ДВА ГОДА НАЗАД УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ТУРИЗМ ВМЕСТЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ТУРИЗМУ (РОСТУРИЗМОМ) БЫЛИ ПЕРЕДАНЫ В ВЕДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ. О ТОМ, КАК ВЕДОМСТВО РАЗВИВАЕТ ТУРИЗМ И В ЧЕМ ВИДИТ ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ, НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ МАРИНА КРУГЛЯКОВА ПОГОВОРИЛА С ДИРЕКТОРОМ ДЕПАРТАМЕНТА ТУРИЗМА И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ОЛЬГОЙ ЯРИЛОВОЙ.
-Есть разные виды туризма – познавательный, спортивный, деловой… Суще ствуют ли у Министерства культуры приоритеты – какому виду туризма отдать предпочтение?
– Россия обладает колоссальным потенциалом для привлечения туристов. И точек притяжения гостей в каждом регионе немало. Не секрет, что сегодня более востребованы комбинированные туры. Например, отдыхающие в Краснодарском крае предпочитают сочетать пляжный отдых со спортивным, культурно-познавательным и этнотуризмом. Поэтому говорить о приоритете какого-то одного направления туризма не совсем корректно.
– А если говорить о внутреннем и въездном туризме – есть ли тут приоритеты?
– Наши интересы – в развитии обоих направлений. Нам важно, чтобы потоки иностранных туристов в Россию возрастали. Но не менее важно и развитие внутреннего туризма. Особенно в малых городах России, где необходимо активнее задействовать уникальные культурные и природные достопримечательности, самобытные промыслы и ремесла – все то, что создает неповторимый образ города и формирует его бренд.
– Как вы считаете, почему россияне все же предпочитают больше ездить за границу, чем путешествовать по своей стране?
– Во-первых, отдых за рубежом обычно стоит дешевле. А во-вторых, в плане комфорта мы пока отстаем. Основные проблемы – в устаревшей инфраструктуре. Но жизнь не стоит на месте. Открываются новые современные гостиницы. Развивается сеть мини-отелей, которые смогут принять туристов любого достатка. Разрабатываются глобальные межрегиональные культурно-исторические маршруты.
– А дороги, транспорт?
– Вы точно подметили: сегодня многие иностранцы и наши соотечественники любят путешествовать на автомобилях. И туристам должно быть предельно понятно, где находится тот или иной населенный пункт, а в нем гостиница, музей, база отдыха… Но системы навигации в России никогда не было. В прошлом году нами разработано практическое пособие по внедрению системы навигации и информации. Оно согласовано со всеми инстанциями и направлено в качестве рекомендаций во все субъекты. Теперь на дорогах появятся специальные указатели. Эта работа уже идет в Московской области, в Татарстане. Надеемся, что в этом году она будет внедрена во всех регионах России. Кроме того, мы поддерживаем создание туристско-информационных центров. Недавно при поддержке министерства создана ассоциация туристско-информационных организаций, которую учредили 13 регионов. Для нее мы разработали единые ГОСТы и требования. Руководствуясь ими, мы сможем продвигать культурно-туристический потенциал России как внутри страны, так и за рубежом.
Принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Закончился первый этап ее реализации: создаются 24 туристических кластера в различных регионах. Мы оказываем содействие и помощь регионам, которые привлекают большое количество туристов, в создании туристической инфраструктуры.
– Как обстоят дела с классификацией отечественных гостиниц?
– Сегодня она носит добровольный характер. Но есть поручение правительства о введении обязательной классификации гостиниц. Мы активно над этим работаем. Так, в новом проекте классификации отелей введена категория «без звезд». Мы будем также классифицировать мини-отели, чего не было раньше.
– Согласны, что одним из препятствий по развитию внутреннего туризма является высокая стоимость перелетов и переездов?
– Это прежде всего вопрос к Министерству транспорта, который мы перед ним постоянно ставим. Как можно изменить ситуацию? Во-первых, развивать чартерные рейсы. Во-вторых, создавать конкурентные предложения. Это закон бизнеса – чем больше авиакомпаний будут задействованы в том или ином направлении, тем дешевле станут билеты.
– Говорилось, что Министерство культуры будет софинансировать региональные проекты. Расскажите о тех проектах, которые уже финансируются.
– Например, проект «Новогодняя столица России» – празднование Нового года. Это мероприятие проводилось дважды. Первый раз в Татарстане, второй – в Вологодской области. В прошлом году в Вологде на этот праздник приехало более 130 тысяч туристов, в гостиницах не было свободных мест! В этом году несколько регионов хотят стать новогодней столицей. Будем выбирать. Мы также софинансируем и другие событийные региональные проекты. В рамках 2014 года – Года культуры – на это выделены целевые средства. Сейчас поступают заявки от регионов. Поддержаны будут самые прорывные – те, которые через создание положительного имиджа региона смогут привлечь туристов. Уже сейчас можно сказать, что таких проектов немало!
– А другие виды туризма, кроме событийного, будут софинансироваться? Например, детский туризм.
– У нас есть поручение президента по организации культурно-познавательных поездок для детей. В конце прошлого года мы начали реализовывать этот проект – более 18 тысяч детей из 31 субъекта Северо-Западного и Центрального федеральных округов посетили Санкт-Петербург. Участниками проекта также стали школьники из Амурской области и Хабаровского края, пережившие страшное наводнение. Ребята побывали в Мариинском театре, где специально для них была подготовлена экскурсионная программа. Посетили Русский музей, Петергоф, Эрмитаж, Пискаревское мемориальное кладбище. Они узнали о своей стране много нового, интересного и важного! В этом году мы запланировали еще три маршрута: Москва – Золотое кольцо, отдельно Петергоф и отдельно Ясная Поляна. Регионы оплачивают дорогу, все остальное, с момента прибытия детей на место и до отъезда, финансируется из средств федерального бюджета.
– То, что 18 тысяч детей получили возможность побывать в Санкт-Петербурге, это замечательно. Рассматриваются ли какие-то программы, которые позволят увеличить число участников детских маршрутов?
– Тот детский туризм, который активно развивался в 1980-е годы и был незаслуженно забыт, сегодня начинает возрождаться. В каждом регионе уже реализуются интересные акции для детей. Кроме того, целый ряд проектов поддерживается на федеральном уровне. Например, в рамках всероссийского конкурса «Умникум», учрежденного министерством для одаренных детей, занимающихся художественным творчеством, ежегодно организуются экскурсионные поездки в Санкт-Петербург. Именно там проходит заключительный этап конкурса.
– Есть ли у Министерства культуры планы относительно развития туризма в Крыму?
– Недавно, 14 марта, наша делегация вернулась из Крыма, где заместитель министра Алла Манилова проводила большой туристический форум. В нем участвовали 400 человек – представители турбизнеса, крупных промышленных предприятий, региональных министерств культуры и туризма. В рамках форума мы заключили более 20 соглашений о сотрудничестве. Конечно, мы рассматриваем Крым и как здравницу, и как базу для отдыха, в том числе детского. Предстоит большая работа в этом направлении.
– А где лично вы предпочитаете отдыхать?
– На Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесии. Снежные вершины, горные реки, долины с водопадами, минеральные источники… словом, сказочная красота! И конечно же традиционное кавказское гостеприимство. Порой одного дня хватает, чтобы снять усталость после мегаполиса.