Пейзаж нужно чувствовать

Он поднимается на самые высокие вершины приморья, пересекает хребты, отправляется в экстремальные экспедиции – и все это иногда ради одного уникального кадра. Пейзажный фотограф Виталий Берков из Владивостока дал интервью журналу «Отдых в России».

Виталий Берков – фотограф и путешественник, воспевающий в своих работах красоты приморского края. Родился и вырос во Владивостоке. Является финалистом и участником выставок «самая красивая страна», «первозданная Россия», «дикая природа России», победителем проекта «посмотри на Владивосток», фотоконкурсов «путешествуйте дома», «epson планета цвета», «дальневосточное наследие», lucida art и многих других.

– Виталий, почему фотография? Как вы к этому пришли?

– Фотографией я занимаюсь уже девять лет. Однажды начал путешествовать по своему Приморскому краю, а остановиться уже не смог. Увидел, какая красота окружает то место, где я, в общем-то, всегда жил. Можно сказать, заново открыл для себя свой дом. На более позднем этапе захотелось показать наши места интересно, не избито.

– Это ваша постоянная работа?

– Нет, это хобби, причем дорогостоящее. Пейзажная фотография в России малоокупаема, очень сложно зарабатывать на ней. Нужно, чтобы работы приобретали периодически. Пока что покупают только разово – для путеводителей, журналов, выставок.

Российских фотографов, занимающихся пейзажем на постоянной основе, можно пересчитать по пальцам.

Излюбленная приморскими фотографами гора Пидан – уникальное место силы и наследие древних цивилизаций.

– За границей с этим проще?

– Проще. Но все-таки специфика пейзажных фотографий – не заработок денег. Конечно, можно отойти от других дел, занимаясь фотографией профессионально, но такой вид деятельности будет связан исключительно с людьми. Свадьбы, корпоративы, частные фотосессии…

– А от фототехники многое зависит?

– Лишь на треть. Хорошая техника позволяет делать фотографии качественнее, особенно в сложных условиях. Шедевр можно снять и на «мыльницу», вот только качество в таком случае пострадает – для печати в большом формате такой вариант точно не подойдет.

– Можно ли считать искусством фото, обработанное в редакторе? Сейчас у каждого есть возможность внести свои коррективы в самые посредственные снимки путем редактирования.

– Конечно, да. Профессионалы снимают в «сыром» формате. Но эти снимки не отображают того, что фотограф видел своими глазами. Мастер предпочитает доводить такие кадры «до ума», чтобы сделать работу более интересной. Так что обработка снимков необходима. Техника всего на 40% приблизилась к глазам. К примеру, такой параметр, как контрастность, практически невозможно настроить на фотоаппарате даже в идеальных условиях. Но тут главное – не переборщить. Любой фоторедактор, использованный сверх меры, способен превратить фотографию в простую картинку.

Добраться до Еламовских водопадов нелегко, но самых искушенных фотографов Приморского края это не останавливает.

– Вы очень именитый фотограф, имеете многочисленные награды…

– Честно говоря, за известностью не гонюсь. Но, конечно, горжусь тем, что в очередной раз вышел в финал престижнейшей выставки «Дикая природа России», которую организовывает National Geographic. Из огромного количества – около 5–7 тысяч работ со всей страны – отбирается не более двухсот.

– Сложно ли попасть на такие конкурсы? Каковы критерии отбора?

– Условия жесткие. Ведь каждая фотография, достойная пройти в финал, должна продемонстрировать то, чего до этого никто не снимал. В ней должна быть изюминка. И никакой постановки – снимать для таких конкурсов можно лишь в самых диких условиях.

Берков поднимается на самые высокие вершины края, пересекает горные массивы –
и все это порой ради одного уникального кадра.

– А где интереснее снимать, у нас или за рубежом?

– В любой части мира есть что-то интересное. Многие места в России меня привлекают, но основная проблема в нашей стране – не труднодоступность (хотя во многих регионах России инфраструктура очень слабо развита), а очень высокие транспортные расходы – это основной аспект, который меня, как фотографа, несколько ограничивает.

– Проводятся же какие-то туры для фотографов с целью популяризации отдельных регионов и внутреннего туризма?

– Практически нет. Конечно, заповедники периодически приглашают фотографов, но переезды-перелеты сегодня никто не оплачивает. Взять ту же Камчатку – удивительное и уникальное место, расположенное относительно недалеко от меня, если брать в рамках всей России, но цены там очень высокие.

Времена года постепенно сменяют друг друга, меняется и характер работ Виталия Беркова.

– Государство поддерживает фотографов?

– Я бы сказал, что нет. В настоящее время в России очень слабое понимание того, зачем нужен фотограф. В стране пока только есть понимание, что он может приносить пользу в основном экологически просветительскую.

– Закон в России на стороне фотографов? Были случаи воровства ваших фотографий из интернета?

– Да, у меня было одно судебное разбирательство, но до такого стараюсь не доводить. На законодательном уровне все регламентируется довольно строго. Проблема в том, что люди не понимают, что нельзя брать фото из интернета. У людей сложилось мнение, что если фотографии лежат в свободном доступе в Сети, то это обеспечивает и свободное пользование ими.

Скалистые берега Приморья – неизменная муза многих фотолюбителей края.

– Какой край в России, по вашему мнению, наиболее фотогеничен?

– Камчатка. Хотелось бы посетить это место, но, как я уже говорил, цены кусаются. Сейчас я снимаю только в Приморье. Постоянно путешествую, занимаюсь туризмом, провожу экспедиции, поднимаюсь в горы. С фотоаппаратурой уже покорил все основные вершины нашего края и обошел все южное Приморье вдоль и поперек – в частности, остров Петрова, Лазовский заповедник, полуостров Гамова. К счастью, еще есть куда идти – остались в крае места, не тронутые человеком.

– Туризм – не только природа, но еще и люди с их национальными особенностями. Часто ли снимаете портреты?

– Человека не снимаю вообще. Люди – существа капризные, это моя шутка такая. Когда снимают человека, то просят его принять позу, повернуться так, наклониться эдак. Я же не люблю неестественности. К тому же очень сложно совмещать несколько разных направлений.

Пешая прогулка по зимнему Приморью кажется настоящим испытанием, но даже горные хребты в столь суровое время года Виталий пересекает с вдохновением.

– В вашем творчестве есть свои особенности, так сказать, свои фишки?

– Думаю, в искусстве фотографии нет такого понятия, как «фишка». Фотограф не может быть уникальным, он должен эту уникальность уметь находить вовне. Внутреннее чутье и видение делает фотографа человеком искусства. И чутье это словами не опишешь, его можно только прочувствовать. Умение чувствовать и видеть кадр для фотографа первостепенно. Все приемы, которые используются фотографами, общеизвестны. Другой вопрос, как их грамотно применить.

Бухта красной гальки на острове Русский – тихое убежище для городских романтиков Приморья.

– Виталий, а есть ли у вас мечта? Какой вы считаете, как модно сейчас говорить, свою миссию?

– Для фотографа дикой природы едва ли не главная мечта – попасть на фотоконкурс BBC Wildlife Photographer. Пробиться туда – все равно что «Оскара» получить. Это самый престижный фотоконкурс в мире. Я подавал туда свои работы, и они проходили пока в полуфинал. Но, конечно, не теряю надежды пробиться в финальную часть.

 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest