Голландка Максин Матерс и австралиец Джон Валлентайн первыми из иностранцев пересекли нашу страну на яхте – из Белого моря в Черное.
Максин, как возникла идея совершить путешествие по России на яхте?
– Идея была не моя, а яхтсмена Джона Валлентайна из Австралии. Он на своей яхте «Tainui» обошел уже полмира, и Россия на его карте путешествий была большим белым пятном. Не потому, что он не хотел или у него не было времени посетить вашу страну. Он давно планировал совершить плавание по вашим легендарным рекам и озерам. Но сделать это до недавнего времени было невозможно. Еще с тридцатых годов прошлого века в СССР, а потом в России действовал запрет на проход любых судов под иностранным флагом по внутренним водным путям. Ирландец Майлз Кларк в 1994 году и англичанин Бэрри Вудхауз в 2000 году участвовали в похожем путешествии, но ходили они на яхтах под российским флагом и с российскими экипажами. Лишь несколько лет назад отменили вышеуказанный запрет, и я горжусь тем, что вместе с Джоном мы стали первыми иностранцами, которые пересекли Россию по ее рекам и каналам на яхте под австралийским флагом. Кстати, познакомились мы с Джоном только перед самым путешествием: он искал по интернету попутчика, который хорошо бы знал Россию.
– Джон – профессиональный яхтсмен?
– Живет в Сиднее, а работает врачом в поликлинике в австралийской глубинке, оказывает медицинскую помощь австралийским аборигенам. Где-то полгода он зарабатывает на свои путешествия. А остальные полгода – жизнь под парусом.
– Каков был ваш маршрут?
– Из порта Тромсё в Норвегии, где базировалась яхта, мы вышли 17 мая. Обогнули Кольский полуостров, вошли в Белое море и причалили в Архангельске. А потом, если кратко, были Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал, Рыбинское водохранилище, Волга, канал, соединяющий две великие русские реки, Дон, Азовское море. Завершилось путешествие в Керчи 17 сентября – ровно через четыре месяца после его начала. За это время прошли 3700 километров по водной глади, преодолели 56 шлюзов в различных каналах.
– Когда-то вы по студенческому обмену перевелись из университета Амстердама на юрфак МГУ, который и окончили. В Москве постоянно живете уже более 20 лет. То, что вы свободно говорите по-русски, пригодилось в водном походе?
– Еще как! Вообще-то одним из обязательных условий хождения иностранцев по внутренним водным путям является наличие на судне человека, владеющего русским языком. И это понятно: все переговоры с операторами, обслуживающими порты, причалы, шлюзы, ведутся только по-русски. Да и с официальными лицами, такими как пограничники и таможенники, приходилось долго общаться на их родном языке. Не секрет и то, что в российской глубинке не так часто встретишь людей, способных говорить хотя бы по-английски. А встречаться и общаться приходилось постоянно.
– Что больше всего запомнилось во время таких встреч?
– Главное – открытость и желание бескорыстно помочь. На яхте есть двигатель, который используется при её швартовке или когда нет ветра. Поэтому она постоянно нуждалась в дизельном топливе, но редко где заправки были расположены на берегу. Приходилось с канистрами мотаться на такси туда-сюда. Несколько раз нас выручали простые люди: портовые или речные работники, случайные свидетели наших челночных поездок. Они нас совершенно бесплатно подвозили.
В начале пути нас буквально опекал капитан Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей Константин Тимонин. Он одно время работал капитаном на голландских морских судах, прекрасно говорит по-английски. Сотрудники управления в Нижнем Новгороде встречали нас как дорогих гостей. Конечно, были и накладки. Так, в Ульяновске нам почему-то запретили швартоваться на городской пристани, которая была при этом абсолютно пустой. Но и тогда нам на выручку пришли члены местного яхт-клуба, которые предложили место для причала. В Тольятти председатель яхт-клуба Дмитрий Кульбитский встречал нас на Волге на моторной лодке, а потом устроил в нашу честь грандиозный ужин. Директор яхт-клуба в Казани Олег Тюрин, сам отличный яхтсмен со стажем, прекрасно знающий, что нужно путешественникам, сразу предложил воспользоваться его личной стиральной машиной. Запомнилась встреча со священником из Перми – он ходил по Волге со своими детьми на яхте, которую они же сами и построили.
И, конечно, мы с Джоном теперь всегда будем знать, когда в России празднуют День речника, – в первое воскресенье июля. В этот день мы повстречались с экипажем яхты «Кредо». С нами связались по рации и предложили поднять совместный тост за всех речных моряков. И напиток был самый что ни на есть морской – бутылка рома. Прощались мы с этими ребятами как со старыми приятелями. Наши яхты разошлись в разные стороны, но, как оказалось, не навсегда. Мы потом еще встретились в Казани, родном городе экипажа «Кредо», где нам продемонстрировали чудеса гостеприимства.
– Ваш маршрут проходил по историческим местам Севера, Центральной России, Поволжья…
– Это уникальные места. Старинные церкви и монастыри, густые леса, бескрайние поля – всю эту красоту не передать словами. Вся Верхняя Волга представляет собой единый историко-природный заповедник. Да и в низовьях этой великой реки есть на что посмотреть. Там нет таких древних городов, как Ярославль или Нижний Новгород, но возьмите, например, Саратов. Исторический центр города с памятниками архитектуры ХIX–XX веков, музеи с редкими картинами, гордость саратовцев – набережная: это далеко не полный список достопримечательностей.
– Чего вам не хватало во время путешествия?
– Душа. На «Tainui» есть душевая кабина, но по ряду причин она не была подключена. Поэтому водные процедуры принимали прямо в реке. Нам повезло с погодой: почти всё лето стояли теплые солнечные дни.
– В чем основные отличия хождения на яхте по России от подобных путешествий в других странах?
– У вас нет основных удобств для яхтсменов в местах стоянок, в яхт-клубах. Как я уже говорила, прежде всего нужны душ и стиральные машины. Они обязательно присутствуют в каждой марине в Европе. Что бы я еще предложила… Нужно упростить визовый режим и регистрацию для иностранцев. На получение визы и разрешения на проход по России Джон потратил восемь месяцев. И, может быть, стоит отменить список, где указаны порты, в которые нельзя заходить иностранным яхтам. Он явно сохранился с прошлых времен и только отпугивает потенциальных туристов. Например, в этот список входят Медвежьегорск и Белозерск, хотя возле Медвежьегорска заканчивается Беломорско-Балтийский канал, и было бы логично, если бы там была предусмотрена стоянка для яхт.
А так, в России есть все условия, чтобы развивать яхтенный туризм. Навигационные системы, карты и, главное, высококвалифицированных профессионалов-речников можно только хвалить.
– Хотели бы повторить путешествие, но по другому маршруту: например, по рекам Сибири или от Чукотки до Владивостока?
– Очень хочу! Есть планы по покорению Камы и главной сибирской реки – Лены. Но это уже, скорее всего, произойдет на яхте под российским флагом. И в мечтах – поход по Охотскому морю, одному из самых суровых в мире.
– Расскажите о книге, которую вы выпускаете на основании опыта, полученного в России.
– Книга должна выйти летом. Она будет разделена на две части. В первой мы с Джоном расскажем обо всех наших приключениях, многочисленных встречах, о том, где мы были, что видели. Вторая часть больше интересна для яхтсменов. В ней будет представлена вся практическая навигационная информация – своеобразное руководство для тех, кто пойдет по нашим стопам. Пока книга выйдет на английском языке, но есть планы перевести ее на русский. Надеюсь, она станет ярким путеводителем для всех путешественников по Волге и Дону.