ручке ножа, которым один из самых легендарных наших соотечественников обрезал парашютные стропы, значатся его инициалы. Другой зал буквально сверкает медалями и кубками: офицеры ВДВ, как мужчины, так и женщины, собрали «все золото мира» в армейских состязаниях по парашютному спорту.
Третий рязанский военный музей, в котором нам довелось побывать, – военной автомобильной техники, – кубками не блещет, зато превращает в восхищенного ребенка любого, даже самого скептического человека. В нем собраны самые красивые и интересные «машинки», самоходки и БМП, которые были в распоряжении отечественной армии, – и все в натуральную величину, да еще и на ходу. На открытой площадке музея – мощный тягач с муляжом баллистической ракеты «на спине», боевые машины пехоты и чудо из чудес: длинная двухзвенная машина-«амфибия» на гусеничном ходу. «Мне как-то довелось видеть, как она плавает, – рассказал подполковник Сергей Валентинович Печуев, директор музея. – Даже страшновато делается. Такая махина плюхается в реку, целиком уходит под воду, потом выныривает и шпарит по воде, шевеля «хвостом», как крокодил!»
Машины в закрытых залах выглядят менее внушительно, зато могут похвастаться богатой и драматичной историей. Две первые – старушки трехтонка и полуторка, машины, с которыми советская армия прошла от Москвы до Берлина. На таких грузовичках везли продовольствие по «дороге жизни» в блокадный Ленинград.
Другая машина – роскошный открытый лимузин «ЗИЛ-111» серо-серебристого цвета – прославилась совсем иными заслугами. Аналогичный экспонат есть только в Центральном музее Вооруженных сил. На этой машине, когда эпоха гарцующих белых маршальских жеребцов отошла в прошлое, высшие военачальники принимали парады на Красной площади. В машину можно забраться и сфотографироваться, держась за ручку особого поручня: он был придуман, чтобы маршалы не падали, стоя в движущемся автомобиле.
Сергей Валентинович, впрочем, отметил, что у юных гостей музея куда больший интерес вызывают не лимузины, а до сих пор крепко пахнущие горючим темные и тесные боевые десантные машины. Еще бы: туда можно забраться и представить себя героическим мотопехотинцем, отправляющимся в бой, или даже умелым механиком-водителем, грозно крутящим руль и нажимающим на педали мощной машины.
Редакция «Отдыха в России» выражает признательность гостинице «Ловеч» за помощь – размещение корреспондентов журнала.
Справка «ОвР»
Гостиница «Ловеч» – один из лучших отелей Рязани. Она расположена в центре города рядом с железнодорожным вокзалом. Отсюда вы можете быстро добраться до любой части города или совершить туристическую экскурсию. Гостиница построена в 1974 году, реконструирована в 2005 году. Во всех номерах – новая мебель и сантехника, электронные замки TimeLox с магнитной картой вместо ключа. В отеле 200 одноместных и двухместных номеров, в том числе двухкомнатные люксы. Есть кафе-бар, конференц-зал. Среди гостиниц Рязани «Ловеч» выделяется высоким уровнем качества обслуживания и демократичными ценами. Сайт в интернете поможет заранее забронировать места. Стоимость проживания – от 600 до 2200 руб.
г. Рязань, 390013, пл. Димитрова, д. 4
Тел.: 8 (4912) 927007 (служба бронирования)
www.lovech.ru
Справка «ОвР»
Рязанский музей дальней авиации создан в 1975 году по инициативе тогдашнего командующего дальней авиацией СССР Решетникова. Общая экспозиционная площадь – 416 кв. м: пять залов и открытая площадка. В пяти залах музея, экспозиция которого создавалась силами самих солдат и офицеров, соседствуют макеты самолетов, фотодокументы, личные вещи героических летчиков и знаменитых авиаконструкторов, диорамы.
Справка «ОвР»
Музей ВАТ – самый молодой из военных музеев Рязани – открылся в 1994 году по инициативе и силами преподавателей и учащихся Рязанского военного автомобильного института. Курсанты под руководством офицеров собирали и восстанавливали старые военные автомобили, возвращали им способность двигаться и щегольскую внешность. Три зала музея – машины старинные, современные и ремонтная техника – занимают больше 4 тысяч квадратных метров крытых ангаров. Мощные военные автомобили выставлены на открытом воздухе.