Турклуб МГУ покорил малоизученный хребет Сунтар-Хаята, или «горы Сунтары» – тунгусской шаманки, о могуществе которой до сих пор ходят легенды. 950 км от Якутска до Томтора по плохой дороге с двумя паромными переправами, затем 150 км на вертолете – такой путь проделали туристы, чтобы попасть во
владения Сунтары.
Выбирая маршрут, руководитель группы Василий Кулик хотел приобщиться к комбинированному туризму, внедрив в маршрут несложный сплав. Для этого выбранный район представлялся подходящим. Сплав позволял исключить из маршрута длительный выход из района по заболоченной местности и при этом существенно увеличить время пребывания в горах.
Поход стал для Василия началом нового цикла комплектования команды. «Предыдущий массовый набор к походу 2013 года по Камчатке себя исчерпал, – рассказывает Василий. – Кто-то просто решил отдохнуть от туризма, кто-то сам начал руководить походами, а некоторым товарищам, наверное, надоел «вечный» руководитель, и они пошли с кем-то другим. В итоге от прошлого состава, кроме меня, остался только один участник – Илья Зотов, а набранная команда (всего десять человек) получилась крайне неоднородной по возрасту, туристскому опыту, образованию, роду деятельности… Это существенно усложнило подготовку к походу и стоило мне, как руководителю, немалых нервов».
Впрочем, сплав предполагался спокойным и несложным. За три дня группа должна была сплавиться по рекам Конгор и Агаякан, преодолев в общей сложности 140 км. Поскольку сплав начинался там же, где и пешая часть маршрута (озеро Кнорий), водное снаряжение с собой можно было не таскать, оставив его у озера. Гладко было на бумаге, но… в поселке Томтор, последнем очаге цивилизации, откуда группу должен был забрать вертолет, вдруг выяснилось, что в Москве забыли катамаран. Участница похода Елизавета Сартан вспоминает:
– Целый катамаран! Доставить его в Якутск должна была дружественная нам группа из Москвы, с которой мы вместе забрасывались на машине и вертолете, однако представитель из их группы не так понял представителя нашей группы, и катамаран благополучно остался в Москве. Два человека и изрядная доля вещей остались без плавсредства. Посадить их на два имевшихся в наличии пакрафта было нереально, поменять маршрут – тоже, а пройти 140 км пешком просто убийственно. Почти безвыходная ситуация…
Но тут произошло чудо. Группу спас добрый человек – вертолетчик Сергей, который вдруг из закромов своего багажника откопал одноместную надувную лодку «Тайга» и безвозмездно одолжил на поход. На вид она была довольно приличной, единственное – уж больно маленькая и не рассчитанная на двух человек с большим грузом. Но тогда ребятам было все равно.
Елизавета, до Якутии много где побывавшая, признается, что таких пейзажей и ландшафтов, как в районе хребта Сунтар-Хаята, она еще нигде не видела:
– Сами горы – невысокие, всего до трех тысяч метров, но из-за особенностей горных пород там царит настоящее буйство красок – рыжие, коричневые, бурые, черные, красные, зеленые, белые осыпные склоны гор отливают на солнце и в тени мягкими разноцветными разводами.
Запомнилось прохождение долины реки Конгор. Непростой ходовой день уже подходил к концу, и вечернее солнце осветило ближайшие горные склоны. В лучах заката горы еще больше заиграли яркими теплыми красками, где-то вдалеке на контрасте темнели грозовые синие тучи – и вдруг, несмотря на солнце, пошел дождик и вышла радуга!
По красоте и необычности пейзажей Елизавету очень впечатлили долина реки Спрингис и перевал Кислый. «Возникло ощущение, что мы попали в настоящую марсианскую экспедицию, – вспоминает она. – Камни, скалы, земля под ногами и даже ручьи и реки – все кругом пылало ярко-рыжими цветами с вкраплениями красного, белого и коричневого. Вода настолько минерализована, что пить ее было нельзя. Сам перевал при этом трудности не представлял. Можно было спокойно подниматься, как по ступенькам, по небольшому каньону и любоваться видами, открывающимися из-за поворота».
Вообще район хребта Сунтар-Хаята пока еще является для туристов terra incognita. Группа Кулика снимала на перевале записки 20-летней давности, а один раз даже совершила полноценное первопрохождение. Покоренный перевал назвали Паралимпийским.
Но вот для группы наступило время сплава. Как говорит Елизавета, тут и началось самое интересное…
– Мы надули лодки, немного их подлатали, в частности «Тайгу», у которой сдувал один баллон, кое-как загрузились и отправились в путь. Начало было ужасным – все лодки были перегружены, и казалось, мы вот-вот перевернемся. Но самое главное, что из-за дождей вода в реке поднялась и ускорилась. Это были самые верховья реки Конгор, по которым до нас никто еще не сплавлялся. Лодки мотало, вертело, накидывало на мель. В самом начале пути случился первый оверкиль – лодка с руководителем ушла не в ту протоку и опрокинулась.
В итоге сплав превратился в самостоятельную, яркую и сложную часть похода. Таскание лодок на бечевке, быстрое течение, длинные «шиверы», постоянно до краев наполнявшие лодки водой, завалы из деревьев, торчащие из воды камни… Это было страшно, но захватывающе. Елизавета, сплавлявшаяся на «Тайге», два раза выпадала из лодки. Добавьте сюда два оверкиля, один из которых – с суровым попаданием под завал, и станет понятно, почему девушка считает этот сплав самым ярким впечатлением в своей туристской карьере. Но, благо, никто не утонул, и группа, несмотря ни на что, все же осилила 140 км рек за четыре дня и торжественно закончила на этом поход.
Остается добавить, что на чемпионате России по спортивному туризму поход группы Кулика стал победителем среди пешеходных походов 4-й категории сложности.
Текст: Алексей Егоров
Фото: Елизавета Сартан