Туристический сувенир – словно «вишенка на торте» для каждого путешествия. Это не только визитная карточка для любой страны или ее региона. Это отражение самобытной культуры, искусства, складывающихся веками традиций и обычаев. Кроме того, производство и реализация сувениров – одно из ключевых направлений продвижения туристического бизнеса
В Саратове выпускают как традиционные сувениры, представляющие широко известные бренды региона, так и новые, современные изделия, разработанные молодыми мастерами.
Глиняная игрушка
Эта волжская земля издавна славится своими керамическими и глиняными игрушками. Их производством занимаются четыре организации – компания «Керамический блюз», предприятие «Керамика-Золотое», промыслы «Вольская крашенка» и «Саратовская глиняная игрушка Петра Африкантова».
Глиняная игрушка прочно занимает место одного из саратовских брендов. Она появилась еще в начале XVII века в городе и пригородных деревнях, где почва богата глиной. Широкое распространение получила во второй половине XIX века. Историки полагают, что навыки изготовления привезены сюда первыми поселенцами. Из какого уголка государства приезжали сюда барин с крестьянами, отследить невозможно.
Игрушку делали мастера-одиночки в свободное от основной работы время. Техника и уровень мастерства у всех были разные. Полностью красителями игрушки не покрывались, определяющим был именно цвет глины. Сердце саратовской игрушки – ее особенный декор. Он наносится штампиками, вдавливанием геометрического рисунка из крестиков, кружочков, звездочек.
По данным исследователей, саратовская игрушка намного старше дымковской, аналогов ей не существует. Долгое время она была незаслуженно забыта и сегодня возрождается заново. В основном в этом краю лепили животных, встречаются даже верблюды. Из фигурок можно было составить игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных разной величины. Людей по сравнению с животными лепилось мало.
Отметим, что технология изготовления саратовской глиняной игрушки занесена в реестр области как объект нематериального культурного наследия.
Знаменитый калач
Саратовский калач для туристов – непременный гастрономический сувенир. Сегодня его можно найти в различных городских пекарнях. Но лучше позаботиться о сувенире заранее и сделать предварительный заказ.
Калач всегда изготавливался из лучшей муки и снискал славу самого вкусного в России хлеба. Как говорят знатоки, в старину для настоящего калача годился только особый вид пшеницы – знаменитая саратовская белотурка. В начале прошлого века Саратов считался хлебной столицей Российской империи. В то время популярность калача росла как на дрожжах.
Сегодня пекарни работают как раз со старинными рецептами. Специалисты говорят, что самым сложным было найти один из самых важных ингредиентов – пшеничную крупку. Именно она придает калачу его знаменитое свойство – подниматься после того, как его сомнут до основания. Говорят, что крупка делает калач полезнее, поскольку в ней содержится большее по сравнению с мукой количество клетчатки.
По словам владельца одной из сети саратовских пекарен Ильи Левина, идея массово выпускать калачи к нему пришла после того, как его пекарня сделала калачи для международного форума.
– Я часто слышал, как люди старшего поколения вспоминали саратовский калач, говорили, что сейчас его уже не найти, – рассказал он. – Окончательное решение приступить к его массовой выпечке мы приняли после того, как делегация правительства области, в которую вошли и сотрудники регионального комитета по туризму, привезла на международный форум в Казахстане 500 наших калачей. Это был успех, и я решил попробовать наладить производство. Свойства свои калач сохраняет. Садиться на него не садились, но рукой сжимали – поднимается.
Саратовская гармоника
Местная гармоника – один из самых дорогих сувениров. Своим неповторимым звучанием она известна на весь мир. Удивительная гармония звука и звонкие переливы. Саратовская гармоника покоряет раз и навсегда.
– Это один из самых узнаваемых брендов области, важная часть нашей культуры, – говорит председатель Комитета по туризму Саратовской области Виктория Бородянская. – Среди всего разнообразия инструментов стран и городов мира саратовская гармоника одна. Ее невозможно перепутать ни с каким другим инструментом.
Саратовская гармоника звучит на мероприятиях самого разного уровня. С одинаковым успехом ее принимают на школьных концертах, международных выставках и олимпиадах. Она всегда – в центре внимания. Именно с ней саратовец Артем Дробышев взял Гран-при в конкурсе «Играй, гармонь!».
Как сувенир гармоника выиграла не одну туристическую премию. Она делает наш регион узнаваемым везде, где появляется. Хор имени Пятницкого, Волжский народный хор – многие коллективы использовали гармонику в своем творчестве. На ней учился играть и Юрий Гагарин, ее отправляли в подарок Биллу Клинтону и Монтсеррат Кабалье. Сегодня инструмент живет полной жизнью. Налажено его современное производство, совершенствуются технологии.
Волга-река
Что касается современной продукции, то здесь пальма первенства принадлежит сувенирам проекта «Волга-река». Туристическая линейка сувениров включает в себя стильные и практичные вещи, актуальные среди нового поколения туристов: портативные зарядные устройства, бутылки для воды, экосумки, толстовки, чехлы для чемоданов и многое другое.
На Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир» проект взял первое место в номинации «Линейка туристических сувениров региона», Гран-при в номинации «Идея туристического сувенира» в ценовой категории «эконом» и серебро в средней ценовой категории.
– Для нас это почетно и знаково, – поделилась идейный вдохновитель и руководитель проекта сувенирной линейки «Волга-река» Екатерина Григорьева. – Значит, мы развиваем свое дело не зря!
Новый логотип
Отдельный проект – брендированная продукция, которая выпускается при поддержке Комитета по туризму с изображением разработанного туристического логотипа региона «Огни Поволжья». В качестве сувениров выпускаются power-bank (зарядки для телефонов), авторучки, карандаши, блокноты, ежедневники и другая продукция. Эти сувениры предназначены и для официальных мероприятий.
В числе новинок – продукция недавно появившегося в Саратове Музея шоколада. Очень интересное и «вкусное» гастрономическое направление. В Музее шоколада можно не только приобрести готовую продукцию, но изготовить ее самому на различных мастер-классах. Этот саратовский бренд сегодня активно развивается и будет растиражирован в других городах России.
Народные промыслы
– Сегодня в регионе работают две организации, занимающиеся народными художественными промыслами и ремеслами, – рассказала председатель Комитета по туризму Виктория Бородянская. – Это «Палата ремесел Саратовской области» и «Город мастеров». Они объединяют порядка 350 профессионалов в этой отрасли, а также индивидуальных любителей, производящих сувенирную продукцию. Тенденцией последнего времени стало участие мастеров в деловых мероприятиях, форумах и конференциях. Сувенирная продукция теперь часть экскурсионных программ. Наши туристы посещают сувенирные магазины и открывшиеся сувенирные музеи, туроператоры устраивают дегустацию нашего саратовского калача и другой продукции.
Как рассказала Виктория Бородянская, на информационном туристическом портале огни-поволжья.рф есть каталог сувенирной продукции, который постоянно обновляется. И у каждого, кто собирается приехать в гости, есть возможность заранее подумать, что именно увезти с собой кроме самых положительных впечатлений и эмоций.
Ольга Летувет