Практика овербукинга – продажа авиакомпаниями бОльшего количества билетов, чем вмещает самолет – всё чаще стала внедряться перевозчиками, и все большее число туристов теперь с ней сталкивается, причём как на родине, так и за рубежом. Редакция инфогруппы «ТУРПРОМ» посвящает этой проблеме очередную статью в серии, созданной совместно с сервисом «Сompensair», который специализируется на взыскании для туристов компенсации от авиакомпаний: мы попытались представить «алгоритм действия» для туриста в данной ситуации.
Овербукинг в авиаперевозке, по оценке «Сompensair», возникает по двум причинам. В более редких случаях на воздушном судне, запланированном к рейсу, находят какую-то техническую проблему накануне вылета, поэтому рейс фактически выполняется другим судном, иногда — с меньшей вместительностью. Из-за этого всем купившим авиабилеты пассажирам мест и не хватает. Но чаще всего причина возникновения овербукинга – жадность авиакомпаний, которые продают больше билетов, чем может вместить самолет. Дело в том, что по статистике в среднем около 10% пассажиров после покупки билетов по тем или иным основаниям отказываются от поездки или не являются на рейс. Соответственно продажа бОльшего количества билетов позволяет повысить доход авиакомпании. Однако иногда происходят флуктации, и на рейс являются все или почти все туристы, купившие авиабилеты…
Напомним, что данную практику перевозчиков в России пытались узаконить ещё в 2016 году, когда на Едином портале был опубликован законопроект, делающий возможным продажу билетов в размере, превышающим количество мест в самолете, т.к. узаконивающий овербукинг (overbooking). Согласно документу, в случае невозможности обеспечить пассажиру перевозку на рейсе, указанном в билете, перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения, указанного в билете. При согласии пассажира с альтернативным вариантом воздушной перевозки договор перевозки считается измененным с предоставлением пассажиру компенсации в порядке, установленном федеральными авиационными правилам. Так же в законопроекте было отмечено, что в случае, если пассажир не согласен с альтернативным вариантом воздушной перевозки, договор может быть расторгнут. В этом случае авиакомпания обязана выплатить пассажиру сумму, потраченную на авиабилет плюс компенсацию, размер которой будет установлен федеральными авиационными правилами. Пока, слава богу, закон этот не принят, ибо на него была получена массу возражений, однако на практике у туриста столкнуться с овербукингом есть все шансы.
Итак, на какую компенсацию может рассчитывать турист? При возникновении овербукинга авиакомпании могут повысить класс обслуживания, например, из эконома перевести в бизнес или первый класс. Также может быть предложен перелет другим рейсом или самолетом других компаний. Однако, при этом такой рейс может выполняться как через несколько часов, так и через несколько дней. Тем не менее, фактически обязательством авиакомпании является доставить пассажира в пункт назначения ближайшим рейсом. Пока в соответствии с действующим российским законодательством, в случае задержки авиарейса по вине авиакомпании, пассажир имеет право претендовать на компенсацию в размере 25 рублей за каждый час задержки.
Если рейс выполняется авиакомпанией, зарегистрированной в ЕС, и пункт назначения находится в ЕС, то пассажир вправе рассчитывать на компенсацию уже по закону ЕС, а это уже сумма в размере 250-600 евро. Итак, ее реально получить в случаях:
- Задержки рейса на 3 часа и более;
- Отмены рейса (с уведомлением менее, чем за 14 дней или без уведомления);
- Отказа в посадке в следствие овербукинга.
В аэропорту турист, пострадавший от данной ситуации, имеет право на те же услуги, что и пассажир, рейс которого задерживается. А именно:
спустя 2 часа задержки турист имеет право на:
- прохладительные напитки и холодные закуски/снеки (далее авиакомпания должна предоставлять напитки и питание раз в 3-4 часа);
- 2 телефонных звонка или возможность отправить e-mail/факс;
- предоставление комнаты матери и ребенка (если ребенку не более 7 лет).
спустя 4 часа задержки турист имеет право на:
- обеспечение горячим питанием (далее каждые 6 часов);
- при необходимости ожидания следующего рейса 8 часов в дневное время (6 часов — в ночное);
- Размещение в гостинице на время задержки;
- Трансфер до места размещения и обратно в аэропорт.
Также если рейс неожиданно оказался отменен, а пассажир уже находится в аэропорту, то он вправе требовать один из следующих вариантов:
- альтернативный транспорт в конечную точку назначения при первой же возможности;
- перебронирование на более позднюю, удобную для пассажира, дату, учитывая количество доступных мест (при этом, обязанность авиакомпании предоставлять помощь и проживание прекращается);
- возмещение стоимости билета в течение 7 дней, а также возвращение в исходную точку маршрута, если дальнейшее продолжение путешествия не имеет смысла (распространяется также на задержки длительностью более 5 часов).
Причем все вышеупомянутые услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Что же касается основного вопроса туристов – можно ли в случае оверкукинга как-то обезопасить себя и улететь вовремя, то решение по-прежнему одно: единственный способ – заранее проходить онлайн-регистрацию (открывается за 24 часа до вылета) либо приезжать в аэропорт заблаговременно, чтобы не оказаться одним из последних, проходящих регистрацию. Ведь именно они и рискуют остаться «за бортом» улетающего самолета…
Источник: www.tourprom.ru